Старший школьник 4 страница

Субкультура подростков - это действительно системы
действий разного вида, которые позволяют организовать
как внешнюю жизнь, так и внутреннюю (организовать свое

525


психологическое пространство). Именно в этом возрасте
расцветает такое, еще мало изученное, явление, как собст-
венный язык подростков. Явление, которое отмечается во
многих странах.

Основное отличие этого языка от языка более ранних
детских субкультур в том, что/подростки более-менее ясно
осознают, что мысль приобретает действенность только
тогда, когда она находит для себя соответствующее речевое
выражение."^Фактически без этого невозможно самостоя-
тельное мышление (о чем речь чуть ниже). Подростки уходят
в сторону словесного максимализма, прямо или косвенно
отражающего те переживания необычного космического
порядка, в которых они прикасаются к экзистенциальному.
Словесный максимализм обычного порядка («никогда»,
«навсегда», «класс» и тому подобное) переходит в образова-
ние жаргона. Этот жаргон открыт всем жаргонам языка, в
^ том числе и жаргону преступного мира - зоне. В общении
«\ друг с другом применяется словесная небрежность, даже
у пренебрежительность, разрушающая границы и дистанции.
» Общим достоянием подростков становятся оригинальные, с
1 их точки зрения, словесные выражения. Молодые люди, ко-
1 торые сейчас меня окружают, например, с удовольствием
используют фразу «дохлый барсик», придавая ей десятки
смыслов интонацией и жестами.

В эту пору не только увеличивается словарный запас, но
и приобретается большой навык оперирования словом - это
путь к массовому словесному творчеству, типичному для
подростков. Это и путь в равной мере порчи языка и его
обогащения.

Обращает на себя внимание тот факт, что все исследовате-
ли речи подростков отмечают их эксперименты над речью как
неслучайное явление, которое порождается закономерностями
развития: новые переживания ищут соответствующей им
формы, отсутствие такой формы ощущается как невырази-
мость Я, несоответствие его обыденности. «Огонь», о кото-
ром я говорила, используя слова М.Волошина, требует про-
явленности - Я нужна адекватная форма, дающая возмож-
ность зафиксировать его динамику как проявление жизни.
Как важны для юных людей живые образцы живой устной
речи! Как важна практика собственного живого говорения и
практика слушанья живой речи!

В жизни, особенно школы, так часто недооценивается это
умение, что старшеклассники, обнаружив собственное косноя-
зычие, склонны отождествлять его с собственной бездарностью.

526

Сегодня педагоги и психологи с грустью отмечают, что
подростки очень мало и поверхностно читают (если читают
вообще). Думаю, что одна из причин этого состоит в том, что
чтение связано с движением в собственном психологическом
пространстве, причем это движение естественное, оно осно-
вывается на уже существующих в нем переживаниях, структу-
рированных в разной степени. Символическая функция соз-
нания обеспечивает относительную устойчивость этих струк-
тур (образов, внутренней речи) и возможность развития глу-
бины и ширины семантического поля каждого структурного
образования. Психологическое пространство и движение в его
семантике требуют от Я человека его выраженности, если
хотите, то оформленности в виде собственных текстов - «Я-
высказываний». Говоря другим языком, умеющий читать
чужой текст обладает для этого необходимым умением читать
собственную душу.

Я бы не хотела смотреть пессимистически на проблемы не-
читающих подростков, но, похоже, что за этим видна оглу-
шенность их сознания, которую разные авторы описывают то
как сон души, то как конформизм (бездумное следование дру-
гим людям), то как неспособность любить себя. Тревогу вы-
зывает в явлении «нечтения» то, что без книги подросток ста-
новится обделенным одним из важнейших средств культуры,
развивающем в человеке способность к сосредоточению на
собственном Я. У современного подростка много соблазнов
получать информацию извне в обобщенном виде через зри-
тельный анализатор, гораздо меньше таких жизненных ситуа-
ций, где он должен сосредоточиться на информации, идущей
непосредственно от его Я. Нетренированное Я, если его не
научить слушать самого себя во внутреннем диалоге, может
потерять чувствительность к собственной диалогичности.
Пусть эти мои мрачные мысли будут преждевременными.

Все-таки интеллектуально развитые подростки читают,
пробуют писать, а это и есть диалог, так необходимый для
существования самой психической реальности. Мне хотелось
бы, чтобы из предыдущего описания закономерностей разви-
тия в подростковом возрасте, из анализа жизненных задач,
которые встают перед подростком, читатель вынес идею о
том, что физическое созревание в этом возрасте обостряет
экзистенциальные переживания в реальном проявлении жизни
(куда уж более реальным может быть собственный вес, цвет
кожи, движения, голос и тому подобное).

Не в фантомном проявлении жизни, не в творческих про-
явлениях, а в земном, телесном, даже, по мнению многих,


низменном проявлении жизни подросток переживает собст-
венную экзистенциальность. Причиной его трагедии может
стать не тот факт, что счастье для всего человечества неосу-
ществимо, а прыщик на лице, из-за которого якобы нельзя
пойти на дискотеку.

Подросток - реалист и романтик одновременно, он пере-
живает как собственную целостность, так и возможность ее
потери. Добро и зло, жизнь и смерть в его переживаниях
конкретны и абстрактны одновременно, так как он только
учится мыслить абстрактно, поэтому в процессе мышления,
в поиске закономерностей он легко может принять случай-
ное за общее, конкретное - за абстрактное, единичное - за
общее. Он переживает несоответствие силы своих чувств,
переживаний и возможностей своего мышления, подросток -
это тот человек, который может сформулировать и попро-
бовать решить задачу развития собственного мышления.
Именно для него написаны все книги по самовоспитанию,
именно он может воспользоваться (если захочет) их мудро-
стью не для манипулирования другими, а для воздействия на
самого себя.

Итак, экзистенциальные переживания подростков связа-
ны с реальными проявлениями жизни, огонь Я имеет в них
свой ритм.

Думаю, интересно отметить и тот факт, что творчество,
позволяющее, подростку переживать полноту жизни, связыва-
ется с усилиями по организации Я. Подросток начинает что-
то делать, специально ставя задачу делать это творчески, то
есть по-своему. Так появляется уже их исполнительская дея-
тельность (например, самостоятельное освоение музыкальных
инструментов), изобразительная деятельность, литературная
и другие. Важно, что теперь это воспринимается и осуществ-
ляется как для-меня-важная-деятельность. Как жаль, что да-
леко не все подростки имеют возможность попробовать себя
в разных видах культурной самодеятельности, позволяющих
почувствовать силу своего Я. Может быть, тогда мы не бы-
ли бы свидетелями проявления этой силы в виде скрученных
в жгут металлических скамеек в парке, выломанных дверей и
прочего такого. Деструктивное «творчество» подростков за-
служивает, думаю, внимания не меньше, чем их самодея-
тельность конструктивная. По-моему, мы так и не знаем,
откуда берется эта неимоверная сила, достойная, конечно,
лучшего применения. Какие силы вырываются из-под ра-
зумного контроля Я в это время? Думаю, что проблема ждет
своего исследователя.

^28

Продолжу разговор о тех задачах развития подростков,
которые возникают при освоении ими абстрактных мысли-
тельных операций. Одна из важнейших особенностей абст-
рактного мышления состоит в том, что оно основано на
применении в качестве средств мышления понятий, не псев-
до, а настоящих понятий, в которых процедуры собственно-
го мышления становятся доступными для человека. Мышле-
ние в понятиях дает основания для мысли о мысли, для реф-
лексии на содержание собственной познавательной активно-
сти. Говоря иначе/мышление из спонтанного процесса ста-
новится опосредованным отношением к нему самого чело-
века, то есть диалогичность собственного сознания стано-
вится доступной для воздействия самим человеком^Л'0, ка-
ким человек видит себя в этом диалоге, как он себя видит,
определяет эффективность мышления, иначе это еще назы-
вают смелостью мышления. Мне очень импонирует идея о
том, что уровень интеллектуального развития подростков
надо «измерять» не в показателях успеваемости по школь-
ным предметам и не по широте или глубине умозаключений,
а по общему развитию и соотношению углубленных жиз-
ненных интересов, по содержанию той концепции жизни,
которая отражает и уровень овладения собственным Я. Ду-
маю, что так и должно быть в условиях жизни, где искусст-
венно не искажаются факторы развития подростка, так как
он уже подошел к тому рубежу развития, когда он не только
в фантомном мире мечты, но и в реальности подошел к
взрослости. Половое созревание, то есть изменения в биохи-
мии организма, которые оно вызывает, создает достаточно
органических, телесных, если хотите, предпосылок для
ощущения реальной полноты жизни, чтобы воплотить ее в
соответствующей концепции, построенной совершенно про-
извольно на основе самовоздействия на собственный про-
цесс мышления.

г^Если начало подросткового возраста связано со снижени-
ем показателей интеллектуальной активности (это отмечают
• многие исследователи), то период вступления в юность, за-
вершение полового созревания связан с подъемом интеллек-
туальной активности на качественно новый уровень^Подро-
стковый возраст, думаю, можно считать завершенным, если
юный человек начинает переживать возможность «приклю-
чения» своего Я в области мысли, то есть возможность само-
воздействия и самопреобразования в соответствии с образом
своего же Я. Это вносит особое содержание в психологическое
пространство молодого человека, можно было бы назвать его


источником собственной силы, так как я не знаю, как его обо-
значить точнее в научных терминах. Может быть, это пере-
живание интегративных (объединительных) свойств своего Я.
Это проявляется и в возрастании интереса и способности к
отвлеченной мысли, к обобщению, стремлению понять смысл
действительности, смысл самой жизни.

Эта ориентация опосредует все психические процессы и
придает им большую устойчивость, так как смысл является
саморазвивающимся образованием, он и есть одно из прояв-
лений жизни. Юные ищут в смысле проявление своего Я,
поэтому когда вместо него предлагают готовые механиче-
ские схемы, которые надо просто воспроизводить в соответ-
ствии с образцом, возникает проблема оглушения. Опять
можно сказать об огне: если для него нет пищи, он гаснет.
Если для юных людей нет возможности соответствовать в
мышлении самим себе, своим потребностям, они теряют
интерес, в том числе может быть потерян интерес и к жизни
вообще. Боюсь, что именно это происходит со многими со-
временными старшеклассниками, которые «проходят» клас-
сическую литературу в качестве и количестве, не соответст-
вующем их потребностям. Недаром среди выпускников
школ так много людей, которые часто не читали классиче-
ских произведений, по которым писали сочинения на «пя-
терки» и «четверки».

Для подростков естественно в своем умственном образо-
вании стремиться к углублению и расширению своего психо-
логического пространства, своего Я. Секрет в том, что это
стремление осуществляется среди взрослых, которые решают
свои задачи в отношении обучения молодых. Подростки бес-
конечно нуждаются в помощи и поддержке старших по реше-
нию жизненно важной задачи - развития своих интеллекту-
альных возможностей, так как в этот период жизни реаль-
ность собственного мышления такова же, как реальность те-
ла, можно сказать, что она осязаема в результатах мышления
и его процессе как мне принадлежащем.

Это обостряет значение содержания общения между под-
ростком и взрослыми людьми. Подчеркиваю, именно взрос-
лыми людьми.

На поверхности бытового поведения подростков наблюда-
тель видит, что они очень много сил и времени отдают обще-
нию со сверстниками. Казалось бы, значение взрослых суще-
ственно меняется в сторону уменьшения его значения. Но
чудо жизни Я состоит в том, что зажечь его в полную силу у
юного человека может человек зрелый, я уже пыталась его

530

однажды в этом тексте назвать таким, который в своей жизни
персонифицирует, конкретизирует сущностные характеристи-
ки человека. Это не только теоретическое построение, оно
подтверждается фактами экспериментально-психологических
исследований'. Использование бесед, стандартизированного
интервью и опроса дало возможность прийти к заключению о
том, что потребность в общении со взрослыми обусловлена
прежде всего проблемами перспективного жизненного само-
определения. Содержанием общения со взрослыми становятся
вопросы взаимоотношения людей, отношения между полами,
выбор профессии.

Значительное большинство исследованных школьников
показало, что они испытывают острую потребность в нерег-
ламентированном общении со взрослыми, которые составля-
ют их ближайшее окружение.

Обращает на себя внимание еще одна особенность обще-
ния подростков со взрослыми. Если ребята в большинстве
случаев не удовлетворены отношениями со старшими, то
взрослые те же отношения считают вполне приемлемыми, то
есть не понимают отношения с подростками - переоценивают
или недооценивают их. Реально то, что взрослые, скорее, не
понимают, чем понимают потребности детей, скорее всего
«срабатывает» распространенность среди взрослых педагоги-
ческой позиции, основанной на механизмах проекции.
(«Подросток - это я».)

Заслуживает особого внимания экспериментальный ма-
териал, который показывает влияние характера общения со
взрослыми на развитие Я подростков2. Я уже писала выше,
что важнейшим моментом в развитии подростка является
переживание им интегративных возможностей своего Я, их
можно в экспериментально-психологическом исследовании
личности зафиксировать в виде устойчивости и адекватно-
сти самооценки. '

По мнению многих исследователей3, именно эти свойства
самооценки определяют степень самостоятельности и незави-
симости человека в разных видах деятельности и во взаимо-
отношениях с другими людьми.

' Кон И.С. Психология старшеклассника. - М., 1980; Миславский
Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.,
1991; и др.

2 По материалам сборника: Формирование личности в переходный пери-
од от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И.В.Дубровиной. -
М., 1987.

3 Например: Донцов А. И., Сапожникова Л. С., Чеснокова И. И. и др.

531


Оказалось, что характер общения со взрослыми сущест-
венно (!) влияет на эти параметры самооценки. Вот эти циф-
ры: у подростков, которые могут доверительно общаться с
родителями, только в 8,3% неадекватная самооценка (они так
или иначе недооценивают себя). У ребят с преобладанием
регламентированного типа общения с родителями неадекват-
ная самооценка в 87,9% случаев. Хочется поставить здесь ряд
восклицательных знаков как знаков внимания к тому, что
детское следование правильности в отношениях с родителя-
ми давно уже сменилось стремлением подростка следовать
своему собственному Я. Кто-нибудь из старших это замечал?
Только кое-кто.

Устойчивая же самооценка формируется у 79,1% исследуе-
мых школьников, если им есть с кем доверительно общаться,
при регламентированном общении с родителями - у 25%.

Не надо быть особенно прозорливым, чтобы представить
себе, какие переживания преобладают у человека с устойчи-
вой самооценкой и человека с неустойчивой самооценкой.
Воспользуюсь для иллюстрации образом: крепко сколочен-
ный корабль с бушующем море - это образ устойчивой само-
оценки, и корабль, который скрипит всеми болтами и гайка-
ми, пытаясь одолеть бурное море, - это образ неустойчивой
самооценки. Какому кораблю предстоит более долгий путь,
читатель решит сам.

Юные люди, удовлетворенные своим доверительным об-
щением со взрослыми, характеризуются развитой способно-
стью самостоятельно, без помощи других, не по готовому
шаблону, глубоко и в соответствии со свойствами реально-
сти человеческой жизни анализировать и оценивать качест-
ва своих сверстников и взрослых, составляющих их круг
общения. У них нет противоречий между потребностью в
доверительном общении и условиями ее реального удовле-
творения. Поведение этих подростков взрослые и сверстни-
ки воспринимают и оценивают как «взрослое». (Остановите
свое внимание на этом факте.)

Совершенно иная картина характерна для школьников с
низкой удовлетворенностью общения со взрослыми. Они за-
трудняются самостоятельно анализировать и оценивать свер-
стников и взрослых, не умеют и не хотят это делать. В пове-
дении этих подростков наблюдатели отмечают агрессив-
ность, недоверчивость, конфликтность, безразличие ко всему
и так далее.

В экспериментах с несовершеннолетними правонаруши-
телями установлено, что ближайший круг их общения ста-

532

новится важнейшим фактором формирования их ценност-
ных ориентации. Их мотив самостоятельности, стремление к
автономности не получает удовлетворения, что приводит к
использованию искаженных средств, ограждающих от влия-
ния взрослых, которые воспринимаются только как «по-
меха» для удовлетворения потребности в автономности, в
самоутверждении. В зависимости от реальных объективных
условий общения этот мотив получает антисоциальное со-
держание.

Подросток переживает период поиска форм проявления
своей силы, энергии, возрастающей вместе с темпом физиче-
ского созревания, это не только физическая сила, но и сила
его Я, которая в этом возрасте проявляется в возможности
интегрировать разные проявления жизни. Для интеграции
нужен механизм, в психологии пока неизвестны более уни-
версальные пути становления механизмов, осуществляющих
психические процессы, чем пути интериоризации - вращи-
вания и выращивания их. Нужен материал (психологическая
информация) для вращивания и почва (необходимые пере-
живания) для выращивания. Таким «материалом» для вы-
ращивания собственных интеграционных качеств для под-
ростка является событие встречи с работающим - осуществ-
ляющимся или осуществлявшимся когда-то - интегрирован-
ным Я, живущим полной жизнью. Такое Я обладает важ-
нейшим свойством - оно самодостаточно, ему для существо-
вания достаточно силы собственного Я, оно не отбирает
часть (или все) психологического пространства другого че-
ловека, оно, это Я, действует по принципу света, высвечивая
в другом человеке его истинные качества, которые как бы
резонируют в ответ на воздействие, приобретая собственное
звучание.

Очень сложно описать это воздействие человека на че-
ловека в нерегламентированном общении, в общении души
с душой, где слова часто не имеют большого значения -
важнее отношение. Оно же может быть выражено во взгля-
де, жесте, короткой реплике, совместном чувстве... Этот
другой человек находит имя для Я подростка и таким об-
разом делает его видимым, доступным для воздействия, до-
ступным для необходимой защиты, ухода и, если хотите, то
для любви.

Доли этого нет, если к Я подростка подходят с мерками
универсальной правильности жизни (словно такая существу-
ет), он попадает в конфликт между своим Я и несоответст-
вующей ему формой жизни. В зависимости от степени ее

533


жесткости и степени несоответствия подросток будет пере-
живать разного рода напряжения - от депрессии до агрес-
сии, пытаясь разрешить этот конфликт. Ситуация осложня-
ется тем, что ресурсы для интегрирования собственного Я у
него не бесконечны, отсутствие необходимой психологиче-
ской информации приведет к пустоте. Это то, что еще назы-
вают духовным оскудением, безразличием к жизни, безот-
ветственностью, потерей себя и тому подобное. Это еще
одно рассуждение о том, что огонь жизни Я в подростке
поддерживает взрослый человек, всей своей жизнью показы-
вающий ее осуществимость.

Преобладание нормативного содержания в отношении со
взрослым толкает подростка на поиск людей, которые могут
подарить ему любовь, отнестись к нему самому, а не к како-
му-то придуманному, фантомному образу Я этого конкрет-
ного человека. Такими людьми оказываются сверстники,
хотя это могут быть и люди (компании) более старшего воз-
раста. Эти люди могут дать подростку (в силу своей жизнен-
ной некомпетентности) недостоверную психологическую
информацию, что окажет свое влияние на его отношение к
собственной жизни.

Недаром конкретные экспериментальные данные показы-
вают, что доверительное общение с родителями связано с
проявлениями пониженной тревожности, а регламентирован-
ность - с повышенной.

С сожалением приходится констатировать, что потреб-
ность подростков в нерегламентированном общении со
взрослыми не получает своего удовлетворения, так как в
жизни преобладает регламентированный тип общения. Ос-
тается только думать, что за этим стоит еще одно проявле-
ние обусловленной любви, замененной псевдолюбовью, то
явление, которое носит культурно-обусловленный характер,
где идеал человека и концепция жизни не являются научны-
ми абстракциями, а составляют ткань отношения человека к
другому человеку.

Вспоминаются в этой связи слова подростка, сорвавшиеся
у него в ответ на упреки взрослых в его плохости: «Вспомните
хотя бы, как вы меня любили в детстве». Хорошо еще, что
есть что вспомнить.

Свою личностную Я-индивидуальность подросток охраня-
ет, создавая разные формы ее целостности. Надо согласиться с
Э.Эриксоном в том, что «это есть осознанный личностью
опыт собственной способности интегрировать все идентифи-
кации с влечениями либидо, с умственными способностями,

534

приобретенными в деятельности, и с благоприятными воз-
можностями, предлагаемыми социальными ролями».

Опасностью этой стадии является ролевое смещение, по-
теря механизма интеграции собственных проявлений жиз-
ни. Для того чтобы компенсировать его, подростки разви-
вают идентификацию со сверстниками, где сама принад-
лежность к группировке гарантирует переживания «своих»
людей как «моих», где верность группе культивируется как
верность себе.

Подросток потенциально готов к освоению морали, так
как он уже переживает необходимость в интегративных ме-
ханизмах, позволяющих сохранить его Я от воздействия
других людей. У него уже есть готовность к организации
своей жизни в соответствии с идеей-концепцией жизни, не-
даром мировоззрение подростков часто называют идеологи-
зированным; он еще только определяет свое место среди
людей, свое место в обществе, с которым он уже может об-
щаться на равных. Он готов к воплощению идей лучшей
организации жизни, можно сказать, что он готов к подвигу.
Этой готовностью к подвигу и можно было бы разграни-
чить подростковый и юношеский возраст, о котором речь
впереди.

В завершение этой главы я приведу несколько отрывков из
«Дневника обыкновенной девушки», который был начат Ни-
ной Костериной, московской школьницей, в 1936 году, когда
ей исполнилось 15 лет'. Короткие отрывки, в которых хоте-
лось бы показать читателю живое биение огня:

«...кто я и какая я? Талантов у меня нет никаких... Ну, са-
мая обыкновенная. У меня даже в мечтах нет ничего особен-
ного... А у меня в будущем - один туман...

Танцую я давно и люблю танцевать, но с таким удовольст-
вием еще никогда. Шутя Алик поднял меня на воздух: сердце
замерло, дыхание перехватило, и жарко запылали щеки...

Многое я уже прочитала, некоторые произведения доводи-
ли меня до бессонницы...

"Человек, который смеется" Гюго чуть не сорвал мне эк-
замен по физике - зачиталась и забыла о том, что надо гото-
виться.

Эх, и не люблю, когда ко мне приходят мальчики! В квар-
тире потом все на меня так глядят, что... Да ну их?.. Дали во-
жатую Люсю из Института права. Толстенькая по форме, а
каково содержание - посмотрим...

' См.: Из дневников современников. - М., 1965.

535


Вчера папа купил мне гитару. Я очень обрадовалась по-
дарку.

...И еще страшное и непонятное: арестован папа Стеллы.
Он был начальником главка при Наркомтяжпроме. Говорят,
он предатель.

...Обидно, что не умею драться как надо.

...У нас с Леной одинаковые характеры: когда есть дело,
когда мы заняты по горло, бегаем, суетимся, - мы счастливы,
мы веселы. Но вот покой, тишина, дела нет - тень хандры
опускается на нас, и мы ругаемся друг с другом...

Ну и дела? Мне сейчас объяснились в любви!.. Не хочу и не
могу писать об этом. Когда он сказал мне это, я еле дошла
домой. Есть не могу, плачу и смеюсь...»

Нина Костерина погибла в декабре 1941 года.

1. лава 1- /

О ЮНОСТИ
(18-22 ГОДА)


Музыка ли, пенье, что ли, эхом -
Что же это зазвучало вновь?
От вокзала Дружбы мы отъехали
К следующей станции - Любовь.

М.Светлев

Я спросил у свободного ветра,

Что мне сделать, чтоб быть молодым,

Мне ответил играющий ветер:

«Будь воздушным, как ветер, как дым!»
Я спросил у могучего моря,
В чем великий завет бытия,
Мне ответило звучное море:

«Будь всегда полнозвучным, как я!»
Я спросил у высокого солнца,
Как мне вспыхнуть светлее зари,
Ничего не ответило солнце,
Но душа услыхала: «Гори!»

К.Бальмонт

Юность, границы которой связываются с возрастом обяза-
тельного участия человека в общественной жизни. Человек
должен принять на себя ответственность за устройство жизни
в той степени, в какой это возможно в конкретных социаль-
ных условиях. С этой точки зрения юность - возраст участия в
выборах органов государственной власти.

Решение каких задач собственного развития обеспечивает
человеку эту возможность - потенциально правильную соци-
альную ориентацию в качествах других людей?

Попробуем в этом разобраться. Подростковый возраст за-
вершается переживанием необходимости собственной целост-
ности, если хотите, интегрированности. Подросток нуждается в
руководстве, в присутствии человека, задающего саму возмож-
ность такой интегрированности как цели, как жизненной пер-
спективы, стремление к которой не является фантомным, уто-
пичным, бессмысленным. Подросток готов к осуществлению
подвига собственной жизни, реализуемой своими же усилиями.

Значит, он готов и к целостному, правдивому, реалистич-
ному отношению к факту своего собственного существования.
Надо согласиться с мыслью о том, что именно переживание
ценности, неповторимости своего Я как частицы мирового
многообразия вызывает в человеке желание жить. Ценность
эта привносится мыслящим о самом себе Я.

Остается еще раз удивиться тайне человеческой природы,
в которой жизнь породила сознание, знающее, что сущест-

538

вует и что может не существовать. Для того чтобы выбрать
существование, выбрать жизнь, сознание должно само себе
сказать «да», то есть Я должно предпочесть свою индивиду-
альную живую жизнь всем другим видам жизни, в том числе
и смерти.

Я согласна с тем, что у человека всегда есть выбор между
бытием и небытием, он совершается как балансирование по
канату над пропастью, где грани между Я и не-Я удержива-
ются чувством ценности жизни, переживаемой как моя-жизнь.
Эсхил в свое время называл людей «эфемерными», то есть как
бы кратковременно существующими для других. В этом глу-
бокий смысл, так как моя-жизнь может существовать такой
только тогда, когда она воспринимается так же другими.

Психологическое пространство человека весьма неодно-
родно, это делает целостность его Я неустойчивой, воспри-
ятие жизни как моей-жизни колеблется, часто по причинам,
непонятным самому человеку. Это блистательно показано
Фрейдом. Что придает устойчивость Я, так необходимого для
осуществления выбора между бытием и небытием?

Человечество давно знает ответ на этот вопрос. Каждый
человек ищет и находит на него ответ в разном возрасте, но
наиболее вероятно, что и сам вопрос и возможность ответа на
него приходят в юности.

Наверное, в самом общем виде ответ может быть дан та-
кой: каждый человек в мире не лишний. Потенциально каж-
дый человек - создатель нового, творец, говоря высоким сти-
лем, самой жизни, так как обладает данной ему экзистенцией.
Для конкретного ответа на данный вопрос у человечества
достаточно опыта, который многие пытались обобщать и
описывать как явление человеческой дружбы'.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: