Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов

Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют.

Стимульный материал к методике исследования логической и механической памяти.

Первый ряд Второй ряд
КУРИЦА – ЯЙЦО СПИЧКИ – КРОВАТЬ
НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ ЖУК – КРЕСЛО
КУКЛА – ИГРАТЬ СИНИЦА – СЕСТРА
ЛАМПА – ВЕЧЕР РЫБА – ПОЖАР
ГРУША – КОМПОТ ШЛЯПА – ПЧЕЛА
КНИГА – ЧИТАТЬ БОТИНКИ – САМОВАР
КОРОВА – МОЛОКО ЛЕЙКА – ТРАМВАЙ
УЧЕНИК – ШКОЛА КОМПАС – КЛЕЙ
ПАРОВОЗ – ЕХАТЬ МУХОМОР – ДИВАН
РУЧКА – ПИСАТЬ НЕБО – РАК
ЛЕД – КОНЬКИ ДЕРЕВО – ОВЦА
ЩЕТКА – ЗУБЫ ГРЕБЕНКА – ВЕТЕР
СНЕГ – ЗИМА БУСЫ – ЗЕМЛЯ
ЛОШАДЬ – САНИ ПИЛА – ЖУРНАЛ
БАБОЧКА – МУХА ГРАФИК – ТУМАН

Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10–15 пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10–15 секунд, а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка результатов.

По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты заносятся в таблицу.

Объем смысловой памяти Объем механической памяти
Кол-во слов первого ряда (а1) Кол-во запомнившихся слов (б1) Коэффициент смысловой памяти б1 С1 = а1 Кол-во слов второго ряда (а2) Кол-во запомнившихся слов (б2) Коэффициент механической памяти б2 С2 = а2
           

Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: