Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.
Стимульный материал к методике исследования логической и механической памяти.
Первый ряд | Второй ряд |
КУРИЦА – ЯЙЦО | СПИЧКИ – КРОВАТЬ |
НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ | ЖУК – КРЕСЛО |
КУКЛА – ИГРАТЬ | СИНИЦА – СЕСТРА |
ЛАМПА – ВЕЧЕР | РЫБА – ПОЖАР |
ГРУША – КОМПОТ | ШЛЯПА – ПЧЕЛА |
КНИГА – ЧИТАТЬ | БОТИНКИ – САМОВАР |
КОРОВА – МОЛОКО | ЛЕЙКА – ТРАМВАЙ |
УЧЕНИК – ШКОЛА | КОМПАС – КЛЕЙ |
ПАРОВОЗ – ЕХАТЬ | МУХОМОР – ДИВАН |
РУЧКА – ПИСАТЬ | НЕБО – РАК |
ЛЕД – КОНЬКИ | ДЕРЕВО – ОВЦА |
ЩЕТКА – ЗУБЫ | ГРЕБЕНКА – ВЕТЕР |
СНЕГ – ЗИМА | БУСЫ – ЗЕМЛЯ |
ЛОШАДЬ – САНИ | ПИЛА – ЖУРНАЛ |
БАБОЧКА – МУХА | ГРАФИК – ТУМАН |
Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10–15 пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10–15 секунд, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
|
|
Обработка результатов.
По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты заносятся в таблицу.
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Кол-во слов первого ряда (а1) | Кол-во запомнившихся слов (б1) | Коэффициент смысловой памяти б1 С1 = а1 | Кол-во слов второго ряда (а2) | Кол-во запомнившихся слов (б2) | Коэффициент механической памяти б2 С2 = а2 |
Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.