Следы Бога открываются в природе

Пророк Исайя советует в 40 гл. 26 ст: «Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, Кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает».

Уместно здесь привести слова Уолтера Бича из его книги «Величины спасения»:

«Откройте глаза, посмотрите вокруг себя. Ни Уордсуорс, ни Шелли, ни один из поэтов, воспевающих природу, не был в состоянии полностью описать чудеса Вселенной. Звезды, разноперые птицы, самый разнообразный животный и растительный мир — все внушает уверенность в Бога Творца.

Только отвергнув здравый смысл, можно рассматривать мироздание как продукт чистой случайности. Профессор Эдвин Конклин, биолог Пристонского университета, не раз говорил, что случайное происхождение жизни может быть сравнимо лишь с возможностью появления Полного Словаря в результате взрыва в типографии. Все во Вселенной говорит о продуманном плане, о разуме, порядке и целенаправленности. Вселенная не есть иллюзия. Она вполне реальна. Наша Вселенная была сотворена в пространстве в определенный период времени. Как выразился по этому поводу Иов: «…Он повесил землю ни на чем» (26,7).

Вращение Земли вокруг своей оси, с ее сменой ночи и дня, годовым оборотом вокруг Солнца, делают ее вполне пригодной как для жизни людей, так и для растений. Это — далеко не простая случайность.

Атмосфера защищает Землю от смертельных ударов двадцати миллионов метеоров, которые ежедневно вторгаются в нее со скоростью тридцати миль в секунду. Она также поддерживает на Земле температуру в пределах необходимых для жизни живых организмов. Если бы Земля занимала положение Луны, то для нее было бы физически невозможным удерживать вместе атмосферу и воду, вследствие чего температура планеты была бы чрезмерно высокой. С другой стороны, если бы Земля занимала положение Солнца, то на ней отсутствовало бы всякое физическое равновесие рода человеческого, какое мы наблюдаем ныне, а значит ни о какой интеллектуальной жизни не могло бы быть и речи.

Многочисленные факты в природе свидетельствуют о том, что Вселенной управляет некий Организующий Разум. Если физическое явление может быть выражено математическим законом и формулой, то это потому, что оно является результатом, некоего Единого Разума, предусмотревшего уже заранее данное явление. Подумайте, например, о сложном устройстве организма человека и животного. Подумайте о мозге с его невероятными способностями. Кто может объяснить функционирование этого удивительного органа? Объединенные умственные усилия всего человечества не могут воссоздать мозг.

Подумайте о таинственных химических реакциях, контролирующих работу человеческого тела, в результате которых оно способно вырабатывать нейтрализующие кислоты и антитела, которые убивают вредные элементы, проникающие в организм. Этот процесс приводит в изумление самых образованных химиков.

В природе мы на каждом шагу встречаемся с чудесами. Паук плетет паутину. Лосось плывет из моря вверх по реке к своему месту рождения. Крошечные муравьи трудятся в своем удивительном царстве. Цветы поглощают влагу путем особого физического явления осмоса (медленного просачивания через тонкую перегородку). Птицы летают в воздухе, а рыбы плавают в воде. Пройдитесь вниз по освещенной солнцем тропинке. Обратите внимание на чудесное строение цветка. Прислушайтесь к прекрасному пению малиновки, внимательно осмотрите сплетенное гнездо балтиморской иволги. Случайно ли цветок выделяет сладкий нектар, привлекающий насекомых, которые, в свою очередь, способствуют появлению большего количества цветов на следующий год? Является ли чистой случайностью то, что маленькие опыленные зерна дают ростки, образуют завязь цветка и производят семя?

Дж. В. Литес обратил внимание на сложность строения белков. Они образованы из длинных цепей, называемых аминокислотами. Способ соединения их имеет чрезвычайное значение. Если их соединить иначе, то они не будут поддерживать жизнь и даже могут быть ядовитыми. Литес подсчитал, что звенья цепи простейшего белка могли бы быть соединены миллионами различных путей. Для всех этих случаев невозможно совпадение в строении молекулы протеина, — а искра жизни сохраняется лишь при одном единственном способе соединения.

Если человек отказывается посмотреть через микроскоп или взглянуть на фотоснимок амебы, он вполне может утверждать, что амебы, как таковой, не существует. Но стоит ему только увидеть ее или хотя бы ее фотоснимок, как в тот же момент его довод лишается всякого основания. Так и в отношении Бога. Пока человек отказывается искать Его или без всякого предубеждения признавать дело Его рук, он может долго и во всеуслышание доказывать, что Бога нет. Однако, стоит неверующему человеку мельком узреть Бога, и он больше не может оспаривать Его существование. В конечном счете это должно быть индивидуальным познанием. Вильям Томсон Кельвин, один из величайших в мире физиков, высказал следующее важное утверждение: «Если вы вдумаетесь достаточно глубоко, то сама наука заставит вас уверовать в Бога». Лорд Кельвин прав. Логика требует веры в то, что невидимая рука Бога сотворила все чудеса флоры и фауны и звездного пространства по законам, которые мы должны познавать. Все столь поразительно и вообще необъяснимо без наличия Божественного Создателя. Альберт Эйнштейн говорил о «неограниченной высшей разумной силе, которая открывается с непостижимой Вселенной». Макс Планч, один из ученых, исследовавших глубокие тайны атома, сказал: «Религия и естественная наука ведут совместную борьбу в никогда не прекращающемся и никогда не ослабевающем крестовом походе против скептицизма, против догматизма и против суеверия, и боевой клич в этом походе всегда был и всегда будет: «Вперед к Богу!» В природе, как в некотором роде фантастической витрине, где каждую секунду совершается что-то необъяснимое, есть нечто такое, что овладевает нашим вниманием благодаря своему всеобъемлющему величию, своей красоте и силе. Сидим ли мы на вершине горы, обозревая окрестные холмы и усеянные цветами луга; стоим ли мы у окна, из которого открывается вид на океан при закате солнца; или же мы бродим в полночь, когда высоко над нами светит луна, — во всех этих и подобных случаях каждый из нас какое-то время невольно был очарован величием, красотою и силою природы. Мы подняли глаза и взглянули несколько выше себя. Мы взглянули даже выше природы в сторону самого великого.

К сожалению, современная жизнь все меньше и меньше предоставляет времени для развития наших лучших чувств и благоговейного трепета перед природой.

Нас учат читать, писать и вычислять, почти не уделяя времени для воспитания благоговения. Мы чуть ли не со стыдом признаем, что порою видим явления, которые мы просто не в состоянии описать.

Мы считаем слабостью признать, что наши научные категории, наши математические символы и классификационные системы не могут воспринять всего. Истинная же сила наша заключается в признании того, что Вселенной управляет Дух, Который превыше человека, и что этот Дух объясняет все то, что необъяснимо для человеческого разума. Человек может лишь встать и сказать вместе с псалмистом: «Воскликните Богу, вся земля. Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих!» (Пс. 65,1-3)

Материальный мир много говорит нам о Боге, и все же у нас возникает еще немало вопросов. Должны ли они оставаться без ответа? Подобно ли познание Бога некоторого рода сокровищу, спрятанному в пещере, раскопки которого нам приходится производить без помощи карты, указывающей, где эта пещера расположена? Конечно же нет. Бог предусмотрел все необходимое для веры в Него. Помните, Он ищет человека также, как и человек ищет Его». [229]

Можно ли сомневаться в существовании конструктора, если мы видим перед собой часы, машину, самолет или хотя бы самую незначительную вещь. Хотя мы этих людей не видим и не знаем в лицо, однако вещи свидетельствуют и говорят нам об их мастере. Или быть может кто-либо уверен, что, к примеру, ручка, которой мы пишем, появилась сама? Думаю таковых не найдется.

Подобно и природа свидетельствует о своем Авторе и Мастере — о Боге Творце: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь…» (Пс. 18,2).

В этом, казалось бы, не должен сомневаться никто. Но люди, которые не желают признать существование Бога, изворачиваются, ищут выхода примерно следующим образом (читайте внимательно это нагромождение нелогичных примеров): «Неправильно думать, что раз каждая вещь в отдельности, — говорят неверующие, — имеет свою причину, то и все они, как одно целое должны иметь причину». И далее:

«Кто так рассуждает, руководствуется правилом: «Все, что верно относительно всех частей, верно и относительно целого». Иногда это и в самом деле справедливо. Например, зная, что железо, медь, олово и т. д. проводят электричество, мы говорим: «Металлы проводят электричество», потому что железо, медь, серебро и т. д. — металлы. Но это правило нельзя применить ко всем случаям.

То, что является свойством каждой из частей, взятой в отдельности, вовсе не обязательно должно быть свойством целого, состоящего из этих частей. Например, бесспорно, что у всякой лошади в табуне четыре ноги. Но из этого не следует, что весь табун как целое имеет тоже четыре ноги. Точно также из того, что каждая вещь чем-то или кем-то создана, не следует, будто это верно для мира в целом. Таким образом вывод, что должна существовать вне мира какая-то сила, сотворившая его и являющаяся причиной его существования, неправилен». [230]

Вот вам и доказательство!

Не нужно обладать большой мудростью, чтобы заметить, что автор вышеприведенной цитаты привел очень неудачный пример о табуне и лошадях, притом не тождественный по отношению других примеров. Запутано и представление о сравнении «свойства» и «причины».

Для верного решения этого вопроса следовало бы привести и тождественный пример, раскрывающий причину, а не свойство. Такой пример мог бы выглядеть примерно так: каждая лошадь не покидает табуна, а остается в нем потому, что в ней имеется вожак. И потому табун существует как единое целое (не разбегается), что все лошади следуют за вожаком. Как видим, в таком случае, причина или зависимость от кого-то — одинакова как по отношению к отдельному индивидууму, так и по отношению ко всему в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: