Веды ( санскр.- знание) – священные книги брахманов, которым ониприписывают сверхъестественное происхождение.
Веданта (санскр. – завершение вед) первоначально название упанишад, завершающих веды.
Сансра (самсара) – так назывался в индийской философии повторяющийся благодаря новому рождению цикл индивидуального жизненного процесса со всеми его страданиями, от которых освобождаются только благодаря проникновению в Брахму, т.е. в нирвану.
Карма (санскр.) – согласно учению брахманистов, буддистов и джайнистов, «труд»; В широком смысле – сумма добрых и злых деяний жизни, которая создает предпосылки для последующего существования определенного рода сущности и определенной судьбы.
Брахма (санкр. – священная сила) – первоначально заклинание, затем сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношений, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает, хранит и затем снова возвращается к самомк себе.
Драхма (санкр.) – ведущий принцип) – в индийской философии закон, истина, учение, право, долг, добродетель, свойство. В вчении буддизма – элементы бытия, из которых слагается все сущее.
|
|
Дао (кит. – Бог, путь, разум, слово, логос, смысл) – одно из важнейших понятий китайской философии
Джайнизм – индийская религия, родственная буддизму, названная так по имени ее 24 святых проповедников – «джайнов» (победителей).
Буддизм – проповедовшееся ок. 560-480 до Р.Х. Буддой («ясновидящий») Гаутамой священное учение, согласно которому все в мире «преходящее, не имеет самости (постоянной субстанции), а потому полно скорби (неудовлетворенности)».
Пифагорейство – одно из самых популярных религиозно-философских и научно- эмпирических учений античного мира, которое исходило из представления о числе как об основном принципе всего существующего.
Платон – крупнейший представитель античного и мирового идеализма, основатель всего европейского идеализма, впервые продумавший до конца все основные принципы идеалистической философии.
Неоплатонизм – обширное многовековое философское направление конца античного мира (111-V1 вв. н.э.), ставившее своей целью строгую систематизацию разбросанных и разноречивых элементов философии Платона с добавлением учений Аристотеля (в тех случаях когда они не противоречили Платону, но развивали егодальше) и с привлечением методов эллинистического имманентизма. Основное содержание неаплатонизма сводится к диалектической триаде – Единое, Ум, Душа – с доведением ее до степени космологии.
Стоицизм –одно из главнейших эллинистическо-римских философских течений, ставившее своей целью выработку непреклонного и ни от чего не зависящего человеческого характера и обосновавшее эту мораль на истечении человеческого субъекта из провиденциально-фаталистического первоогня.