Семья и гендер

Социология семьи направлена на описание и объяснение образов жизни семьи и разновидностей её структуры, В этом смысле это направление социологии тесно пересекается с изучением родства. Двойная линия прослеживается в социальной антропологии. Это – линия родства и семьи, в связи с чем большое значение приобрели эволюционные оценки преобразования структуры семьи. Над многими исследованиями вплоть до 1960-х гг. доминировала «функционалистская» теория семьи, связанная главным образом с «универсальными функциями, выполняемыми ею и отличительными географическими формами нуклеарной семьи, которые возникают в соответствии с определенными функциональными потребностями индустриальных обществ. Основные функции семьи: экономическая, социально-биологическая, культурно-воспитательная. Завершающей линией, имеющей длинную родословную, является марксистский критический анализ семьи с особым интересом к собственности и структуры семьи. Безусловно, очевидна двойная значимость семьи: социализирующего института общества и группы, отражающей экономическую структуру общества.

Исторические типы семьи: счисление по женскому и мужскому роду подоплекой имело влияние типа собственности. Когда счисление велось по женскому роду, братья сестры должны были кормить не своих детей, а детей от мужа сестры. Лишь накопление богатства и закрепление собственности по мужской линии способствовало поступательному развитию собственности и семьи.

Функционалистская теория признавала за первичной единицей семьи (независимо от того, включена ли она или нет в более широкие социальные отношения) выполнение следующих социальных функций:

(а) регулирование сексуальных отношений;

(б) рождение детей и определение отношения родства;

(в) первичную социализацию детей;

(г) обеспечение парой взаимной эмоциональной поддержки.

Вспомогательные функции семьи:

(д) обеспечение жильем и домашними услугами, а также общая экономическая поддержка семейной группы;

(е) обеспечение здравоохранения и благосостояния;

(ж) помощь в течение длительного периода в получении образования в современных обществах.

Исторически различают три типа семьи: традиционную, патриархальную, современную, нуклеарную.

Толкотт Парсонс – ведущий представитель функционалистского анализа – также утверждал, что в рамках семейной единицы мужчина выполнял инструментальные роли, а уделом женщины обычно были «экспрессивные» роли.

Критика функционалистского представления и альтернативные социологические оценки современных структур семьи поставили в центр многие пункты и подняли ряд общих проблем:

(а) существование большого разнообразия форм семьи в современных, а также традиционных обществах.

(б) историческое сверхупрощение различие понятий «расширенная –нуклеарная» применительно к доиндустриальным и промышленным обществам, ибо нуклеарная семья встречается и до индустриализма, а значение расширенной сохраняется в индустриальном обществе;

(в) эмоциональные и тесные узы семьи скрывают высокую степень конфликта и во многих случаях фактическое насилие, соответственно изучение проблем может проводиться последовательно.;

(г) важность анализа с точки зрения отношений власти и авторитета, а также экономических отношений;

(д) в лучшем случае, «функционалистская «семья» - это не название объекта, который универсален, а понятие, имеющее универсальное применение;

(е) трудность идентификации семейной группы в доиндустриальных простых обществах. Именно по этой причине термин «семья» относительно мало использовался в социальной антропологии [49, т. 2, с. 272].

Работа Симоны де Бовуар: «Второй пол» поставила вопрос о неравенстве полов, как в процессе воспитания, так в оплате труда, так и в неравенстве социальных карьер мужчины и женщины. Во «Второсортном поле» она описала патриархат, при котором «женское» рассматривается по терминологии Гегеля, как нечто созданное культурой «иное чем» мужское. Эта «инаковость» объясняется результатом историко-культурного факта разделения труда по половому признаку, но частично и следствием женской репродуктивной способности, ограничивающей свободу женщины по сравнению с мужчинами. Причину неравенства С. де Бовуар видит в социально-культурных условиях, и в репродуктивной функции женщины. Единственный выход, предлагаемый ею видится в том, что женщины должны воздержаться от брака, деторождения и материнских обязанностей. Эта позиция подвергается резкой критике мужской части общества.

Брак – социально подтвержденный и иногда юридически заверенный союз между взрослыми мужчиной и женщиной, Некоторые доиндустриальные общества признают многобрачие, то есть полигинию, порядок, при котором мужчина может жениться более чем на одной женщине, или, что гораздо реже, полиандрию, когда женщина может выходить замуж более чем за одного мужчину. Однако намного более распространенной формой брака является моногамия, даже в обществах, где разрешено многобрачие.

В доиндустриальных обществах брак регулировался семейными отношениями и главным образом отражал интересы семьи. Ожидания были связаны с женитьбой либо в пределах группы (эндогамия), либо, напротив, вне её (экзогамия). В индустриальных обществах персональный выбор более заметен с идеей романтичной любви, то есть на основе «эмоционального индивидуализма». Однако он осуществляется в пределах узкого диапазона. Закон, брак и защищенность детей на основе брачного контракта. Известны исследования мотиваций брака: по любви, по стереотипу, по расчету.

Другой формой брака, все чаще встречающейся в индустриальных обществах является сожительство. Мужчина и женщина имеют сексуальные отношения без бракосочетания, хотя часто это прелюдия к браку. Социологическое изучение брака в индустриальных обществах направлено в настоящее время на ряд проблем, включая:

(а) брачные пропорции – число состоящих в браке взрослых по отношению к взрослому населению. На них, вероятно, оказывают влияние несколько факторов, в том числе брачный возраст, изменения в рождаемости, продолжительность жизни, миграция, войны и важные экономические обстоятельства, включая изменяющиеся модели занятости замужних женщин;

(б) распределение власти в рамках брачных отношений. Действительность такова, что оно может медленно изменяться. Но пока во всех социальных классах экономические и жилищные решения все еще принимаются мужчинами. Симметричная семья остается исключением;

(в) «открытие» насилия в браке. Исследования показывают широкое распространение злоупотреблений по отношению к женщинам в рамках брака во многих обществах и во всех социальных классах. Такие исследования подкрепляют феминистскую критику институтов брака и семьи.

(г) факторы, воздействующие на повторный брак. В индустриальных обществах число повторных браков увеличивается среди разведенных и овдовевших индивидов. Это явление привело к признанию новой семейной формы - повторно создаваемой семьи (или сводной семьи) – предполагающей соединение партнеров, которые приводят с собой детей предыдущих отношений. Несмотря на рост коэффициента разводов, повторный брак в большинстве индустриальных обществ становится все более популярным, вызывая к жизни понятие серийной моногамии [49, т.1, с. 62-63].

Различие культур в странах с традиционной и индустриальной и постиндустриальной культурой. Социально-политические позиции. Неравенство ролей и авторитета в быту.

Гендер: неравенство социальных позиций женщин и мужчин в современном обществе. Мужская занятость в Англии, например, измеряется, а женская – нет. Дихотомная деталь частной и публичной сферы – модель социальных отношений, разделяющая внутреннюю сферу семьи и труда (наемного труда), а также политической деятельности. Эта модель проявляется как на обыденном уровне во фразах типа «место женщины – в доме», так и в рамках социальных наук. На практике историки и социальные ученые пытались доказать, что индустриализация и урбанизация разграничили дом и труд, личное и политическое, то есть домашнюю сферу, ассоциирующуюся с женщинами и детьми, и публичную сферу взрослых мужчин. Домашний идеал был особенно популярен в 19-м столетии у нарождавшегося среднего класса, получив выражение в социальной политике и законодательстве. Однако отделение частного от публичного было и остается в большей мере идеологическим, чем эмпирическим, служа также примером дуализма западной мысли. Вместе с тем существование такой дихотомии оспаривается рядом социологов: такое разделение на приватную и публичную сферу снимается занятиями женщин среднего и высшего класса филантропической деятельностью, а оплата вспомогательных услуг и дел, труд по дому, надомная работа указывает на то, что экономика не могла сосредоточиться вне дома.

Индустриальная социология оперирует принципом «рабочей модели для мужчин» и «гендерная модель для женщин». Классовое положение мужчин определяется главным образом их местом в структуре занятости, а женщин – их положением в семье. Политическая социология часто помещала и женщин, и частную сферу вне политики, характеризуя женщин либо аполитичными, либо более консервативными, чем мужчин. Был сформирован «мужской» взгляд на женское участие в политике и экономике, представляя его незаметным или подверженным заблуждению.

Возрождению феминизма в 1960-е гг. способствовало повышенное внимание к политической природе личной жизни, особенно в области домашнего труда, охраны детства, сексуальности и проявления мужского насилия к женщинам. Таким образом, определение термина «политическое» было расширено до включения в него «частного» [49, т. 2, с. 440-441].

Государство постоянно уделяет внимание частной сфере, регулируя и реконструируя её. Власть и демография. Деголлевская демографическая политика во Франции 1960-х гг. и путинская в России 2000-х. Семья как ценность общества. Основания прочности семей. Воспитание ребенка родителями как процесс творчества. Институт гувернеров. Формирование маргинальных ценностей институтом иностранных гувернеров в России XIX-XX в. Возрождение вновь института гувернеров. Мужские и женские роли воспитателей. Английская, американская, японская и российская система воспитания.

Брак, семья и карьера. Культура и демография. Образование как фактор отложенного деторождения. В современных индустриальных обществах оба партнера по браку пытаются сохранить профессиональные карьеры. Вследствие противоречий между карьерой и домашними обязанностями, особенно у женщин, а также изменений на рынке труда такое положение встречается реже, чем принято думать. (49, т.1, с. 66) Основное противоречие семьи: двойная занятость женщины в быту и на производстве. Варианты разрешения противоречия.

Пол и гендер. Пол – биологическая характеристика индивида, антропологи, например, Маргарет Мид, психологи и социологи подчеркивали, что гендер определяется социально и посредством культуры, являясь культурно и исторически относительным. Гендерная идентичность – осознание себя индиивидом связанного с определениями мужественности или женственности. Интериоризацией служит субъективный опыт и осознание «Я» во взаимодействии с другими. Его значение, интерпретация и выражение изменяются и внутри, и между культурами, служа объектом исторических перемен. Гендер тесно связан с двойным рынком труда. Двойной рынок труда – предположение, согласно которому рынки труда разделены на два сектора: первичный и вторичный. Первичный охватывает сравнительно высокооплачиваемые виды работ с перспективами для карьеры, в то время как вторичн ый испытывает недостаток в подобных характеристиках. Это объясняется тем, что предприниматели желали компенсировать высокую стоимость сохранения устойчивого ядра квалифицированных рабочих посредством использования неквалифицированных для выполнения менее важной трудовой деятельности на менее благоприятных условиях занятости и оплаты. Другим средством может быть передача компаниям субподрядных заказов мелким фирмам, действующим на вторичном рынке труда в иной среде. Обычно белые взрослые мужчины пользовались большим доступом к первичному сектору работ, в то время как женщины и члены этнических меньшинств перенасыщали вторичный [49, т.1, c. 159].

Образование является в определенной мере фактором, выравнивающим исходные стартовые трудовые позиции мужчин и женщин. Особенно оно значимо как часть социального капитала в условиях постиндустриализма. Однако американские социологи отмечают, что мужчине с долотом будут платить больше, чем женщине с отличным дипломом.

Причины распада семей. Развод или разлучение супругов – допустимый или социально санкционированный распад брака. Изменение в коэффициентах разводов можно объяснить индивидуальными ожиданиями и ролью брака внутри групп родства. Там, где ожидания являются преимущественно семейными (договорные браки), показатели распадов будут низки. В большинстве же западных обществ индивидуальные ожидания высоки, и часто разлучение получает социальное одобрение с тем, чтобы реализовать ожидания в другом месте. Следует заметить, что экономическое положение детных семей, супруги которых вступили во второй брак, и с обеих сторон есть дети, бывает весьма затруднительным. Это требует внимания и поддержки государства.

Социальная и персональная корректировка развода изучалась весьма подробно социологами и теми, кто занимался примирением семей. Развод это – фактическое разлучение – имеет множество измерений: эмоциональная разобщенность; переговоры об опеке над детьми и проблемы охраны детства; урегулирование вопросов собственности и материальных средств; перестройка социальных и общинных отношений вместе с вытекающими из неё персональными корректировками.

Возрастные пики творчества мужчин и женщин носят различный характер, пики творчества женщин чаще «съедаются» семейными заботами, болезнями детей, материальной озабоченностью, домашним трудом, желанием выполнить все социальные роли, которые на неё возлагаются.

Незащищенность женщины и ребенка в условиях современного «гражданского брака» в России приводит к отказу от ребенка, поскольку в Германии мать может вырастить ребенка благодаря субсидиям государства, в России – нет. После тревожных публикаций и заявлений демографов в России введен «материнский капитал», не позволяющий обеспечить семью жильем.

Основные понятия:

Семья как социальный институт и социальная группа общества. Основные функции семьи. Семья и религия. Структура семьи. Расширенная и нуклеарная семья. Малодетная, среднедетная, многодетная семья. Бездетная семья. Тип общества и тип семьи Материнская и отцовская система счисления родства и собственности семьи. Авторитарная и демократическая семья. Семейно-ролевой статус. Традиционное и современное распределение ролей в семье. Семейные нормы и ценности. Образ жизни семьи. Этапы жизненного цикла.

Работающая и неработающая женщина, как носитель ценностей семьи. Исполнение социальных ролей в традиционном и современном обществе. Симона де Бовуар «Второй пол». Торстейн Веблен о занятости мужчин и женщин. Преодоление поло-ролевого неравенства в протестантских (скандинавских странах). Смена ролей в современных условиях в Европе: работающая женщина и неработающий муж; выезд на работу в соседние страны (Португалия).

Вопросы для самоконтроля:

1. Взаимосвязаны ли семья и государство, семья и промышленное производство? Является ли семья автономным институтом общества?

2. Есть ли обязанности государства перед семьёй? Или выживание семьи – её собственная автономная стратегия?

3. Демография и государство. Каковы факторы сокращения числа детей в Европе и в России?

4. Двойная занятость женщины в быту и на производстве.

5. Образование и откладывание во времени периода рождения детей.

6. Адаптация женщин к условиям в период массового сокращения промышленного производства.

7. З. Бауман о распаде семей в юго-восточной Азии из-за безработицы.

8. Фрейд об «Эдиповом комплексе» в семье. Культурные ограничения.

9. Пол и статус. Трактовка поло-ролевых отношений в обществе в работе
Симона де Бовуар. «Второй пол».

10. Что является условием укрепления семьи: материальное преуспеяние, ценностные ориентации, общность целей, наличие детей?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: