Теория массового общества Д.Рисмена

«Одинокая толпа» (1950г.)

Влияние работы Э.Фрома «Иметь или быть».

В своем диагнозе общества и человека Рисмен транслирует общую экзистенциалистски окрашенную тревогу 50-х годов. Главный упор он делает на исследование социального характера, на выявление условий существования человека в <обществе среднего класса>, <обществе досуга>, <обществе потребления>.

Через выделение типов социального характера мы приходим к типу характера современного общества. Социальный характер — <постоянная, социально и исторически обусловленная организация стремлений индивида и его возможностей реализовать эти стремления>. Личность, которое включает также биологические, психические, эмоциональные характеристики индивида, его талант и способности. Социальный характер представляет собой организованную совокупность компонентов, которые отличают целые группы, классы, нации, культуры и даже исторические периоды.

Рисмен выделяет три исторических типа характера:

1. традиционный характер, или характер, ориентированный на поддержание традиции.

2. внутренне-ориентированный характер,

3. характер внешне ориентированный, или ориентированный другими. Этот тип социального характера наиболее когерентен обществам, складывающимся в XX в., которые, по Рисмену, обладают следующими структурными характеристиками:

1) Это централизованные, бюрократически управляемые общества, в которых в силу возросшего материального благосостояния оформилась чрезвычайно широкая сфера потребления и досуга и соответствующего потребительского поведения.

2) Это общества массового среднего класса, занятого в высокотехнологичных отраслях производства, в сервисном секторе, в сфере досуга, потребления, рекламы. Это общества массового класса <белых воротничков>. <белые воротнички> = массы, массовый средний класс.

3) Вертикальная социальная мобильность в этих обществах снижается при одновременном усилении и обострении конкуренции в силу роста образованности населения и увеличения продолжительности жизни. Социальный статус зависит от умения манипулировать другими людьми.

4) В этой связи значительно возрастает роль СМИ (культура -> формирование мнения). Господство СМИ в сфере культуры приводит к стандартизации вкусов, моделей жизни и поведения. Главная черта обществ сер. 20 века — потребление.

Данный тип характера предполагает: 1)цели человека, обладающего таким характером, меняются в зависимости от людей, на которых он ориентируется, постоянной остается лишь зависимость от других, от одобрения окружающих. 2) его ориентации находятся в постоянном изменении, они бесконечно разнообразны. 3)нет ничего постоянного - ни традиции или культуры, ни жестких и четких внутренних ориентации, сформированных в процессе ранней социализации.

4) остается только постоянная тревога, неуверенность в себе, беспокойство и бесконечное одиночество - такова цена за обретение подвижности и гибкости характера.

Поскольку главным определяющим моментом в жизни становятся другие люди, то и труд, и досуг воспринимаются, прежде всего, как сфера человеческих взаимоотношений. Антагонистическое сотрудничество - это отличительная характеристика социальной интеграции в массовом обществе.

Современные <общества среднего класса> характеризуются аморфной структурой власти. Правящий класс уже не является носителем власти. Носителями <рассеянной власти> становятся <группы вето> - лобби, возникающие во всех областях политической и культурной жизни. Каждая группа вето может объединяться по региональному, профессиональному, этническому или религиозному принципу. В результате общим политическим стилем поведения становится беспомощность, ориентация на потребительские вкусы населения. Политика превращается в процедуру переговоров.

Диагноз, который ставит Рисмен обществу потребления и досуга, вынесен в название самой книги - <Одинокая толпа> - общество ложной интеграции, ложной персонализации, вынужденной изоляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: