Приоритетные национальные проекты в России

Приоритетные национальные проекты, реализуемые в настоящее время в России, имеют множество аналогов, как в зарубежной, так и в отечественной истории. Естественно, они имеют различные названия – «национальные программы», «программы развития», «общенародный проект»,– но суть остается та же.

Одним из удачных примеров реализации национального проекта в условиях системного экономического кризиса можно считать «новый курс Рузвельта». Тяжелая экономическая ситуация, крах банковской системы, рост безработицы и гиперинфляция 1929–1933 гг. («Великая депрессия») в США могли привести к социальному бунту и даже разрушению страны. Президент США Ф.Д. Рузвельт предпринял ряд структурных преобразований и ввел в действие национальную программу по снижению уровня безработицы – этот проект предполагал реализацию в масштабах всей стран программ по озеленению парков, строительству дорог, а также реализацию других инфраструктурных проектов. Предпринятые меры помогли стабилизировать ситуацию, восстановить деловую активность и отчасти решить проблему безработицы.

Примером реализации национальных проектов в послевоенное время может служить послевоенное восстановление Европы и Японии. Так, по «плану Маршалла», который был рассчитан на 4 года, было выделено почти 12,4 млрд. долларов (эквивалентно сумме в 124 млрд. долларов в 2006 году) на послевоенное восстановление Европы (участвовали 17 стран).

Национальные приоритеты, выбранные на основе долгосрочного макропрогноза и системно представленные в стратегическом плане, находят реализацию в национальных программах и проектах, которые являются конкретным воплощением стратегически-инновационной функции государства в рыночной экономике.

Государственное регулирование социально-политической динамики находит свое выражение в национальном программировании в четырех основных видах:

· национальная антикризисная программа, позволяющая мобилизовать ресурсы страны для прохождения кризисной фазы в более короткие сроки и с меньшими потерями; такая программа носит обширный характер, но ограничены во времени;

· национальные программы, концентрирующие ресурсы государства и общества на одном или нескольких узловых направлениях инновационного прорыва;

· национальные проекты, имеющие более ограниченную сферу действия, чем национальные программы, и выступающие самостоятельно или как элементы программ;

· целевые программы федерального, регионального или корпоративного уровня, обеспечивающие решение конкретных проблем в той или иной сфере.

· Разработка предложений по приоритетным национальным проектам велась с 1999 года. Еще накануне Президентских выборов 1999 года В.В.Путин впервые поставил задачу подготовить национальные проекты перед только что созданным Центром стратегического развития (ЦСР). ЦСР разработал 5 проектов: образование, медицина, доступное жилье, ипотека для военнослужащих и Калининград как особая экономическая зона. Каждый проект предполагал широкие структурные реформы в своей области. Предложения по национальным проектам были переданы в Администрацию Президента. В 2004 году В.В.Путин поручил заниматься проектами своему помощнику Игорю Шувалову, который до этого готовил законопроекты в области ипотечного кредитования, здравоохранения и образования. Дополнительно был разработан проект в области сельского хозяйства.

· Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована Президентом России В.В.Путиным публично 5 сентября 2005 года на расширенном совещании с членами Правительства, руководством Федерального собрания и членами президиума Госсовета. Владимир Путин определил конкретные пути социальной политики страны до 2008 года. В качестве приоритетных направлений глава государства выделил здравоохранение, образование, жилье и сельское хозяйство, назвав развитие программ – «Приоритетные национальные проекты».

· Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.

· Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка.

· Основная работа по реализации национальных проектов возложена на Правительство. Контроль за его деятельностью будет вести Совет при Президенте РФ по реализации приоритетны национальных проектов, созданный 21 октября 2005 года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: