Вопрос №45 Оформление курсовой и дипломной работы

4.1 Общие требования к оформлению текста

Объём курсовой работы составляет около 30 печатных страниц. Курсовая работа выполняется на белой стандартной бумаге на одной стороне листа формата А4 (210´297 мм) на компьютере и принтере через полуторный межстрочный интервал. Каждая страница должна иметь поля. Размеры полей: правое – 10 мм, верхнее, левое и нижнее – 20 мм. Шрифт: Times New Roman, размер – 12 пунктов. Отступ первой (красной) строки – на 1,27 см.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, теоремах, применяя шрифты разной гарнитуры.

Качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц, распечаток с ПЭВМ должно удовлетворять требованию их чёткого воспроизведения.

При выполнении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и четкость изображения. Линии, буквы, цифры и знаки должны быть четкие, нерасплывшиеся.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или чёрными чернилами, пастой или тушью – рукописным способом.

Основную часть работы следует делить на разделы, подразделы и пункты. Пункты, при необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста работы на пункты и подпункты обязательно, чтобы каждый пункт содержал законченную информацию.

Разделы, подразделы, пункты и подпункты следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Номер подраздела или пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделённые точкой.

Пример – 1.1, 1.2, 1.3 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделённые точкой.

Пример – 1.1.1.1, 1.1.1.2, 1.1.1.3 и т.д.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте точку не ставят.

Если текст работы подразделяют только на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений, порядковыми номерами в пределах всей работы. Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать его не следует.

Разделы, подразделы и пункты должны иметь заголовки, чётко и кратко отражающие содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов печатают с абзацного отступа прописными буквами. Заголовки подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа строчными буквами (первая – прописная) без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Слово «Глава» перед названием раздела не используется.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, и, ы, ъ), после которой ставится скобка.

Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

Пример:

а)______

б)_______

1)___

2)___

в) ______

Каждая структурная часть курсовой работы (кроме разделов и подразделов) начинается с новой страницы. Расстояние между заголовком и следующим за ним текстом должно составлять два интерлиньяжа (после заголовка подраздела текст следует через один интерлиньяж). Расстояние после текста перед заголовком следующего раздела (подраздела) должно составлять три интерлиньяжа.

Между двумя заголовками, непосредственно следующими друг за другом (название раздела и первого подраздела, подраздела и первого пункта), текстовой материал не используется.

4.2 Нумерация страниц

Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки.

Титульный лист включают в общую нумерацию страниц работы. Номер страницы на титульном листе не проставляют.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы.

Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

4.3 Иллюстрации

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе.

Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати. Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, за исключением приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рисунок 1». Слово «рисунок» и его наименование располагают посередине строки.

Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделённых точкой, например: «Рисунок 1.1». Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные.

Пример:

Рисунок 2 – Социограмма второй группы подростков:

А—>Б – положительный выбор (А выбирает Б);

А<—Б – отрицательный выбор (Б отвергает А);

А— Б – взаимная положительная связь;

А----Б – взаимная отрицательная связь

4.4 Таблицы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы (при его наличии) должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

На все таблицы должны быть ссылки в работе. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другую страницу. При переносе части таблицы слово «Таблица» и номер её указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» и указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другую страницу заголовок помещают только над её первой частью.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его заменяют словами «То же», а далее – кавычками. Ставить кавычки вместо повторяющихся цифр, марок, знаков, математических и химических символов не допускается. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.

Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Пример оформления таблицы приведен ниже.

Таблицы, за исключением таблиц в приложениях, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделённых точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1».

Таблица _______ – __________________

Номер Название таблицы

Головка } Заголовки граф

} Подзаголовки граф

Строки

(горизонтальные ряды)

Боковик (графа для заголовков) Графы (колонки)

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Пример:

Таблица 1 – Психологический эффект цветов

Цвет Давление крови Пульс,

дыхание Мускульное напряжение Воздействие

на эмоции

Красный Увеличивает Ускоряет Увеличивает Возбуждает

Оранжевый Слегка увеличивает Слегка увеличивает Увеличивает Стимулирует

Жёлтый Не меняет Не меняет Не меняет Уравновешивает

Зелёный Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Незначительно уменьшает Уравновешивает

Голубой Уменьшает Успокаивает Уменьшает Успокаивает

Синий Значительно уменьшает Значительно уменьшает Уменьшает Затормаживает

Фиолетовый Сильно уменьшает Сильно успокаивает Сильно уменьшает Подавляет

4.5 Формулы и уравнения

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=), или после знаков плюс (+), минус (–), умножения (), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в работе следует нумеровать в порядке следования арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Пример:

А = а: b (1)

В = с: е (2)

Одну формулу обозначают – (1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Пример –... в формуле (1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Порядок изложения в работе математических уравнений такой же, как и формул. В работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

4.6 Примечания

Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований.

Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или таблицы, к которым они относятся. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы.

Пример:

Примечание – ______________________________________________

Несколько примечаний нумеруются по порядку арабскими цифрами.

4.7 Ссылки и цитаты

Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии полного описания стандарта в списке использованных источников в соответствии с требованиями, приведёнными ниже.

Ссылки на использованные источники следует приводить в квадратных скобках.

По контексту рукописи курсовой работы автор должен ссылаться на соответствующие литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя. В этом случае в рукописи курсовой работы в квадратных скобках приводится порядковый номер литературного источника по списку литературы, размещённому в конце работы, и номер страницы источника. Примеры:

Б.Г. Ананьев пишет: «Личность есть объект и субъект исторического процесса, объект и субъект общественных отношений, субъект и объект общения, наконец, что очень важно, субъект общественного поведения – носитель нравственного поведения» [4, 52].

Или:

В работах ряда ученых-психологов освещаются результаты теоретических и опытно-экспериментальных исследований по проблемам психологического консультирования, психодиагностики и психокоррекции [8; 11; 13; 14; 18 и др.].

При ссылке на литературу число, расположенное до запятой, означает номер литературного источника по списку использованной литературы, который приводится в конце работы. Второе число (после запятой) означает страницу указанного источника. Числа, разделённые точкой с запятой, означают перечисление литературных источников.

4.8 Приложения

Приложение оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

Каждое приложение должно иметь свой номер и своё название. Его следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение №».

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

4.9 Список использованных источников

В список литературы включают все использованные в работе источники. Они располагаются в последовательности, соответствующей порядку появления на них ссылок в тексте работы. Каждый источник упоминается (нумеруется) в списке только один раз. После порядкового номера источника точка не ставится.

Примеры библиографических описаний:

Произведения печати одного автора или составителя

1 Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы / Э. Берн. – СПб.: Лениздат, 1992. – 400 с.

2 Грановская, P. M. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. – М.: Свет, 1997. – 608 с.

Произведения печати нескольких авторов

1 Василькова, Ю. В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю. В. Василькова, Т. А. Василькова. – М.: Академия, 2000. – 440 с.

2 Талызина, Н. Ф. Природа индивидуальных различий / Н. Ф. Талызина, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 192 с.

3 Агаджанян, Н. А. Основы физиологии человека: учебное пособие / Н. А. Агаджанян, И. Г. Власова, Н. В. Ермак и др. – М.: Рос, 2000. – 408 с.

4 Беличева, С. А. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / С. А. Беличева, О. В. Кардашина, Н. Д. Линде и др.; под ред. С. А. Беличевой. – М.: Здоровье России, 1999. – 181 с.

Статьи (тезисы) авторов как составная часть книги (материалов конференций)

1 Ваганова, В. И. Методика применения учебных телепередач / В. И. Ваганова, В. В. Карпов; под общ. ред. А. А. Кыверьялга, А. В. Батаршева // Теория и практика применения наглядных пособий и технических средств обучения в профессиональной школе: сб. учебно-метод. ст. – М.: Высшая школа, 1990. – С. 117–127.

2 Демкин, В. П. Психолого-педагогические особенности дистанционного обучения / В. П. Демкин, Н. В. Серкова; отв. ред. В. В. Козлов // Социальная психология – XXI век: доклады участников симпозиума. – Ярославль, 1999. – Т. 1. – С. 176–179.

3 Антонюк, Г. В. Зрелость человека как одна из задач гуманистического образования / Г. В. Антонюк // Итоги XX века: гуманизация образования – проблемы и перспективы: материалы междунар. науч.-метод. конф., Витебск, 19–20 мая 1998 г. / Витеб. гос. ун-т. – Витебск, 1998 – С. 65–71.

Статья из сериального издания

1 Гуткина, Н. И. Психологические проблемы взаимодействия учителя с подростком / Н. И. Гуткина // Вопросы психологии. – 1984. – № 2. – С. 99–106.

2 Журавль, А. Л. Социальная психология личности в малых группах / А. Л. Журавль // Психологический журнал. – 1993. – Т. 14. – № 4. – С. 4–15.

3 Нестеренко, В. К. С этой бедой нужно стучаться во все двери / В. К. Нестеренко // Народная газета – 1995. – 16 мая.

4 Голякович, Л. Представительства инофирм и их хозяйственная деятельность / Л. Голякович, И. Панков // Национальная экономическая газета. – 1997. – 26 ноября. – С. 29.

Раздел, глава

1 Яковлев, Г. М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания / Г. М. Яковлев; отв. ред. А. А. Крылов // Психология: учебник / М.: Проспект, 1998. – С. 442 – 453.

Коллектив авторов

1 Психология: словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

2 Результаты и показатели медицинской науки Беларуси: информ. бюллетень / Белорус. центр мед. технологий, информатики, управления и экономики здравоохранения. – Мн., 1996. – 167 с.

Многотомные издания

1 Гиппиус, З. Н. Сочинения: в 2 т. / З. Н. Гиппиус. – М.: Лаком-книга: Габестро, 2001. – 2 т

2 Изотопы и радиация в сельском хозяйстве: в 2 т. / пер. с англ. В. Д. Цындендамбаев. – М.: Агропромиздат, 1989. – Т. 1: Почва – растения – влага. – 302 с.; Т. 2: Животные – растения – питание – окружающая среда. – 366 с.

Отдельный том в многотомном издании

1 История русской литературы. В 4 т. Т. 3. Расцвет реализма / Акад. наук СССР, Институт русской литературы (Пушкинский дом); гл. ред. Н. И. Пурцев. – Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1982. – 876 с.

2 Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 6. Научное наследство / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 1984. – 397 с.

Статьи из собрания сочинений

1 Заварицкий, В. Н. Научно-организационная и общественная деятельность В. В. Докучаева / В. Н. Закрицкий // В. В. Докучаев. Собрание сочинений. В 9 т. – М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1953. – Т. 5. – С. 6–9.

Раздел, глава из книги

1 Малый, А. И. Введение в законодательство Европейского сообщества / А. И. Малый // Институты Европейского союза: учебное пособие / А. Малый, Дж. Кембел, М. О’Нейл. – Архангельск, 2002. – Разд. 1. – С. 7–26.

Диссертация

1 Солодухо, А. С. Трансформация научного психологического дискурса последователей Л. С. Выготского: дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 / А. С. Солодухо. – Мн., 2005. – 130 с.

Автореферат диссертации

1 Трухан, Е. А. Влияние формально-динамических свойств психики на особенности эмоционального и поведенческого реагирования индивидов: автореф. дис.... канд. психол. наук: 19.00.01 / Е. А. Трухан. – Изд-во БГПУ им. М. Танка. – Мн., 2005. – 20 с.

Интернет-источники

1 www.choolnet.ca/grassrats/elproject.centre/toolkit/build2/planning.asp

2 www/helloword.ru/text/com/web/main/index2.htm

3 www.becta.org.uk/leas/display.cfm?section=13

Электронные ресурсы

Бизнес-Беларусь 2002: нац. бизнес-каталог. – Электрон. текстовые дан. и прогр. (664 698 880 байт). – Мн.: Эниро Белфакта, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см. – Систем, требования: IBM-совместимый компьютер; Windows9x/NT/2000; ОЗУ 32 Mb; 12x CD-ROM, экран 800x600 pixels, 256 цв. – Загл. с этикетки диска. – Текст парал. рус., англ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: