Реконструированная теория современного общества Франко Ферраротти является фундаментальной теоретической разработкой, которая выходит за рамки социологической теории общества в строгом смысле слова. Ферраротти обращается к анализу философских, культурных и идеологических оснований современности и указывает, что социально-институциональные трансформации являются следствием глубочайших изменений, которые претерпевает <сам дух времени>. <Дух времени> конца XX в. выражается, по мнению Ферраротти, в следующих тенденциях:
- Мы живем и наблюдаем кризис индивида, сформированного идеями и принципами Просвещения со всеми присущими ему предрассудками. Индивид охвачен чувством, что живет в зависимости от решений и событий, не находящихся под его контролем, не зависящих от него, часто ему не ведомых.
- Вместо того, чтобы быть фиксированным качеством или субстанцией, рациональность становится блуждающим явлением. Рациональность оказывается нужна индивиду только для
|
|
того, чтобы стать частью больших формальных, бюрократических организаций. Эти организации, созданные для выполнения специфических социальных задач, в действительности ориентируются только на самовоспроизводство, надевая при этом маску представителя общественного интереса.
- Генерализованные технические процессы становятся безличными и анонимными. Налицо кризис ответственности. Человек, попавший в затруднительное положение, не знает, к кому обратиться за помощью, состраданием, участием. Специфический жизненный опыт растворяется в общей стандартизированной практике, наблюдается процесс обезличения.
- Технические средства и инструментальная рациональность достигают такого уровня совершенства и самообоснования, что выходят из-под эффективного социального контроля и лишают демократического содержания политическую жизнь.
- Большинство из известных ныне идеологий, выработанных еще в XIX в., находится в кризисе. Их кризис означает кризис социальной функции утопии, потерю ориентации.
- Общество находится в стагнации. Институты защищают себя в инстинктивной реакции самозащиты, и их авторитетность перерастает в авторитаризм. Государство, например, как единственный монопольный обладатель права на насилие, уравнивает легальность и легитимность. Оно считает себя единственным, кто вправе решать проблемы растущей социальной сложности.
Современное общество есть внутренне противоречивая реальность. Внутренняя напряженность и несбалансированность его подсистем выступает объективным основанием того, что общество не может постигаться в рамках единой логики. Один сектор или одна подсистема не дает ключ к пониманию другой. Их внутренние ритмы находятся в дисгармонии, наряду с быстроизменяющимися, революционными подсистемами существуют подсистемы, в которых еще большую роль играет традиция. Конфликты между подсистемами смягчаются и не разрастаются только благодаря рутине повседневности. Исторический процесс изменил свой характер, он уже не может рассматриваться как европоцентричный, диахронный процесс, ориентированный в соответствии с идеологической системой взглядов.
|
|
- Он предстает как открытый процесс планетарного взаимодействия.
Базисный тезис для понимания современности, по Ферраротти, состоит в том, что <антропоцентризм прекратил свое существование. Ограниченность схем рационалистического прогрессизма очевидна для всех. Все большую значимость приобретает новый социально ориентированный индивидуализм>^.Этот тезис вкупе с основными характеристиками <духа времени>, так же как и сама постановка вопроса о <духе времени>оформляет новую перспективу на современные общества - составление модерна и постмодерна.