Приоритетные национальные проекты, реализуемые в настоящее время в России, имеют множество аналогов, как в зарубежной, так и в отечественной истории. Естественно, они имеют различные названия – «национальные программы», «программы развития», «общенародный проект»,– но суть остается та же.
Одним из удачных примеров реализации национального проекта в условиях системного экономического кризиса можно считать «новый курс Рузвельта». Тяжелая экономическая ситуация, крах банковской системы, рост безработицы и гиперинфляция 1929–1933 гг. («Великая депрессия») в США могли привести к социальному бунту и даже разрушению страны. Президент США Ф.Д. Рузвельт предпринял ряд структурных преобразований и ввел в действие национальную программу по снижению уровня безработицы – этот проект предполагал реализацию в масштабах всей стран программ по озеленению парков, строительству дорог, а также реализацию других инфраструктурных проектов. Предпринятые меры помогли стабилизировать ситуацию, восстановить деловую активность и отчасти решить проблему безработицы.
|
|
Примером реализации национальных проектов в послевоенное время может служить послевоенное восстановление Европы и Японии. Так, по «плану Маршалла», который был рассчитан на 4 года, было выделено почти 12,4 млрд. долларов (эквивалентно сумме в 124 млрд. долларов в 2006 году) на послевоенное восстановление Европы (участвовали 17 стран).
Национальные приоритеты, выбранные на основе долгосрочного макропрогноза и системно представленные в стратегическом плане, находят реализацию в национальных программах и проектах, которые являются конкретным воплощением стратегически-инновационной функции государства в рыночной экономике.
Государственное регулирование социально-политической динамики находит свое выражение в национальном программировании в четырех основных видах:
· национальная антикризисная программа, позволяющая мобилизовать ресурсы страны для прохождения кризисной фазы в более короткие сроки и с меньшими потерями; такая программа носит обширный характер, но ограничены во времени;
· национальные программы, концентрирующие ресурсы государства и общества на одном или нескольких узловых направлениях инновационного прорыва;
· национальные проекты, имеющие более ограниченную сферу действия, чем национальные программы, и выступающие самостоятельно или как элементы программ;
· целевые программы федерального, регионального или корпоративного уровня, обеспечивающие решение конкретных проблем в той или иной сфере.
· Разработка предложений по приоритетным национальным проектам велась с 1999 года. Еще накануне Президентских выборов 1999 года В.В.Путин впервые поставил задачу подготовить национальные проекты перед только что созданным Центром стратегического развития (ЦСР). ЦСР разработал 5 проектов: образование, медицина, доступное жилье, ипотека для военнослужащих и Калининград как особая экономическая зона. Каждый проект предполагал широкие структурные реформы в своей области. Предложения по национальным проектам были переданы в Администрацию Президента. В 2004 году В.В.Путин поручил заниматься проектами своему помощнику Игорю Шувалову, который до этого готовил законопроекты в области ипотечного кредитования, здравоохранения и образования. Дополнительно был разработан проект в области сельского хозяйства.
|
|
· Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована Президентом России В.В.Путиным публично 5 сентября 2005 года на расширенном совещании с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета. Владимир Путин определил конкретные пути социальной политики страны до 2008 года. В качестве приоритетных направлений глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, назвав развитие программ – «Приоритетные национальные проекты».
· Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.
· Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка.
· Основная работа по реализации национальных проектов возложена на Правительство. Контроль за его деятельностью будет вести Совет при Президенте РФ по реализации приоритетны национальных проектов, созданный 21 октября 2005 года.