При рассмотрении первых двух вопросов семинара «Предмет философии науки», и «Наука как социальный институт» необходимо проанализировать имеющиеся подходы к определению науки, её классификации.Рекомендуется усвоить проблему причин, видов и социальную роль многообразия научного знания.
В современной планетарной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс XX в., приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.
Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему обучения и воспитания (образования), которая ориентирована прежде всего на усвоение современных знаний, наука формирует особый тип человеческого сознания. Образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления во многом складываются сегодня под влиянием знаний научной картины мира, в процессе изучения естественных, технических и социально-гуманитарных дисциплин. Формируются новые идеалы, интересы, ценностные позиции. Но этим не исчерпывается воздействие науки на сознание и мировоззрение людей. Образцы научного знания активно влияют на логику нашего мышления, утверждая новые способы аргументации в мышлении и на практике. Это обстоятельство было выявлено при сравнительном анализе духовного мира людей, воспитанных на разных культурных традициях.
|
|
По мере своего развития научное знание дифференцируется. Формируются новые научные дисциплины, которые оказывают воздействие на ранее сложившиеся науки, возникают интегративные связи между науками и междисциплинарные исследования. Поэтому новое знание является результатом как внутридисциплинарных, так и междисциплинарных взаимодействий. Философия науки изучает их общие характеристики. Она ставит своей целью выявить особенности научного познания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания.
Рассматривая науку как деятельност ь, направленную на производство нового знания, важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать этот историзм науки. В процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся образцы о природе, человеке и обществе. В этом процессе изменяются все компоненты научной деятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и кооперации научного труда и т.п.
|
|
В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с исследованиями классической эпохи. На место науки небольших сообществ ученых пришла современная «большая наука» с ее глобальными исследованиями, производственным применением сложных и дорогостоящих приборных комплексов (типа крупных телескопов, современных систем разделения химических элементов, ускорителей элементарных частиц), с резким увеличением количества людей, занятых в научной деятельности и обслуживающих ее, с крупными объединениями специалистов разного профиля, целенаправленным государственным финансированием научных программ и т.п.
Со второй половины XIX в. наука получает все расширяющееся применение в технике и технологиях. Сохраняя свою культурно-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию – становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в сферы управления социальными процессами, выступая основой квалифицированных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с политической властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития государства. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в силу общесоциальную. Но при этом усиливаются методологическая и мировоззренческая функции науки, ее роль как непосредственной производительной силы.
Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсуждаемых в современной философии науки. Учет этой проблематики позволяет уточнить понимание ее предмета. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и использованию научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.
Современная философия науки рассматривает познание и всю научную деятельность как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирования нового научного знания и каковы механизмы воздействия социокультурных факторов на этот процесс.
Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материалы истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.
Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин, но вместе с тем она ориентирована на выявление общих закономерностей их развития и обогащения содержания наук новым знанием.
Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и науки прослеживается на протяжении всей их истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдельные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой – она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологической основы на процессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру общества.
Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем, и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Дидро, Г. Гегель, Г. Лейбниц, И. Кант, И. Фихте и др.), что создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области философского знания. Но оформление это произошло на относительно поздних этапах развития науки и философии – в середине XIX в. (труды О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера, У. Уэвелла). В этот же период был применен и термин «философия науки». Он впервые был предложен немецким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его работы вызвали множество критических замечаний, но сам термин оказался продуктивным (хотя в последующем многие философы науки использовали этот термин, не связывая его с работами Дюринга).
|
|
В XX в. философия науки превратилась в специализированную область исследований, требующую не только собственно философских и логических знаний, но и умения ориентироваться в специальном научном материале.
Вопросы для самоконтроля
1. Охарактеризуйте предмет философии науки.
2. В чем смысл деятельности, направленной на производство научных знаний?
3. Перечислите основные концепции науки, изучаемые философией науки.
4. Проведите содержательный анализ соотношения философии науки с наукометрией и науковедением.
5. В чем состоит особенность функций философии науки?