Потеря зрения - тяжелый удар по всей уже сложившейся жизни человека. Рушатся привычные связи с окружающим миром... душевная боль, чувство тревоги, неуверенность в себе и своем будущем зачастую приводят к тяжелейшему стрессу.
Потерявший зрение человек нуждается в своевременной квалифицированной помощи не только медиков, но и психологов, тифлопедагогов.
Цель и задачи психологического сопровождения в постшкольный период.
Цель – оптимальная интеграция молодых людей в социум с минимально возможной внешней поддержкой, подготовка молодых людей к самостоятельному проживанию (насколько возможно) в процессе социально-бытовой и социально средовой адаптации
Задачи- Развивать способности ориентироваться в окружающем мире и его адекватное восприятие.
Научит ориентироваться в социальных отношениях и формировать умение включаться в них.
Работать над развитием умения позаботиться о себе и содействовать своему существованию.
Формировать максимально возможный для каждого молодого человека уровень самостоятельности и осуществлять предпрофессиональную подготовку.
Психологическое сопровождение.
Психологическое сопровождение осуществлял педагог-психолог
Направления работы:
· психологическая диагностика;
· психокоррекция;
· консультативная работа и психологическое просвещение;
· организационно-методическая работа.
Основные задачи работы педагога – психолога.
Психолого – педагогическое обследование воспитанников, определение индивидуальных особенностей развития познавательной, мотивационной, эмоциональной и других сфер личности воспитанника, особенности процесса социализации.
Оказание психологической помощи в развитии воспитанников средствами терапевтической и коррекционной практики.
Повышение и расширение психологической компетентности и культуры педагогического коллектива, воспитанников и родителей.
Самообразование и повышение личной профессиональной компетенции.
Формы работы:
· групповые и индивидуальные занятия;
· социально-психологические тренинги;
· индивидуальное консультирование и диагностика.
Вопрос 65. Разработайте практические рекомендации по сплочению коллектива школьников в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений (на примере любой категории детей с отклонениями в развитии).
Дети с интеллектуальным недоразвитием СКШ VIII вида:
1. Создать в классе единую систему традиций и ценностей. Для этого можно предложить детям ответить на вопросы анкеты: Каким, по твоему мнению должен быть дружный класс? Какие традиции есть в нашем классе? Назови твои "можно" и "нельзя" в классе. Какие мероприятия в классе, тебе больше всего нравятся? Ввести традицию обратной связи. В конце каждой четверти и в конце года дети пишут записки, где могут задать вопрос, написать что-то наболевшее, о чем не могут сказать вслух. На основе этого специалист планирует воспитательную работу. Создать "ящик пожеланий". Проводить как можно больше традиционных внеклассных мероприятий. Традиция походов и экскурсий на природу, по памятным местам своего отечества, своей страны.
2. Особую работу следует вести с "отвергнутыми" детьми. Попытаться привлечь их к совместной деятельности класса. Найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности. Чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок.
3. Работа в группах. На уроках можно организовать работу по подгруппам, причем в каждой должны быть как "сильные", так и "слабые" ученики. Группа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивация на достижение, а между группами необходим момент соперничества.
4. Распределение между учащимися поручений. дежурные по классу, по школе; медицинская служба класса - фиксируют пропуски занятий, сдают медицинские справки в мед кабинет, организуют посещение больных ребят; служба озеленения; сценарная группа и т.д. Самое главное - педагог должен видеть маленький и большой успех каждого ученика в порученном ему деле и умело поощрять его.
Вопрос 66. Предложите вариант арттерапевтического воздействия (вариант группового или индивидуального занятия на примере работы с одной из категорий детей с отклонениями в развитии).
Имаго-терапия.
Работа с заикающимися детьми. Используется кукольный театр. Дети разучивают пьесу. Показывают ее зрителям. Естественно те не видят самих детей, т.к. они за ширмой, а видят только кукол. В результате этого дети перестают стесняться, т.к. их не видят, они играют от души, у них возрастает уверенность в себе, речь становится более плавной, спокойной.
На 2 этапе дети играют пьесу уже без ширмы, от нее остается только каркас. Дети должны представить, что они по-прежнему за ширмой, что их не видят, а видят только кукол. После обыгрывания пьесы, дети видят, что ничего страшного не произошло, что они справились со своей ролью, что они могут нормально говорить без запинок и пауз, без заикания.
На 3 этапе дети играют пьесу самостоятельно без кукол. Таким образом, навыки речевого общения и сценической речи постепенно перетекают в повседневную жизнь детей, они учатся быть уверенными в себе, развиваются коммуникативные навыки, речь становится более плавной, развернутой, четкой.