Социально-правовые учения античности и средневековья, Нового времени, современные социально-правовые учения

Английский философ и политический теоретик Томас Гоббс (1588 – 1670) предпринял первую попытку выстроить «науку» Гражданского общества в работах «Левиафан» и «Гражданин». В них он стремился показать, что естественным состоянием Человека, при котором отсутствовала всякая власть, и при котором он наслаждался естественным правом на все, что помогало его самосохранению, было нескончаемой борьбой, ибо не обеспечивалась защита его стремлений. Поскольку Человек обладал разумом, дававшим ему возможность познавать причину вещей, он был способен обнаруживать те принципы поведения, которым должен благоразумно следовать ради собственной безопасности. Именно на этих принципах, называемых Гоббсом «удобными статьями о мире», люди согласились установить свое естественное право на всё и подчиняться обсолютной суверенной власти. Поднятый Гоббсом вопрос – «проблема порядка», по мнению Парсонса, остается центральным в социологии [49, с. 124-125].

Великой заботой политического и социального теоретика – предвестника Великой французской революции Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778) явилась идея счастья людей, основополагающим условием чего являлись свобода и автономия воли. Критический анализ существующего общества показал пагубное воздействие частной собственности на возникновение неравноправного отношения хозяина и слуги. Людям никогда не воссоздать «естественную» независимость досовременного общества, но с помощью образования и демократического правительства они могли бы улучшить свое положение. В «Общественном договоре» – он стремился показать людям верный путь. Каждый человек – равноправный член независимого органа, бесклассового народного собрания, коллективно определяющего законы. Все люди передают часть своих прав и имуществ такому собранию, и оно устанавливает экономические и политические правила. Тогда каждый получает обратно те же самые права по отношению к другим, которые он допускает по отношению к себе. При условии такого равенства люди способны вырабатывать законы, изначально подходящие всем. Поскольку единственное, чему они повинуются, – это законы, выработанные ими же, то их воля останется свободной и автономной, и у них появится возможность достичь всеобщего благоденствия. При создании законов люди выражают свободную волю – волеизъявление каждого человека в той мере, в какой это относится к тому, что они принимают участие как равные члены суверенного народа. Критика Ж.Ж. Руссо велась с позиций, что при напряженных отношениях между властью и свободой может возникнуть тоталитаризм. Однако постмодернисты находят идеи Руссо приемлемыми [49, т. 2. с. 172].

Среди современных концепций прав человека наиболее значимой является работа Джона Роулза (род. в 1921 г.) «Теория социальной справедливости» (1971), где он выдвигает «контрактный» подход к правам человека, основанный на принципе равенства, приравнивающем права к основным свободам, и принципе различия, оправдывающем неравенство. Выгода меньшинства не должна быть выше интересов большинства. Здесь имеется сходство с акцентом Хабермаса на разуме и универсалии. Концепция Роулза не равнозначна утверждению, будто социалистическое общество легко решило бы такие проблемы, Не означает она и принижения важности прогресса, достигнутого в удовлетворении потребностей в благосостоянии в конституционно управляемых обществах. Рассматриваемое в таком контексте исследование Роулза предстает важной попыткой обратиться к центральным проблемам и дилеммам справедливости [49, с. 171].

Социальный порядок (частью которого является правовой порядок), его состояние зависит от характера и состояния динамического равновесия во взаимодействии индивидов, групп, социальных классов с воциальной средой, частью которых служит правовая система [127, с. 433].

Правоотношение: понятие и основные признаки, виды, субъекты, объекты правоотношений.

Государственная экономическая политика. Государственное регулирование брачно-семейных отношений. Законность и правопорядок.

«Социологическое мышление ориентировано на выяснение уникальности момента, с помощью определения специфики субъекта действия в пределах данного исторического отрезка времени, обозначаемого как современность» [169, с. 298].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: