Какие методы познания использовались в следующих случаях?

1) В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибло 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

2) Обратив внимание на то, что 4 = 1+3; 6 = 3+3; 8 = 5 +3; 10 = 5+5, Гольдбах высказал гипотезу о том, что любое четное число можно представить в виде суммы двух простых чисел.

7. Известный физик ХХ века Макс Борн писал: «Мы должны также заботиться о том, чтобы научное абстрактное мышление не распространялось на другие области, в которых оно неприложимо. Человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении» (Борн М. Моя жизнь и взгляды. –М., 1973. – С. 128).

Прав ли по вашему мнению, М. Борн? Сопоставьте его взгляды с мнением другого великого ученого Альберта Эйнштейна:

«Я не считаю, что наука может учить людей морали. Я не верю, что философию морали вообще можно построить на научной основе. Например, Вы не смогли бы научить людей, чтобы те завтра пошли на смерть, отстаивая научную истину. Наука не имеет такой власти над человеческим духом. Оценка жизни и всех ее наиболее благородных проявлений зависит лишь от того, что дух ожидает от своего собственного будущего. Всякая же попытка свести этику к научным формулам неизбежно обречена на неудачу. В этом я полностью убежден. С другой стороны, нет никаких сомнений в том, что высшие разделы научного исследования и общий интерес к научной теории имеют огромное значение, поскольку приводят людей к более правильной оценке результатов духовной деятельности. Но содержание научной теории само не создает моральной основы поведения личности. (Эйнштейн А. Собр. науч. трудов: В 4 т. Т. IV. М., 1967. – С. 165).

Выделите среди указанных методов познания такие, которые

а) относятся только к теоретическому уровню;

б) применяются только на эмпирическом уровне;

в) используются как в теоретическом, так и в эмпирическом исследовании.

1) Наблюдение. 2) Индукция. 3) Дедукция. 4) Измерение. 5) Сравнение. 6) Эксперимент. 7) Анализ. 8) Идеализация. 9) Абстрагирование. 10)Формализация. 11) Аксиоматизация. 12) Системный анализ. 13)Моделирование. 14) Аналогия. 15) Синтез. 16) Восхождение от абстрактного к конкретному.

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени С.М. Кирова


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: