Получение заданного цвета смешением основных, взятых в необходимых количествах, называется аддитивным синтезом.
Примером аддитивного синтеза цвета может служить проецирование на экран тремя диапроекторами излучений одинаковой мощности, экранированных синим, зеленым и красным светофильтрами (рис.5.21, вкладка). Используя различные сочетания выделенных световых потоков, взятых в одинаковых количествах, можно получить цвета, приведенные ниже.
Смешиваемые потоки Результирующий (синтезируемый) цвет
синий + зеленый голубой
синий + красный пурпурный
зеленый + красный желтый
синий + зеленый + красный белый
Восприятие цвета на упаковке 143
Изменяя мощности смешиваемых излучений, можно получать и другие цвета. Так, смесь зеленого и красного излучений в равных количествах образует чисто желтый цвет. Меняя количества этих излучений, можно получать целый ряд цветов: зеленых, желто-зеленых, красно-оранжевых, красных и т.д.
При одновременном увеличении всех трех основных излучений цвет получается более светлым.
|
|
Насыщенность цвета зависит от числа излучений, образующих тот или иной цвет. Чем меньше излучений участвует в образовании цвета, тем он более насыщен. Поэтому монохроматические излучения имеют самый насыщенный цвет. Аддитивным синтезом можно получать цвета высокой насыщенности, например при смешивании монохроматических лазерных излучений.
Приведенный пример с диапроекторами относится к аддитивному синтезу, при котором смешение излучений происходит вне глаза. Существуют еще два варианта аддитивного смешения излучений. Остановимся вкратце на них.
Пространственное смешение. Основано на свойстве глаза не различать близко расположенные друг к другу мелкие цветные участки, а воспринимать их как единое целое, образованное смешением исходных цветов. Если ряд мелких цветных объектов рассматривать на достаточно большом удалении, то по отдельности они не различаются и представляют собой однотонную поверхность. Например, в пору начала «золотой осени» в солнечный день вся листва березовой рощи издали кажется желтой. Однако, подойдя ближе, можно увидеть еще оставшиеся зеленые листочки. Кроме того, и сами желтые листья различаются между собой.
Такое смешение цветов разноокрашенных мелких участков с образованием единого для них цвета происходит по правилам аддитивного синтеза. При взгляде на предмет его изображение непрерывно перемещается по сетчатке глаза. Когда цветные элементы малы в сравнении с непрерывными колебаниями глаза, то на одни и те же рецепторы последовательно попадают излучения от рядом расположенных элементов. При быстрой смене излучений глаз не различает их смену.
|
|
Пространственный способ смешения цветов известен в живописи. Художник наносит на холст краску мелкими мазками различных красок, которые на некотором удалении воспринимаются как целостные изображения. На пространственном смешении цветов основано получение полноцветных изображений в высокой и офсетной печати в полиграфии. Подробнее это рассмотрено в подразд. 5.6.4.
Временное (последовательное) смешение. Этот тип образования различных цветов основан на быстрой смене излучений вне глаза. При-
Глава 5
мером может служить быстрое вращение окрашенного волчка или диска с разноцветными секторами. При быстром чередовании цветов реакции разных цветоощущающих рецепторов на них складываются. При этом различные цвета сливаются в один цвет и цвет диска (или волчка) воспринимается как один цвет аддитивной смеси действующих излучений.
Другим примером временного (последовательного) смешения может служить экран цветного телевизора (монитора). На экране имеются мелкие (растровые) ячейки. При воздействии на них электронных пучков они создают оптическое излучение синего, зеленого и красного цветов в определенном порядке по строкам и столбцам (рис.5.22, вкладка) [4]. В процессе демонстрации энергия электронных пучков быстро меняется. При этом происходит последовательное смешение синих, зеленых и красных излучений. Из-за малых размеров растровых ячеек они в отдельности не видны, а быстрая смена электрических сигналов делает незаметным последовательное свечение всех растровых элементов. Поэтому изображение на экране получается резким с различными цветами.
В результате изучения оптического смешения цветов немецким математиком Грассманом в середине XIX века были сформулированы законы аддитивного синтеза цвета [95].
Первый закон Грассмана (трехмерности). Любой цвет однозначно выражается тремя, если они линейно независимы.
Линейно независимыми цветами называются такие три цвета, каждый из которых не может быть получен смешением двух других.
Благодаря этому закону стало возможным описание цвета с помощью цветовых уравнений. Приняв в качестве линейно независимых цветов красный, зеленый и синий, можно выразить любой произвольный цвет с помощью уравнения
ц=кк+зз+сс,
где Ц — синтезируемый цвет; КК,33,СС — цветовые составляющие
цвета Ц; К,3,С — цветовые координаты; К,3,С — единицы основных
цветов.
Второй закон Грассмана (непрерывности). При непрерывном изменении излучения цвет изменяется также непрерывно. Данный закон утверждает, что нет таких цветов, которые бы стояли особняком и к которым нельзя было бы подобрать бесконечно близкий цвет.
Третий закон Грассмана (аддитивности). Цвет смеси зависит только от цвета смешиваемых излучений и не зависит от их спектрального состава. Из этого закона следует, что если каждый из двух визуально одинаковых цветов смешивать с третьим, то независимо от спек-
Восприятие цвета на упаковке 145
трального состава этих двух цветов результирующий цвет в обоих случаях будет одинаковым. Например, при смешивании желтого излучения или смеси зеленого с X =546 нм и красного с Л =700 нм, дающих также желтое излучение, с одним и тем же голубым излучением получаются два одинаковых цвета, не отличимых друг от друга.
5.6.3. Субтрактивный синтез цвета
В отличие от аддитивного, субтрактивный синтез основан не на сложении, а на вычитании излучений. В этом случае часть излучения белого цвета, образованного красным, зеленым и синим световыми пучками, попадает в глаз, преобразуясь окрашенной поверхностью объекта. Иными словами, слой вещества, дающий окраску, вычитает определенную долю красного, зеленого или синего излучения, направленного на объект, то есть поглощает. Таким образом, окраска объекта преобразует энергию упавшего на него излучения. Это приводит к тому, что, отражаясь от поверхности объекта или проходя через него (для прозрачных тел), одни лучи поглощаются полностью или ослабевают сильнее, чем другие. В этом случае на сетчатку глаза цвета основных излучений попадут в различных количествах, что вызовет ощущение того или иного цвета.
|
|
Для субтрактивного синтеза характерно то, что результат определяется не столько тем, какие лучи отражает (пропускает) красочный слой (или слои), а тем, какие лучи он поглощает. Субтрактивный синтез можно еще определить как смешение окрашенных сред. Цвета таких сред являются дополнительными к основным цветам аддитивного синтеза. Такими средами могут служить триадные краски: желтая (Ж), пурпурная (П) и голубая (Г) или прозрачные красители того же цвета.
Рассмотрим общие закономерности субтрактивного синтеза на примере идеальных светопоглощающих красочных слоев. Это такие среды, которые имеют поглощение строго в одной зоне спектра (рис. 5.23, вкладка) и не обладают светорассеянием.
На рис.5.24 (вкладка) показано образование различных цветов субтрактивного синтеза в проходящем свете. При прохождении белого света, содержащего в равных количествах излучения всех трех зон спектра, через желтую окрашенную среду поглощаются синие лучи. На пурпурный окрашенный слой попадут лучи только двух зон спектра — зеленой и красной. В этом случае будут поглощены зеленые лучи. Таким образом, через обе окрашенные среды пройдет лишь красное излучение. В результате цвет будет красным (рис. 5.24, а). На рис. 5.24, б показано получение зеленого цвета при прохождении белого излучения через желтый и голубой слои и синего (рис. 5.24, в) через пурпурный и голубой. При прохождении белого света через все три окрашенные ере-
146 _____________________________________________________ Глава 5
ды происходит поглощение всех его составляющих. В результате цвет становится черным (рис. 5.24, г).
|
|
Управляя толщиной красочных слоев, можно менять поглощение в той или иной зоне спектра. При совмещении таких слоев можно получать различные цвета — оранжевые, желто-зеленые, зелено-голубые и т.д.
На рис. 5.25 (вкладка) показаны примеры субтрактивиого синтеза идеальными красками в отраженном свете. Например, в случае наложения на бумагу двух красок — желтой и голубой — цвет будет восприниматься так же, как и в проходящем свете, — зеленым. Однако в данном случае излучение будет дважды проходить через красочные слои, наложенные на бумагу. Это привносит некоторые особенности, но не меняет сущности самого субтрактивиого синтеза.
Когда все три краски наложены друг на друга, все три составляющие белого излучения К, 3 и С поглощаются при попадании на красочные слои. Цвет будет черным.
Используя при субтрактивном синтезе идеальные краски, можно получить широкую гамму цветов как в проходящем, так и в отраженном свете.
При использовании не идеальных, а реальных красок (красителей) (рис.5.26, вкладка) число синтезируемых цветов заметно уменьшается. Это связано с тем, что реальные краски имеют поглощение не в одной, а в двух или трех зонах спектра. Это приводит к искажению цветового тона. Так, желтая краска при наличии вредного поглощения в зеленой зоне спектра начинает приближаться к оранжевой. Кроме того, реальные краски не являются прозрачными, а обладают определенной степенью светорассеяния. Это заметно сказывается на насыщенности синтезируемых цветов. Она уменьшается и, как следствие, уменьшается число цветов, воспроизводимых такими красками. Все это приходится учитывать при воспроизведении цветных оригиналов.