1. Внимательно ознакомится с содержанием задания к семинару.
2. Дополнить конспекты лекций по данной теме, выделить в тексте основное содержание.
3. Изучить основную и дополнительную литературу по теме семинара.
4. Подготовить тезисы выступлений по вопросам семинара.Структура ответа предполагает логически стройное раскрытие содержания вопроса, сущности основных категорий и понятий, выход на практику, в т.ч. военную, а также краткий вывод. Продолжительность ответов на поставленные вопросы задания в пределах 10 минут.
5. По желанию выбрать одну тем рефератов и подготовить реферативное сообщение.
6. Во время самостоятельной работы потренироваться в решении тестов по теме семинара.
Еще Сократ призывал человека познать самого себя. Что это значит? Можно ли жить в обществе и быть свободным от общества? Что составляет личность офицера? Каковы ценности воинской службы? Найти ответы на эти вопросы – цель семинарского занятия.
Вопрос 1. Развитие взглядов на человека в философии и медицине
Особое внимание в ходе подготовки к ответу на первый вопрос семинара следует обратить на уяснение сущности человека, его двойной природы – биологической и социальной. Проблемы становления и развития человека изучает антропология. В курсе философии мы изучаем отдельные проблемы философской антропологии. Философская антропология представлена многими школами и направлениями. Необходимо понять трудности, с которыми столкнулось человечество в вопросе выяснения сущности человека. Для этого необходимо рассмотреть содержание идеалистического и материалистического подходов к анализу человеческой сущности. Для себя необходимо выяснить, что представляет собой антропогенез, антропосоциогенез. Анализируя антропосоциогенез, попытайтесь понять роль социального фактора, социализации в становлении и развитии человека, задайтесь важным для выяснения сущности поставленной проблемы вопросом: возможно ли превращение человеческого дитя в человека при его развитии вне общества (Маугли)? Выясните биологические и социальные предпосылки становления человека. Проанализируйте понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность. Выясните, в чем состоит сходство и различие разных подходов к анализу сущности человека?
Вопросы для самоконтроля
1.Как соотносятся в человеке биологическое и социальное, что из них является определяющим и почему?
2.Какие процессы составляют содержание антропогенеза? Какова роль общества в становлении человека?
3.Каково содержание биологических и социальных предпосылок становления человека?
4.Каково соотношение сознательного и бессознательного в человеческой деятельности?
5.Как взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние в человеке духовное и телесное, биологическое и социальное? Какое влияние эти факторы оказывают на выполнение своих обязанностей военнослужащими?