Вопрос 1. Предмет и функции науки

При рассмотрении первых двух вопросов семинара «Предмет философии науки», и «Наука как социальный институт» необходимо проанализировать имеющиеся подходы к определению науки, её классификации.Рекомендуется усвоить проблему причин, видов и социальную роль многообразия научного знания.

В современной планетарной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс XX в., приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производ­ства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы.

Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему обучения и воспитания (образования), которая ориентирована прежде всего на усвоение современных знаний, наука формирует особый тип человеческого сознания. Образы природы, общества, человечес­кой деятельности, мышления во многом складываются сегодня под вли­янием знаний научной картины мира, в процессе изучения естественных, технических и социально-гуманитарных дисциплин. Формируются новые идеалы, интересы, ценностные позиции. Но этим не исчерпывается воздействие науки на сознание и мировоззрение людей. Образцы научного знания активно влияют на логику нашего мышления, утверждая новые способы аргумен­тации в мышлении и на практике. Это обстоятельство было выявлено при сравнительном анализе духовного мира людей, воспитанных на разных культурных традициях.

По мере своего развития научное знание дифференцируется. Фор­мируются новые научные дисциплины, которые оказывают воздей­ствие на ранее сложившиеся науки, возникают интегративные связи между науками и междисциплинарные исследования. Поэтому новое знание является результатом как внутридисциплинарных, так и междисциплинарных взаимодействий. Философия науки изуча­ет их общие характеристики. Она ставит своей целью выявить особен­ности научного познания, его структуру, проанализировать познава­тельные процедуры и методы, обеспечивающие порождение нового знания.

Рассматривая науку как деятельност ь, направленную на производ­ство нового знания, важно принять во внимание историческую изменчивость самой научной деятельности. Философия науки, анализируя закономерности развития научного знания, обязана учитывать этот исто­ризм науки. В процессе ее развития не только происходит накопление нового знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся образцы о природе, человеке и обществе. В этом процессе изменяются все компоненты научной де­ятельности: изучаемые ею объекты, средства и методы исследования, особенности научных коммуникаций, формы разделения и коопера­ции научного труда и т.п.

В наше время изменился и сам характер научной деятельности по сравнению с исследованиями классической эпохи. На место науки небольших сообществ ученых пришла современная «большая наука» с ее глобальными исследованиями, производственным применением сложных и дорогостоящих при­борных комплексов (типа крупных телескопов, современных систем разделения химических элементов, ускорителей элементарных час­тиц), с резким увеличением количества людей, занятых в научной де­ятельности и обслуживающих ее, с крупными объединениями специ­алистов разного профиля, целенаправленным государственным финансированием научных программ и т.п.

Со второй половины XIX в. наука получает все расширяю­щееся применение в технике и технологиях. Сохраняя свою культур­но-мировоззренческую функцию, она обретает новую социальную функцию – становится производительной силой общества. В XX в. наука начинает все активнее проникать в сферы управле­ния социальными процессами, выступая основой квалифицирован­ных экспертных оценок и принятия управленческих решений. Соединяясь с политической властью, она реально начинает воздействовать на выбор тех или иных путей социального развития государства. Эту новую функцию науки иногда характеризуют как превращение ее в силу общесоциальную. Но при этом усиливаются методологическая и мировоззренческая функции науки, ее роль как непосредственной производительной силы.

Все эти вопросы выступают как формулировки проблем, обсужда­емых в современной философии науки. Учет этой проблематики по­зволяет уточнить понимание ее предмета. Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и использованию научных знаний, взятых в их историческом раз­витии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте.

Современная философия науки рассматривает познание и всю научную деятельность как социокультурный феномен. И одной из важных ее задач является исследование того, как исторически меняются способы формирова­ния нового научного знания и каковы механизмы воздействия социо­культурных факторов на этот процесс.

Чтобы выявить общие закономерности развития научного познания, философия науки должна опираться на материалы истории различных конкретных наук. Она вырабатывает определенные гипотезы и модели развития знания, проверяя их на соответствующем историческом материале. Все это обусловливает тесную связь философии науки с историко-научными исследованиями.

Философия науки всегда обращалась к анализу структуры и динамики знания конкретных научных дисциплин, но вместе с тем она ориентирована на выявление общих закономерностей их развития и обогащения содержания наук новым знанием.

Философия науки развивается вместе с самой наукой. Она выступает своего рода самосознанием науки. Тесная связь философии и науки прослеживается на протяжении всей их истории. В древности, когда наука только зарождалась, философия включала в свой состав отдельные научные знания. С отпочкованием от философии конкретных наук возникает новый тип их взаимоотношений. С одной стороны, философия, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, а с другой – она активно влияет в качестве мировоззренчески-методологической основы на про­цессы фундаментальных научных открытий, их интерпретацию и включение в культуру общества.

Тематика философских проблем науки разрабатывалась в большинстве философских систем, и особенно активно в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Дидро, Г. Гегель, Г. Лейбниц, И. Кант, И. Фихте и др.), что создало предпосылки к оформлению философии науки в качестве особой области философского знания. Но оформление это произошло на относительно поздних этапах развития науки и философии – в середине XIX в. (труды О. Конта, Дж. Милля, Г. Спенсера, У. Уэвелла). В этот же период был применен и термин «философия науки». Он впервые был предложен немец­ким философом Е. Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки. И хотя решить эту задачу Дюрингу не удалось, а его работы вызвали множество критиче­ских замечаний, но сам термин оказался продук­тивным (хотя в последующем многие философы науки использовали этот термин, не связывая его с работами Дюринга).

В XX в. философия науки превратилась в специализированную область исследований, требующую не только собственно философских и логических знаний, но и умения ориентироваться в специальном научном материале.

Вопросы для самоконтроля

1. Охарактеризуйте предмет философии науки.

2. В чем смысл деятельности, направленной на производство научных знаний?

3. Перечислите основные концепции науки, изучаемые философией науки.

4. Проведите содержательный анализ соотношения философии науки с наукометрией и науковедением.

5. В чем состоит особенность функций философии науки?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: