Глава 6 техники опровержения: объективные

Многие техники оспаривания основаны на использовании для изменения иррациональных убеждений высокого или низ­кого уровня эмоционального возбуждения, но иногда более эф­фективным для трансформации мыслей оказывается хладно­кровный, бесстрастный стиль. Причина в том, что объективное, внеличностное обсуждение идей клиента может развеять его пристрастные эмоции, в то время как жесткие и мягкие техники опровержения могут их усилить.

Техники объективного оспаривания предполагают, что тера­певт будет предоставлять логичные, неэмоциональные аргумен­ты и склонять клиента к моделированию того же стиля. Как клиент, так и терапевт анализируют идеи клиента бесстрастно и отчужденно, как будто это математические формулы.

Объективное опровержение предполагает изменение преду­беждений в случае, если терапевт поможет клиенту собрать ло­гических доказательств против этих идей больше имеющихся у него аргументов «за». Эта точка зрения противоположна тому мнению, что эмоциональная напряженность и привычная сила контраргумента превосходит по значимости стоящую за ним ло­гику. Приобретая опыт, терапевт выяснит для себя, какие убеж­дения лучше поддаются мягким техникам, какие — жестким, а какие — объективным.

Мы обнаружили, что объективное оспаривание больше всего подходит для сопротивляющихся и защищающихся клиентов, поскольку этот подход не задевает их эмоциональные струны, с другой стороны, есть клиенты, которым больше помогает теплое, эмпатическое и позитивное обхождение с ними терапевтов (Rogers, 1951, 1959). Для поддержки контраргументации деп­рессивных клиентов им в особенности может понадобиться мяг­кий эмоциональный подход, напротив, клиентам, страдающим от приступов паники, подойдет атакующее, жесткое опровер­жение.

Объективный анализ идей клиента — ясный и элегантный терапевтический подход. Наш опыт, однако, показывает, что многие клиенты не приветствуют логику в той же мере, что и терапевты. Для таких клиентов объективное оспаривание долж­но быть заменено или дополнено другими методами.

Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения.

1. Пусть клиент идентифицирует основные центральные убеж­дения, которые приводят к негативным эмоциям.

2. Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основ­ные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъек­тивных суждений как о самом убеждении, так и о составля­ющих его частях.

3. С помощью клиента исследуйте каждое убеждение с пози­ций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли убеждение логичным.

4. Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запи­шет все логические доводы для такого опровержения.

5. Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие дово­ды каждый раз, когда возникает ложное убеждение, пока оно не перестанет повторяться совсем.

Мы используем эти инструкции в памятке, которая знако­мит клиента с техникой объективного оспаривания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: