Задание

на семинар №1

по дисциплине «Биоэтика»

тема: «Медицина, этика, право и религия: их взаимосвязь»

для курсантов 2 курса ФПВ

Вопросы, подлежащие рассмотрению на семинаре:

1. Понятия мораль, нравственность и этика: их соотношение. Натуралистическая и религиозная теории происхождения морали:

-определение объема и содержания понятий «мораль», «нравственность», «этика»;

-историческое изменение предмета этики;

-натуралистическая, религиозная, биологизаторская и уфологическая теории происхождении морали. Мифы и реальность;

-современная структура этики: метаэтика, история этических учений, нравственность как культурно-исторический феномен, нормативная этика, моральные ценности и нравственное воспитание, прикладная этика, этика и человековедение;

-основные категории этики: добро и зло, свобода, необходимость, ответственность, совесть и долг;

-междисциплинарные связи этики и возникновение новых сфер этического исследования.

2. Специфика правового регулирования поведения человека. Сущность либеральной трактовки права. Право и этика в медицине:

-право как форма духовной жизни общества;

- «совпадение-несовпадение» морали и общества;

- особенности правовой и моральной регуляции;

-исторические типы правового и нравственного регулирования в медицине;

-необходимость законодательной базы в современной медицине и ее нравственного обоснования.

3. Основные этапы развития медицинской этики. Медицинская этика, деонтология, биомедицинская этика, биоэтика:

-зарождение морали врачевания в эпоху первобытнообщинного строя;

-формирование основ медицинской этики в период рабовладения(Египет, Индия, Ближний Восток, Греция. Рим);

-модель Гиппократа и принцип «не навреди»;

-особенности нравственности врачей эпохи феодализма;

-деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга» в последующие периоды;

-современная трактовка медицинской этики и биоэтики.

4. Соотношение либеральной и консервативной биоэтики. Их мировоззренческие основания. Биоэтика как институт современного общества:

-историко-натуралистические корни консервативной биоэтики;

-свобода выбора и либеральная этика;

-биоэтика как социальный регулятор;

-структура биоэтики как института современного общества.

Литература для подготовки к семинару:

а) обязательная:

1.Гоглова О., Ерофеев С., Гоглова Ю. Биомедицинская этика: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения.- СПб.: Питер, 2013.

2.Иванюшкин А.Я. биомедицинская этика- М.: Авторская академия, 2010.

3.Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: учебное пособие- М.: МЕДпресс-онформ, 2008.

4.Хрусталев Ю.М. Биоэтика- М.:ОАО «издательство медицина», 2011.

б) дополнительная:

1.Аристотель. Никомахова этика/сочинения: В 4-х т.Т.У.- М.: Мысль,1983.

2.Зеленова И.Л. Этика: Учебное пособие- М.,2008.

3.Иванов В.Г. История этики древнего мира -СПБ.: Издательство «Лань»,1997.

4.Иванов В.Г.История этики средних веков- Л.: Издательство ЛГУ,1984.

5.Карташова О.В., Лапатин П.В. Биоэтика учебник.–М.,2009.

6.Монтень М.Опыты: В 3 кню Кн.3-я – СПБ.: Кристалл.1998.

7.Щвейцер А.Благоговение перед жизнью. -М.,1992.

Темы рефератов, выступлений и сообщений:

1. Понятия морали, нравственности и этики: их соотношение.

2. Возникновение морали и ее историческое значение.

3. Медицинская этика. История развития, цели и задачи.

4. Деонтология. Понятие, определение, история формирования.

5. Возникновение биоэтики как науки: цели и задачи.

6. Современные тенденции в биомедицинской этике.

7. Биоэтика как институт современного общества.

8. Право и этика в медицине.

Методические рекомендации курсантам по подготовке к семинару:

- изучить вопросы, выносимые на обсуждение на семинарском занятии;

-материалы подготовки к семинару рекомендуется отрабатывать в конспекте лекций по дисциплине «биоэтика»;

-к семинару необходимо подготовить проблемные вопросы, а также научные сообщения;

-в процессе подготовки к семинару следует использовать и интернет – ресурсы;

-отводимое время на выступления – 10 минут, на научные сообщения и доклады – до 15 минут.

Основные категории и понятия:

Медици́на — система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни

Э́тика — философское исследование морали и нравственности.

Биоэ́тика — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Пра́во — один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.

Рели́гия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).

Мора́ль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики

Добро — общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий

Свобо́да — идея, отражающая такое отношение субъекта к своим действиям, при котором он является их определяющей причиной и они непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми факторами

Необходимость — характеристика явления, однозначно определённого некоторой областью действительности, предсказуемого в рамках знания о ней.

Ответственность — личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты.

Совесть — способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

Долг — это обязательство, а также денежные средства или другие активы, которые кредитор передаёт заёмщику (дебитору) с условием их возврата в будущем и выплаты вознаграждения

Деонтология — учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики.

Гиппократ (460-377 до н.э.)— знаменитый античный врач и мыслитель. Реформатор древнегреческой медицины, почитаемый как «отец медицины». Он основоположник индивидуального подхода к больному. Его по праву считают основателем профессиональной медицинской школы, в которой он соединил ее медицинские цели и задачи с принципами гуманной философии и медицинской этики. С его именем связано представление о высоком моральном облике врача и моральности его профессионального поведения — клятва Гиппократа. Ее главный принцип — «не навреди»

Девиантный (франц. deviation — отклонение) — отклоняющийся от принятых в обществе моральных норм поведения.

Идеал (греч. idea — идея) — понятие морального сознания, образец высшего нравственного совершенства или высшая цель человеческих устремлений в своей жизнедеятельности. По Канту, идеал — недостижимый первообраз, который никогда не станет действительностью.

Бентам И. (1748-1832)— английский философ, ученый и юрист. Его по праву считают родоначальником этического учения «Деонтология». В нем он рассматривал задачи морали в целом как средство достижения пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья. Впоследствии ее стали рассматривать как этику долженствования, особенно в медицине.

Сократ (470-399 до н. э.)— знаменитый древнегреческий философ — отец моральной философии (этики).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: