Опыт проведения Форсайта в провинции Льеж (Бельгия)

За последние 20 лет жители провинции Льеж стали заложниками постепенно ухудшающейся социально-экономической ситуации. Снижение доходов от оборотов тяжелой промышленности, которое было обусловлено выводом производственных мощностей из провинции крупными международными компаниями, привело к огромным финансовым трудностям, и это несмотря на предоставление государственных и прочих дотаций (региональных, федеральных и европейских).

В связи с чем, был предпринят шаг к созданию Форсайт-проекта, который смог бы объединить усилия всех заинтересованных сторон и сделать провинцию Льеж крупным индустриальным центром в течение 25 лет.

В январе 2001 года совет директоров SPI+ создал рабочую группу под названием «Комиссия развития» («Commission Développement») состоящую из руководителей SPI+ и внештатных лиц. Целью данной рабочей группы было - обдумать будущее провинции Льеж в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

На тренировочных курсах по проведению регионального форсайта Futuribles (ит. futuribile - научно предсказуемый), в январе 2002 года Бенуа Колле от SPI+ организовал учебный семинар «Территориальное предвидение и его методы» для «Комиссии развития», во главе с генеральным директором Futuribles - Гуго де Жувенелем.

С прагматической точки зрения бельгийцев казалось, что Форсайт является чрезмерно теоретическим методом. Понадобилось около года, чтобы убедить членов «Комиссии развития» применить технологию Форсайта и его методологию, которую удалось разработать с середины 2001 года по середину 2002 года.

В июне 2002 года "Комиссия развития» решила провести территориальное предвидение в провинции Льеж и взяла себе название «Группа прдвидения Льеж 2020» («Groupe de réflexion Liège 2020»). Была поставлена цель - разработка стратегии развития провинции.

В момент когда «Комиссия развития» была создана, она имела предназначение выдавать и аккумулировать идеи оптимизации условий для долгосрочного развития провинции Льеж без каких бы то ни было запретов. Это было первым шагом в разработке глобальной стратегии по развитию провинции.

Подход к территориальному развитию предполагает, что будут рассмотрены все аспекты: социальный, экономический, регионального планирования и т.п., вот почему «Комиссия развития» была задумана как многопрофильная группа.

Целью «Группы предвидения Льеж 2020» было обдумать будущее провинции Льеж на среднесрочную и долгосрочную перспективы, то есть, по крайней мере, на двадцать лет вперед. Этот временной горизонт был рекомендован Гуго де Жувенелем. 2020 год, не слишком далек и не слишком близок: это позволило «Группе предвидения Льеж 2020» делать смелые выводы.

Для формирования группы были выбраны граждане, в состав которых вошли лица принимающие решения - политики, институциональные представители, работодатели из государственного и частного секторов и пресса. Это было предпринято для того, чтобы быстрее оценить ставки и перспективы развития в провинции Льеж.

Географический охват был ограничен территорией провинции Льеж. За неимением другой альтернативы, все мероприятия были профинансированы SPI+, и в основном зависели от властей провинции.

С населением более одного миллиона жителей, проживающих на территории в 3682 км2, провинция Льеж является одной из десяти провинций, которые вместе составляют единое федеративное государство Бельгия. Плотность населения очень высока вокруг центральной части города Льеж и есть высокие расхождения в провинции. Уровень безработицы тоже колеблется, и составляет от 4% до 18% в зависимости от района.

Результаты первого Форсайта (1997 - 1998 гг.) были использованы при разработке стратегии и плана действий по развитию информационного общества в провинции Льеж. Однако, для предварительной оценки всего комплекса работ второго Форсайта этих результатов оказалось не достаточно. В тоже время, некоторые из граждан вовлеченных в процесс технологии предвидения имели информацию о уже существующих Форсайтах, проведенных в других регионах.

Финансирование всего комплекса мероприятий осуществлялось компанией SPI+. Продолжительность поведения Форсайта составила два с половиной года.

Участники проекта:

· Бенуа Колле из SPI+ возглавил секретариат конференции. Он работал полный рабочий день. Помогал ему в работе коллега, который работал четверть времени. Оба они помогали секретарю, который работал тоже четверть времени.

· Гуго де Жувенель, генеральный директор группы Futuribles и консультант по вопросам Форсайта, курировал методологию.

· Члены «Группы предвидения Льеж 2020» и члены рабочих групп, которые принимали участие в учениях в качестве лиц, а не как представители своих организаций. Их организации упоминаются только, чтобы показать разнообразие их происхождения.

«Группа предвидения Льеж 2020» состояла из 38 человек. 25% пришли из частного сектора и 75% приехали из государственного сектора (университеты, муниципалитеты, больницы). Все они имели ответственную должность в своей организации.

В составе привлеченных в рабочие группы внешних респондентов насчитывался 21 человек. Из них 30% приходилось на частный сектор и 70% на государственный сектор. Все они занимали высокие посты в своих организациях.

«Группа предвидения Льеж 2020» выступала в качестве управляющего комитета: она выбирала методологию, утверждала работу рабочей группы и отвечала за итоговые результаты.

Рабочие группы рассматривали все компоненты (элементы) системы и вели разработку микросценариев развития каждого из них.

Помимо очевидной финансовой и материальной поддержки, Форсайт «Льеж 2020» осуществился благодаря поддержке гражданского общества Льежа. Действительно, будущее не возникает из ничего, оно проистекает из настоящего времени и Форсайту требуется диагностика всего произошедшего ранее. Для того, чтобы получить верный диагноз требуется сбор и изучение данных за двадцать последних лет. Для Форсайта «Льеж 2020» эта кропотливая работа была проделана Бенуа Колле.

Необходимо было также получить методологическую поддержку от специалиста в области предвидения. Для Льеж 2020 её осуществил Гуго де Жувенель. Правильное использование знаний и опыта консультанта позволило сохранить верный вектор развития провинции на протяжении всего процесса разработки Форсайта.

Построение команды. Основной характеристикой людей, из которых должна комплектоваться команда осуществляющая Форсайт должно быть желание участвовать в разработке будущего своего региона и в воплощении этого будущего в жизнь. Лица, участвующие в Льеж 2020 были убеждены, что эндогенные факторы их провинции являются наиболее актуальными рычагами, чтобы действовать и развиваться. Еще одной особенностью команды Льеж 2020 являлось то, что каждый её член был известным лицом в своей области, поэтому общение внутри команды складывалось легко. И, наконец, очень важно, что эти лица принимали участие как люди, а не как представители своих фирм или организаций. Это гарант откровенной и свободной дискуссии.

Полагаясь на материально-техническое обеспечение SPI+ и на научный потенциал группы Futuribles, «Группа предвидения Льеж 2020» поставила перед собой задачу объединения просвещенных граждан, желающих соединить свои навыки, чтобы подготовить описание желаемого будущего провинции с временным горизонтом до 2020 года.

Такой подход состоял из двух направлений (фаз):

· Первый делал упор на составление динамической диагностики провинции, изучение возможных вариантов будущего, которые могут вытекать из сложившейся ситуации. Цель была чисто исследовательской, необходимо было обозначить основные элементы на карту, с тем, чтобы предвидеть возможные сложности, с которыми может столкнуться регион в процессе Форсайта.

· Второй состоял из изучения среднесрочных и долгосрочных программ и стратегий основных игроков, чтобы минимизировать или вовсе предотвратить нежелательные последствия, возникающие в реальной динамике развития провинции.

Между этими двумя фазами, важно, чтобы дискуссия шла в установленном порядке и чтобы все игроки начали задумываться над тем, что каждый из них может привнести в Форсайт для того, чтобы они вместе смогли построить лучшее будущее.

В данном форйсате в основу был положен метод сценариев.[18] Метод сценариев – метод декомпозиции задачи предвидения, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (т.е. сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного предвидения, а общее число сценариев должно быть обозримо. Классические этапы:

· Выбор временного и географического горизонтов.

· Построения системы и выявление ключевых переменных, диагностика провинции Льеж.

· Создание микро - и макросценариев.

· Определение среднесрочной и долгосрочной перспектив.

При изучении факторов, из-за нехватки ресурсов в начале процесса был использован метод «мозгового штурма»[19], который вместо структурного анализа с полным и отчетливым определением перспектив развития ситуации под влиянием тех или иных воздействий (создания технологий разработки сценариев), дал лишь перечень некоторых базовых идей.

Информация для Форсйат- проекта формировалась также в ходе встреч и заседаний.В обсуждении вопросов Форсайта, длящимся в течение двух с половиной лет, приняло участие около 50 человек из «Группы предвидения Льеж 2020» и рабочих групп. За это время было проведено 56 встреч рабочих групп и 24 заседания «Группы предвиденияЛьеж 2020» (в том числе несколько совещаний со всеми участниками).

Научный секретариат составил доклады проведённых встреч, были приняли протоколы заседаний, собраны количественные и качественные данные. Гуго де Жувенель отметил, что методология «Группой предвидения Льеж 2020» была использована хорошо, а рабочая группа, отлично справилась с работой по написанию микро - и макросценариев.

Гуго де Жувенель оказал помощь рабочим группам в составлении методологии. Он также привел встречи со всеми участниками, и принял участие в написании отчетов.

Выявление и отбор участников.Члены «Группы предвидения Льеж 2020» были зачислены на добровольной основе и в соответствии с процессом кооптации членов. в частности, некоторые директора SPI+ (из тех, кто хотел принять участие). После этого, они предложили некоторым отдельным кандидатурам из провинции присоединиться к ним.

Выбор был сделан, на основе сравнения кандидатов по уровню их ответственности в организациях, где они работали и их профессионального опыта, также во внимание принималась значимость этих лиц в тех областях, которые они представляют. Это было попыткой сплотить все составляющие общества - политиков, бизнесменов, деятелей, преподавателей вузов, лиц из сектора культуры.

Тот же процесс был использован для формирования рабочей группы, с тем лишь отличием, что первоначально была проведена регистрация всех желающих попасть в данную группу. Рабочая группа должна была лишь участвовать в разработке микросценариев, но как очень быстро оказалось, все они наслаждались работой, и было бы большим расточительством не зарегистрировать их для написания макросценария.

К сожалению, инициаторы Форсайта не обеспокоились вопросом организации связи к началу работ, и правильная коммуникация была организована лишь в самом окончании. Это оказалось ошибкой и привело к менее эффективной работе всех, кто был причастен к процессу.

Сбор информации. После мозгового штурма, были выбраны шесть основных «чувствительных» компонентов провинции Льеж:

· человеческий капитал,

· инфраструктура региона,

· система производства,

· социальная динамика,

· естественные и культурные ресурсы,

· управление.

Для каждого компонента были созданы рабочие группы, которые должны были определить ведущие переменные и возможности развития.

64 ведущие переменные были определены, в том числе 8 на внешнем контексте. Например, в человеческом компоненте капитала, были такие переменные, как семья, семейная ячейка, в структурах территории и инфраструктуры компонента, были такие переменные, как географическое распределение торговых центров, культурных центров, учебных центров, центров досуга.

В компоненте системы производства, были такие переменные, как собственность и власть в решении фирм, динамизм в социальной составляющей, были такие переменные, как например «pillarisation», которая является специфической для Бельгии. Бельгийское общество построено на двух опорах, одна католическая, а другая некатолическая. Эти два столпа могут быть найдены в организации всех аспектов жизни общества.

Обработка информации. Для каждого основного «компонента», рабочая группа рассмотрела комбинации гипотез эволюции ведущих переменных и выбранных комбинаций, которые позволили бы определить микросценарии. Было построено 27 микросценариев, среди которых 4 на внешнем контексте.

Для каждого сценария, на двух страницах формата A4 были описаны пути от нынешней ситуации к финальному отображению в 2020 году.

На основе этих 27 микросценариев были создали рабочие группы, итогом их работы стали 4 макросценария построенные для «Группы предвидения Льеж 2020».

«Группа предвидения Льеж 2020» на основе 4 макросценариев выбрала наиболее подходящие внутренние и внешние условия для каждого из них.

Тем не менее, независимо от внешнего контекста, каждый из четырех макросценариев может случиться. И в самом деле, если человек не может отрицать влияние внешнего контекста на провинцию, он не должен прибегать к его завышать. Вот почему, тогда было решено представить отдельно эволюции внешнего контекста и макросценариев, чтобы выделить существенную роль эндогенных факторов.

Управление временем. В начале, Форсайт Льеж 2020 планировалось провести в один год. Но, в конце концов, несмотря на контроль руководящего комитета, он длился два с половиной года.

Существовало три причины для этого:

1. Трудности возникающие у членов, связанные с невозможностью быстрой адаптации к принципам и методологии предвидения. Эта задержка могла, вероятно, быть сокращена с организацией обучения предвидению, например, во время семинаров.

2. Методологические ошибки, которые вызвали 4/5 задержки: действительно, было решено описать макросценарии для журналистов. Это оказалось ошибкой - невозможно человеку, который не участвовал в интеграции всех элементов, перевести их в глобальные сценарии. После этого, написание макросценариев было поручено научному секретарю.

3. Трудности планирования встреч, учитывая, что люди вовлеченные в процесс были очень заняты.

Управление отношениями. Отношения между членами развивались в ходе процесса. Действительно, в самом начале, разнообразие людей из различных слоев общества, как правило, усложняет общение. Через некоторое время общий «язык» был найден, но недопонимание из-за имеющихся пробелов в знаниях оставалось очень заметно.

Группа показала себя медленной при принятии решений несколько раз во время учений. Конкретной проблемой «Группы предвидения Льеж 2020» было то, что первый президент SPI+ на самом деле не участвовал в предвидении. Таким образом, процесс принятия решений страдал от SPI+ "в чрезмерно формальном процессе принятия решений (SPI+ очень иерархическая компания).

Это было бы более эффективным, если бы имел место своего рода исполнительный аппарат официально названый Группой, как это было сделано для процесса коммуникации.

Хранение актуальных данных. В дополнение к традиционным средствам связи (отправка отчетов и других документов по почте или по электронной почте или устное общение), был ограничен доступ к сайту, который был необходим на протяжении всей работы.

Сайт содержит всю информацию, относящуюся к предвидению: отчеты, данные, методологическую информацию, комментарии от консультанта...

Мониторинг день за днем. Изо дня в день, проводился мониторинг научным секретариатом.

Ожидаемые результаты. Были получены ощутимые результаты, которые выражались в написании четырех макросценариев и определении основных проблем в провинции Льеж.

Первый сценарий: каменные статуи. Один из возможных вариантов будущего для провинции может состоять из медленной эрозии текущей ситуации: группы и их проекты, направленные на увеличение борьбы за власть и борьба за местные интересы, без разработки действительно амбициозного совместного проекта. Потеря рабочих мест в различных секторах рассматривается как неизбежное явление. При отсутствии четко определенной стратегии, за неимением соответствующих навыков и должной энергии, источники развития будут постепенно высыхать или попадут в чьи то недобросовестные руки. И все это, конечно, имеет очень негативное влияние на уровень занятости и покупательной способности. В этом контексте неблагоприятная цепная реакция повлияет даже на создание предприятий, занятых в государственном секторе...

Регион потеряет свою структуру. Без всякой апелляции, провинция Льеж бы мало-помалу стала «провинциальным общежитием»: центр экономической деятельности будет в другом месте...

Второй сценарий: набрасываться друг на друга. Этот сценарий произрастает из предыдущего сценария, но с внезапным ухудшением, которое начнётся примерно с 2008 года и будет отличаться, в частности, четко обозначенным сокращением государственных ресурсов. Раскрутится спираль увольнений и банкротств: отсутствие инвестиций привело бы к большому числу разорившихся предприятий (в традиционных секторах и в передовых из них): производственная база Льеж, состоящий из малых и средних предприятий, которым не удастся достичь критической массы, они будут страдать от глобализации, не смогут приобщиться к ней. Логистический сектор, сможет по-прежнему избежать всеобщей катастрофы, но он не будет создавать рабочие места в соответствии с возложенными на него надеждами. Не делая выбор, Льеж превратится в «склад провинции»...

В нерегулируемом контексте сельское хозяйство Льежа будет испытывать кризис. Отсутствие скоординированного регионального плана по организации и охране окружающей среды будет иметь серьезные последствия для природных ресурсов и развития туризма.

На социальном уровне, миграционные потоки лишь принесут население без квалификации и без средств к интеграции. Преступность и отсутствие безопасности приведет к увеличению опасной и насильственной конфронтации.

Основные игроки будут настаивать на своих правах. Более склонные к оправданию своих позиций они не оставят попыток найти виновных людей, ответственных за драматические ситуации, а не займутся долгосрочных решений проблем. Провинция стала бы совершенно пассивной и будет быстро ухудшаться.

Третий сценарий: ласточка. Эта сцена показывает различное отношение со стороны крупных игроков и лиц, принимающих решения в провинции Льеж, которые движимые тревожными экономическими прогнозами начнут собираются вместе, чтобы выработать всеобъемлющую стратегию развития. Она будет представлена в сентябре 2005 года и очень быстро будет достигнуто соглашение о желании порвать с прошлым таким образом, чтобы избежать слишком большой зависимости от одного сектора, а вместо этого воздействовать на коренной потенциал таким образом, чтобы построить промышленность способную выдерживать экономические спады. Существование в центре внимания координации позволит лицам, принимающим решения, которые иначе были бы слишком глубоко вовлечены в свои местные проблемы, управлять стратегией альянсов, которая будет руководствоваться защитой своих интересов и в то же время с учетом общей политики. Будет организована вокруг:

· Тренинги и R&D.

· Выбор приоритетных и стратегических отраслей, которые были бы в центре внимания согласованные усилия всех основных игроков и на различные аспекты (финансирование, инфраструктура, обучение и т.п.).

· Основные усилия в плане финансирования для МСП и объединения их ресурсов.

· Координация и создание согласованности в государственных ресурсах развития.

Таким образом, различные сектора определены как стратегические будет испытывать колебания развития, но было бы все привести в среднесрочной перспективе к крупным создание рабочих мест.

Но не все было бы идеально... Если инициатив было много, их координации создаст проблему. Подразделения будут появляться время от времени: общая стратегия будет существовать, но там все равно не действительно по-настоящему общего видения желаемого будущего.

Четвертый сценарий: феникс. Этот четвертый сценарий представляет собой идеализированную версию предыдущего сценария. В 2012-2013 годах, лица, принимающие решения и институциональные игроки Льежа будут идти от разумного общего понимания, эффективность которого они только что подтвердили в течение предыдущих 6 или 7 лет до подлинного сотрудничества, которые охватывают отдельные интересы. С этого времени, различные категории игроков в провинции (экономические, социальные, политические, культурные и т.п.) развивали бы отношения друг с другом, создавая альянсы в том числе и за пределами провинции и построили бы эффективную сеть, которая дала бы опираясь на долю имеющихся ресурсов и адаптивные способности игроков реальную взаимосвязь сетей и подъем.

Стратегический выбор, сделанный 7 или 8 лет назад принесет хорошие результаты. Обрабатывающая промышленность Льежа больше не будет страдать от глобализации, сумеет воспользоваться возможностями, которые она представляет для его развития. В частности, оно может рассчитывать на эффективные инвестиции и механизмы финансирования.

Начиная с 2016 года, уровень занятости еще бы поднявшись до уровня, близкого к 70%. Везде в Европе будет упоминаться о «Чудо Льеже». В спокойной социальный климат, провинции Льеж будет вновь привлечен иностранный бизнес.

Более того, с развитием региона, который не будет ограничен только ее экономической составляющей, это развитие будет сделано с большим вниманием к окружающей среде и качеству жизни. Поток мыслей, которые всплыли в отношении будущих поколений и угроз, которые нависают над жизнью провинции смогли бы интегрировать в этот общий аспект устойчивого развития, ведь чистота воздуха и леса являются предметом особого внимания. Выгода от заботы о природном наследии отразится на культурных и спортивных институтах, которые будут полны событий. Туристический сектор станет сектором, который вносит свой вклад в развитие и образ провинции в окружающем мире.

Основные проблемы провинции. Необходимо сформулировать общую идею проекта в рамках долгосрочной стратегии для провинции, путем объединения всех экономических, социальных, экологических, культурных инициатив и т.д. Это приведет к инвентаризации возможных синергий, дополнительных аспектов во всех областях, определенных по взаимному согласию относительно конкретных навыков каждого участника.

Чтобы установить внутренние и внешние связи, а затем получить прочные союзы, требуется дух открытости и активный подход к обретению новых возможностей, которые и укрепляют отношения, для этого, в частности, необходимо знание иностранных языков...

Эти проблемы не могут быть удовлетворены за исключением следующих условий:

· Все жители провинции Льеж должны быть осведомлены о том, что все преобразования проводятся исключительно в их целях, чтобы они могли собственноручно определиться и внести вклад в развитие провинции.

· Мы должны извлечь выгоду из сложившейся геостратегической ситуации в провинции Льеж для строительства динамично развивающегося региона Европы с экономической, социальной, культурной и экологической составляющей.

На региональном уровне, мы должны также принимать активное участие в региональном развитии путем создания более прочного партнерства с другими городами и региональными группами в Валлонии, обеспечивая решающий вклад на двух или трех стратегических направлениях.

Нам нужно переосмыслить чрезмерную зависимость от традиционной промышленности, которая находится на спаде. Чтобы быть менее чувствительными к экономическим спадам необходимо опираться на важные секторы, здесь речь может идти о диверсификации.

Разработка учебных навыков формирует необходимый элемент для работы с ними. Новые оценки технической подготовки и профессий на их основе продолжает оставаться на счету у провинции.

Когерентные управления землей должны быть реализованы таким образом, чтобы затормозить неконтролируемое распространение деятельности и жилья в пригородах, а также быть в состоянии ответить требованиям эффективного использования подходящих мест для хозяйственных целей.

Необходимо осуществить перепланировку транспорта так, чтобы обеспечить несколько режимов как для людей, так и для товаров.

Развитие природного и культурного капитала является важными вопросами, поскольку их объединяющая роль образует прочный фундамент, где каждый может найти себя: сельское хозяйство, экономика, туризм...[20]

Нематериальные выводы. Четыре сценария показали гражданам Льежа и тем, кто интересуется этим вопросом проживая за пределами этой провинции, какое будущее возможно настанет в Льеже! Они поражали воображение людей. В частности, первый и второй сценарии поражают людей, потому что они представлены очень пессимистичной эволюцией в провинции.

Распространение. Жителям провинции Льеж и его основным игрокам (политикам, институциональным игрокам, работодателям частного и государственного секторов, прессе) необходимо быть информированными о результатах предвидения форсайта.

После исследования, важно, чтобы в дискуссиях было установлено и проверено освоение сценариев, как изменяется и обогащается будущее, чтобы все игроки начинали задумываться о том, что они могут сделать вместе, чтобы построить лучшее будущее.

Стал бы возможным, переход на второй этап, который состоял бы из рассмотрения среднесрочных и долгосрочных программ и стратегий основных игроков, для принятия варианта при котором можно предотвратить нежелательные последствия, возникающие и приводимые в движение реальной динамикой развития.

К сожалению, до сих пор настоящая дискуссия не была установлена, и это не было реализовано, нет возможности перейти на второй этап форсайта.

Распространение информации должно было быть интегрировано в предвидение с момента его зачатия.

В конце первого этапа форсайта, обширная деятельность по распространению материалов была организована через общение с брошюрами на четырех языках (французском, фламандском, немецком и английском языках), веб-сайт с форумом, пресс-конференции и статьи в прессе, всё это дало бы максимальный эффект. Но так как не было достаточного распространения в ходе исследования, не было никакого реального присвоения его результатов, люди не смогли его в должной степени использовать.

В связи с тем, что не было запланировано с начала работ должных коммуникационных связей, большинство участников «Группы предвидения Льеж 2020» и рабочих групп не чувствовало себя способными решать задачи.

До сих пор, выводы Форсайта для провинции Льеж не были использованы для определения политики, потому что завершить удалось лишь первый этап. Большая часть политиков Бельгии не захотела, чтобы был осуществлён переход на второй этап Форсайта.

Из всех участников Форсайта только экологи приняли некоторые элементы исследования для своей программы.

Исходя из предоставленной информации о проведении регионального Форсайта в провинции Льеж, можно сделать следующие выводы.

1. Использование технологии Форсайта способствует интенсификации процессов развития гражданского общества, формированию гражданской культуры населения, осознанию пределов и возможностей саморегулирования. Форсайт – это новейший инструмент технологии предвидения, который появляется там, где усиливается процесс делегирования полномочий[21] государства гражданским институтам, способным осуществлять саморегулирование. Форсайт, с одной стороны, наиболее действенно развивается там, где гражданское общество достаточно структурировано, где граждане принимают активное участие в деятельности различных гражданских институтах, проявляя гражданскую культуру и учитывая не только свои партикулярные интересы. С другой стороны, применение технологии Форсайта способствует интенсификации углубленных процессов развития гражданского общества, осознание пределов и возможностей саморегулирования.

Применение Форсайта способствует тому, чтобы каждый активный гражданин сообщества имел бы возможность участвовать в созидании будущего не только как эксперт или участник проекта, но и как активный созидатель формирующегося будущего. Участники Форсайт-исследования, как и вовлеченные непосредственно в процесс проведение предвидение, так и потенциальные, четче осознают свои групповые интересы. Это означает, что Форсайт содействует углублению автономии гражданских институтов или автономизации различных общественных сфер деятельности людей по их инициативе. Что в свою очередь означает, что проведение регионального Форсайта углубляет структурирование партикулярных интересов, а следовательно содействует развитию гражданского общества.

Систематическая работа по формирования регионального Форсайта станет важным фактором совершенствования гражданского общества с различных точек зрения и, в первую очередь, с позиции развития гражданской культуры населения, с учетом партикулярных интересов различных слоев гражданского общества, их чаяний и запросов в будущем как непосредственных участников процесса формирования будущего.

2. Укрепляются и углубляются связи, активизируется сотрудничество между различными игроками региона: научным сообществом, властью, бизнесом, общественными организациями.

Практика применения технологии предвидения показывает, что в странах ЕС определен административно правовой статус Форсайта. Известно, что в Европейском Союзе в марте 2000 года была принята Лиссабонская стратегия,[22] в которой в благожелательной форме высказано предложение, что всем странам ЕС следует шире использовать инновационный инструмент – Форсайт. Как показывает практика использования Форсайта, только совместными усилиями власти и гражданского общества можно выработать эффективные решения среднесрочных проблем региона.

3. Проведение Форсайта дает возможность переориентировать региональный бизнес на более перспективные направления, дающих возможность развиваться не только самому бизнесу, но и региону в целом в будущем. Форсайт – это не метод прогнозирования, это другая технология, позволяющая привлечь активных граждан к конструированию будущего. Вот как объясняет отличительную суть Форсайта Р. Поппер, сотрудник Института инновационных исследований Манчестерского университета (Великобритания): «Важно понять, что отличает Форсайт от традиционного прогнозирования. Участники Форсайта открывают новые возможности для формирования, а не только прогнозирования будущего, рассматривая возможные альтернативы будущего и формируя стратегии достижения наиболее перспективных из них»[23].

4. Опыт проведения региональных Форсайтов в провинции Льеж демонстрирует, что при наличии Форсайт – исследований более адекватно и более конкретно можно разработать стратегические решения по долгосрочному развитию региона с учетом интересов научного сообщества, интересов бизнеса, властных структур и гражданского общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: