В условиях высокоманевренных боевых действий значительно возросла роль пере-
движения войск, особенно совершения маршей.
Марш —организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и ко-
лонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Марш может
совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником.
Как правило, марш проводится ночью или в других условиях ограниченной видимости.
Во всех случаях командир должен обеспечить прибытие отделения (танка) в назна-
ченный район или на указанный рубеж своевременно и в готовности к выполнению боевой
задачи.
Отделение (танк) должно быть готово к совершению марша в условиях постоянной
угрозы применения противником оружия массового поражения, воздействия его авиации,
воздушных десантов и диверсионно-разведывательных групп, радиоактивного, химического
и бактериологического (биологического) заражения, разрушений дорог и переправ. Это тре-
бует тщательной подготовки вооружения, боевой техники и личного состава к маршу или
перевозкам, высокой маршевой дисциплины и выучки личного состава.
Отделение совершает марш в колонне взвода на боевой машине пехоты (бронетранс-
портере, автомобиле), а иногда и в пешем порядке (на лыжах).
При совершении подразделениями марша на боевых машинах пехоты (бронетранс-
портерах), танках в составе общей колонны средняя скорость движения как днем, так и но-
чью должна быть 25—30 км/ч, на автомобилях при движении в составе отдельной автомо-
бильной колонны—30—40 км/ч. При движении и пешем порядке средняя скорость может
быть 4—5 км/ч, на лыжах—5—7 км/ч. В горах, пустынях, северных районах, в лесисто-
болотистой местности, а также в распутицу и туман средняя скорость движения в зависимо-
сти от условий обстановки может уменьшаться до 20 км/ч.
Скорость движения на марше зависит от выполняемой задачи, маршевой выучки
личного состава, технического состояния машин, состояния маршрута, погоды, времени го-
да и суток, а также от организации и обеспечения марша. Поэтому и уста-., ловлена средняя
скорость движения на марше, которая может поддерживаться в течение длительного време-
ни при сохранении личным составом высокой боевой готовности.
Опыт Великой Отечественной войны и послевоенных учений показывает, что сред-
няя норма времени работы водительского состава (с сохранением боеспособности) в сутки
составляет 10—12 ч.
Другим важным показателем марша является величина суточного перехода. Это рас-
стояние по маршруту движения от исходного пункта до наиболее удаленной точки района
(рубежа) назначения.
На марше дистанция между машинами (танками) может быть 25—50 м. Такая дис-
танция обеспечивает безопасность движения. При движении по пыльным дорогам, в голо-
лед, по дорогам, имеющим крутые подъемы и спуски, а также при движении на повышен-
ных скоростях дистанции между машинами увеличиваются и могут быть до 100 м.
При остановке колонны дистанции между машинами сокращаются до 10 м. Этого
пространства вполне достаточно для построения отделения за машиной после высадки, а
также для выезда (въезда) отдельных машин из колонны.
В целях организованного совершения марша и своевременного выхода в указанный
район (рубеж) назначаются: маршрут движения; исходный пункт; пункты регулирования;
привалы и дневной (ночной) отдых.
Маршрут движения—это заранее намеченный путь следования подразделений через
определенные пункты местности.
Исходный пункт—это условная точка, устанавливаемая старшим командиром по яс-
но видимым ориентирам на местности или по карте с которой подразделения приступают к
выполнению поставленной задачи.
Пункты регулирования назначаются для регулирования скорости движения колонны.
Их назначают через 3—4 ч движения.
Для отдыха личного состава, приема пищи, проверки состояния вооружения, боевой
и другой техники и их технического обслуживания в ходе марша назначаются привалы.
На привале механики-водители останавливают машины на правой обочине дороги не
ближе 10 м одна от другой или на дистанциях, установленных командиром.
По команде командира отделения личный состав выходит из машины и располагает-
ся для отдыха справа от дороги. Наблюдатель, дежурный пулеметчик (наводчик орудия) ос-
таются в машине. Механик-водитель производит контрольный осмотр машины и при необ-
ходимости совместно с назначенными ему в помощь солдатами устраняет выявленные
неисправности.
Огневые средства, назначенные для борьбы с воздушным противником, находятся в
готовности к ведению огня.
В конце каждого суточного перехода назначается дневной (ночной) отдых. Для этого
выбирается район с условиями, благоприятными для защиты от ядерного оружия и маски-
ровки войск, а также с достаточным количеством источников воды. В этом районе отделе-
ние сходит с дороги, располагается в назначенном командиром взвода месте. Для техники
оборудуется укрытие, а для личного состава отрывается щель; организуется наблюдение,
непосредственное охранение, обслуживание и дозаправка техники; личному составу выда-
ется горячая пища и предоставляется отдых.
Командир отделения (танка) на марше обязан строго соблюдать установленный по-
рядок движения, не допускать задержек на привалах, в теснинах, тоннелях и населенных
пунктах, вести непрерывное круговое наблюдение за наземным, воздушным противником и
сигналами командира взвода, своевременно оповещать личный состав о противнике, а так-
же о радиоактивном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении.
Для обеспечения мер безопасности в ходе марша механик-водитель (водитель) ведет
машину только по правой стороне дороги, соблюдая установленные скорости движения и
дистанцию. При вынужденной остановке он отводит машину на правую обочину дороги,
докладывает командиру отделения и устраняет неисправность. После устранения неисправ-
ности отделение продолжает марш, присоединяясь к проходящей колонне. Свое место в по-
ходном порядке взвода оно занимает на привале.
По сигналу оповещения о воздушном противнике отделение продолжает движение.
Люки в боевой машине пехоты закрываются. Личный состав переводит противогазы в по-
ложение «наготове». Нападение воздушного противника отражается по команде командира
отделения огнем пулеметов и другими средствами. При совершении марша в пешем поряд-
ке отделение по команде командира занимает ближайшее укрытие и сосредоточенным ог-
нем уничтожает низко летящие самолеты (вертолеты) противника.
В случае применения противником зажигательных веществ, а также при вынужден-
ном преодолении зоны пожаров люки и жалюзи боевых машин пехоты закрываются. После
выхода из очагов пожара командир отделения организует тушение огня на машине и оказа-
ние первой медицинской помощи пострадавшим.
Командир отделения (танка) должен своевременно принимать меры к пополнению
боеприпасов, заправке горючим, проведению технического обслуживания боевой машины и
вооружения, обеспечению личного состава средствами индивидуальной защиты и специ-
альной обработки, продовольствием и другими материальными средствами.
В ходе марша важную роль играет высокая дисциплина, соблюдение установленных
для данных условий обстановки порядка движения, скорости, дистанций и требований по
световой и радиомаскировке.
Управление и оповещение в ходе марша командир отделения (тапка) осуществляет
установленными сигналами с помощью флажков, фонарей. Радиосвязь до завязки боя рабо-
тает только на прием.
Связь во время движения между членами экипажа БМП (танка) и десантом поддер-
живается через ТПУ.
При подготовке к маршу командир отделения (танка) обязан проверить исправность
боевой машины, вооружение, средства индивидуальной защиты и пожаротушения, приборы
ночного видения, средства связи и светомаскировки, наличие средств специальной обработ-
ки и заправки горючим, наличие и правильность укладки боеприпасов и средств повышения
проходимости.