Старший школьник 8 страница

Из какого источника будет черпать мужчина представле-
ние о правильной жизни, о своем истинном назначении? Будет
ли в этом источнике достойное место уму, благородству, тер-
пению, прощению, смирению, добродетели вообще? Мне эти
вопросы кажутся далеко не случайными, так как в нашем бы-
стро меняющемся мире, где все легко обесценивается и осмеи-
вается, трудно найти такой источник. Для этого надо обла-
дать достаточной силой Я, чтобы уметь услышать в себе го-
лос своей экзистенции, голос своей совести, своих чувств,
своего разума, а для этого их надо уже иметь.

Освоение родительской роли, так же как и супружеской,
требует от людей в период взросления принятия на себя обяза-
тельств, регулирующих их место как в семье, так и в обществе.
Эти обязательства как ролевые ограничения должны быть
осознанно приняты человеком как формы реализации его жиз-
ненных сил, возможностей, энергии. Трагедия начинается там,

575


где эти обязательства бесконечны и непосильны, они истощают
человека (мужчину или женщину в равной степени), подрывают
его силы Психологи говорят тогда о грузе социальных ролей, а
сексологи и психотерапевты - о супружеской усталости

Это очень трудное явление - взятые на себя обязательства -
контроль и исполнение принадлежат самому человеку, в его
внутреннем диалоге преобладает модальность долженствова-
ния Это ограничивает жизнь Я, проявление его динамики в
других модальностях хочу, могу, думаю, наконец, чувствую
Все смещается в ракурс долженствования и воспринимается, в
конечном счете, как навязанная обязанность, стесняющая спон-
танность жизни, разрушающая ее течение. Вот здесь человек в
период взросления и проходит испытание на решение важней-
шей жизненной задачи - выработку собственного (семейного)
стиля жизни. Стиля жизни во всей ее неповторимости, спонтан-
ности, энергичности, рискованности, продуктивности.. А мо-
жет быть, и стиля психологической смерти со всей ее регламен-
тированностью, стандартностью, упорядоченностью, серьезно-
стью и воспроизводимостью... У человека всегда есть выбор,
особенно в период взросления, когда создается своя семья, ко-
гда осмысляются по-новому жизнь и смерть, свобода и рабство...

Выработка стиля жизни предполагает и семейное единение
«мы» и свободное существование Я каждого члена семьи. Со-
временные исследования стиля жизни, образа жизни связывают
его существование с социально-географическими параметрами
жизни: профессией и местом жительства. Это естественные раз-
личия, определяющие содержание социальной жизни человека.
Но, думается, не менее важным проявлением стиля жизни явля-
ется индивидуальный вклад каждого члена семьи в общую
жизнь семьи. И в индивидуальную жизнь каждого из ее членов.
Здесь и проявляется одна из самых больших сложностей любви,
любви XX века, о которой Ю.Рюриков писал так: «Женщина в
XX веке все больше стремится стать вровень с мужчиной, и
ранимое бережение своей личности - звено этого гигантского
сдвига; и это новый приток ощущений, который впадает в
любовь и необыкновенно усложняет ее...

Может быть, поэтому любовь по самой своей сути враж-
дебна всякому неравенству, насилию, несвободе - враждебна
всему, что подавляет человека, личность. Она стихийно влечет
людей к равенству и свободе; неравенство отравляет любовь,
гасит или убивает ее, превращает в рану Это было ясно в
прошлом, но особенно ясно сделалось это в XX веке»'

'Рюриков Ю Три вчечения - Мн 1986 -С 122

1 лава 1''

О ПЕРЕХОДНОМ
ВОЗРАСТЕ
(30-35 ЛЕТ)

19 Г С Абрамова


Велеть кому-нибудь дать тебе готовые мысли - это по-
ручить другой женщине родить твое дитя. Есть мысли, ко-
торые надо самому рожать в муках, и они-то самые ценные

Я Корчак

Лучше узнать истину наполовину, но собственными
силами, чем узнать ее целиком, но узнать с чужих слов и
выучить, как попугай

Р Роллан

Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо
учиться по выходе из школы, и это второе учение по сво-
им последствиям, по своему влиянию на человека и на
общество неизмеримо важнее первого

Д.И.Писарев

Душа человека узнает сама себя только в собственной
своей деятельности

К.Д.Ушинский

Об этом возрасте известно очень много и очень мало од-
новременно. Известен он, в первую очередь, тем, что это воз-
раст Иисуса Христа. Этот образ и окрашивает все психологи-
ческие задачи, которые встают перед людьми в переходный
период. Прежде всего надо разобраться в том, переход кем и
от чего к чему осуществляется в это время. Женщины дости-
гают пика в развитии своей сексуальности, а мужчины начи-
нают, наоборот, испытывать первые признаки перестройки
репродуктивной системы далеко не в лучшую сторону. В это
время у мужчин (ярче, чем у женщин) проявляются первые
признаки старения - морщины, избыточный вес, сердечно-
сосудистые заболевания.

По данным психотерапевтов и сексологов - это время за-
вершения критического периода в семейной жизни, который,
как известно, может закончиться стабилизацией отношений
или их существенными изменениями вплоть до развода. Об
этом (очень частом явлении) придется поговорить в этой гла-
ве, так как переходный возраст своим началом совпадает с
серединой критического периода в жизни семьи.

В 35 лет заканчивается официальный возраст молодости -
молодых ученых, начинающих писателей и тому подобное.
С 36 лет их уже не будут называть молодыми. Значит, это
переход к официальной, формальной зрелости, предполагаю-
щей развитую способность к социальному бытию.

578

Кроме того, переходный возраст взрослых совпадает с на-
чалом подросткового возраста их старших детей, это создает
для взрослых членов семьи особые проблемы. О них мы пого-
ворим чуть позже и, по возможности, подробно.

Переходный возраст, к сожалению, для большинства лю-
дей - это половина прожитой жизни.

Переходный возраст - это очень короткий период жизни,
когда у человека много сил, чтобы чувствовать свои воз-
можности действия и достаточно ума, чтобы контролиро-
вать свои цели...

Переходный возраст для женщин - это бальзаковский
возраст, с него я и начну. Думаю, что читатель помнит
«Тридцатилетнюю женщину», но не только она будет моей
героиней. Обобщенный, в меру моих возможностей, портрет
моей современницы, женщины бальзаковского возраста
написан будет на основе социологических и психологиче-
ских исследований, случаев из практики, дорожных впечат-
лений, своих и чужих экспериментов, полученных с помо-
щью различных научных методов (опросов, анкетирования,
интервью).

Семейный статус бальзаковской женщины - от юной ба-
бушки до матери первенца, которому чуть больше пяти лет.
За этими ролями стоят живые лица - Катюша, ставшая ба-
бушкой в 31 год, и Марина, родившая сына в 32 года. Так
было всегда, именно в это время у женщины в большой семье
могли появиться первые внуки, которые оказывались старше
своих дядей или теть, а то и вместе с ними качались в одной
люльке. Сегодня это бывает не часто, но бывает.

В семье, особенно в семье, где есть дочери, возникает осо-
бая проблема, которая наиболее остро дает о себе знать в
ситуациях драматических. Об одной из них - житейской исто-
рии - и расскажу очень кратко.

На эту женщину я обратила внимание еще во время лек-
ции, потому не удивилась, когда она попросила о консульта-
ции. Необыкновенно привлекательная, она выглядела просто
смертельно замученной, слезы на ее глазах выступили при
первых же словах рассказа. Суть дела была в том, что ее 15-лет-
няя дочь (маме 34 года) делает все, чтобы «отбить» у матери
отчима. Отец умер три года назад, полгода как в семье появил-
ся новый человек - отчим. Дочка, по словам матери, соблазняет
его «бессовестным образом» и при этом не скрывает от матери,
что хочет его увести. Мол, зачем тебе, ты уже старая...

Сколько таких историй уже знает мир! Сколько драм пе-
реросло в трагедии. Бальзаковский возраст - период расцве-


та женственности, период мудрости и силы, соединение зре-
лой чувственности и разума. Об этом скажу словами велико-
го романиста: «... в ту пору ей было тридцать лет... удиви-
тельным обаянием дышало ее лицо, спокойствие которого
обнаруживало редкостную глубину души. Ее горящий, но
словно затуманенный какой-то неотвязной думою взгляд
говорил о кипучей внутренней жизни и полнейшей покорно-
сти судьбе. Если рассудок и пытался разгадать, отчего она
постоянно оказывает внутреннее противодействие настоя-
щему во имя прошедшего, обществу во имя уединения, то
душа старалась проникнуть в тайны этого сердца, видимо,
гордого своими страданиями... Но что же открывает три-
дцатилетней женщине секрет выразительной внешности:

радость или печаль, счастье или несчастье? Это живая загад-
ка, и всякий истолкует ее так, как подскажут ему желания,
надежды, убеждения...

В женщине тридцати лет есть что-то неотразимо привлека-
тельное для человека молодого. Тридцатилетнюю женщину
жестоко терзают нерешительность, страх, опасения, тревоги,
бури, которые несвойственны влюбленной девушке. Женщи-
на, вступив в этот возраст, требует, чтобы мужчина питал к
ней уважение, возмещая этим то, чем она пожертвовала ради
него... Наконец, тридцатилетняя женщина, помимо всех иных
своих преимуществ, может вести себя по-девичьи, играть лю-
бые роли, быть целомудренной, стать еще пленительнее в
своем несчастье. Между ними неизмеримое несходство, отли-
чающее предусмотренное от случайного, силу от слабости.
Тридцатилетняя женщина идет на все, а девушка из девичьего
страха вынуждена перед всем отступать...

Молчание ее так же опасно, как и ее речь. Вам никогда не
угадать, искренна ли женщина этого возраста, или полна при-
творства, насмешлива или чистосердечна. Она дает вам право
вступить в борьбу с нею, но достаточно слова ее, взгляда или
одного из тех жестов, сила которых ей хорошо известна, и
сражение вдруг прекращается...»'

Конечно, это художественное описание, но, мне думается,
что по глубине и точности ему вряд ли найдется соответст-
вие в специальной научной литературе. Все блестящие кли-
нические характерологии (А.Лазурского, Т.Рибо, К. Юнга,
Платона, Теофраста и многих-многих других) отличаются
безвозрастностью и бесполостью, ориентируясь на глобаль-
ные, существенные, вневременные характеристики, тогда

'О. де Бальзак. Сцены частной жизни. - М., 1984. - С. 202-205.
580

как в жизнь женщины (думаю, что в значительно большей
степени, чем мужчины) тесно вплетены временные пережи-
вания. Для нее время не только хронология, измерение, но и
мощный источник сильных переживаний, обнажающих эк-
зистенциальность жизни. Они описаны, скорее, в литерату-
ре, чем в психологии, поэтому, понимая ограниченность
своих возможностей и практическое отсутствие специальных
исследований по проблемам переходного возраста взрослых
женщин, использую данные социологических исследований",
которые позволят уточнить то, что происходит с женщиной
в возрасте бальзаковской героини. Остановлюсь только на
одной группе цифр. Результаты показали, что существует
жесткая зависимость между количеством детей и тенденцией
к продолжению учебы у матерей: из 100 женщин, не имею-
щих детей, учатся 28; из 100, имеющих одного ребенка, - 13,
двух детей - 9, трех - 7, четырех и более - 0,6. В вечерних и
заочных вузах семейные мужчины составляют 35-50%, се-
мейные женщины - 2-0%. Из их числа лишь немногие име-
ют детей. Приведенные цифры лишний раз убеждают, как
много предпосылок успешного «вертикального» продвиже-
ния женщины в мире труда находится вне этого мира. Эти
цифры говорят мне о том социальном пространстве, в кото-
ром протекает жизнь моей современницы в переходном воз-
расте. Воздержусь пока от его характеристики, чтобы попы-
таться обобщить, пусть приблизительно, то, что происходит
в переходном возрасте для женщины: она достигает макси-
мума в своем физиологическом развитии, то есть чувствует
себя сильной, источник этой силы - ее тело, его органиче-
ская, полноценная жизнь; это рождает переживание своих
потенциальных возможностей действия («Я могу, потому
что у меня есть силы»); дети к этому времени подрастают,
связь между ними и матерью становится не только (не столько)
эмоциональной, но и интеллектуализированной отношением
к психологической информации о ребенке (о детях). Психо-
логи называют эту новую ситуацию в семейных отношениях
ситуацией передачи ответственности за жизнь самому ре-
бенку. (На ее содержании остановлюсь несколько позже.)
Сила материнских чувств проходит испытание разумом. Это
проявляется, в частности, в том, что психологическая дис-
танция между матерью и ребенком (детьми) изменяется как
пространственно (дети большую часть времени проводят вне

I См., например: Кузнецова Л.Н. Женщина на работе и дома. - М.
1980; Афанасьева Т.М. Семейные портреты. - М., 1993.

581


семьи), так и содержательно. У детей появляется «своя жизнь»,
которая может быть мало известна или совсем не известна
их матери.

Психологическое пространство семейных отношений на-
чинает испытывать на себе более-менее опосредованное
влияние чужих людей (друзей и учителей детей, сослуживцев
жены и мужа и др.). Это делает его не только более широ-
ким, но одновременно и менее защищенным. Женщина за
счет этого сталкивается с новыми для нее проблемами -
проблемами защиты социальных прав своих близких от воз-
действия чужих людей. (Возможно, именно это переживание
приводит женщин в переходном возрасте в общественную и
политическую жизнь.) Обновление чувств для нее связано с
острыми переживаниями несоответствия ее «домашних»
чувств к близким и того, как к ним относятся другие люди.
Это далеко не простая жизненная ситуация, когда женщина
и ее домашние попадают под прицел социальных оценок.
Ее любимого ребенка учительница бранит на каждом уроке,
он - такой красивый и умный - безобразно дерется с одно-
классниками, а их родители... Надо решать, именно решать -
обдуманно и взвешенно - на чьей она стороне, как она будет
реагировать на вторжение «чужих» оценок и мнений в мир
ее семейных чувств. Трудность этой ситуации обусловлена
еще и тем, что ее материнская роль далеко не всегда воспри-
нимается окружающими с должным вниманием и понимани-
ем, а тут еще работа...

Специальные обследования неумолимо показывают, что
на рабочую усталость женщины не так влияют какие-то спе-
цифические особенности, связанные с ее профессиональным
трудом, как семейное положение и количество детей. Бес-
страстная закономерность: процент сильно устающих ра-
ботниц возрастает прямо пропорционально числу детей.
Что же, давно известно, что деловое продвижение - карьера
дается женщине труднее, чем мужчине. В переходном воз-
расте отношение женщины к карьере обостряется тем, что
она на фоне естественного прилива сил в то же время начи-
нает по-новому реагировать на социальные отношения,
вторгающиеся в ее семейную жизнь. Социологи иногда на-
зывают этот период в жизни женщины периодом «кухонного
бунта», когда женщина делает попытку изменить свое соци-
альное положение за счет профессионального совершенст-
вования, психологи говорят о переоценке решений о карье-
ре, о стиле жизни. Думаю, что можно сказать о социализа-
ции психологического пространства жизни женщины. На-

582

верное, именно в это время можно наблюдать в ее жизни то,
что связывают обычно с понятием эмоциональной оглушен-
ности. Эта «оглушенность» проходит, сменяясь более разно-
образным реестром чувств. Эмоциональная оглушенность
или власть одного (или нескольких) чувств характерна для
женщины тогда, когда она поглощена каким-то одним чув-
ством, определяющим ее положение среди других людей,
особенно среди близких. Обычно оно связано с эмоциональ-
ным освоением ролей матери и жены.

Думаю, что одна из важнейших особенностей переходного
возраста женщины состоит в том, что развитие ролевых от-
ношений в семье приводит к тому, что в них недостаточно
только реагировать (жить по чувству), но надо уже и уметь
строить поведение в соответствии со своей ролью. Обуслов-
лено это тем, что психологическое пространство осуществле-
ния роли становится сложнее и шире за счет уже упоминав-
шихся чужих людей.

Подросшие дети это тоже очень хорошо чувствуют и по-
нимают, они уже вполне могут выступить в роли маминого
психотерапевта, говоря ей, например, что она их учит непра-
вильно, сейчас у детей другие правила. Не умея выразить сло-
вами несоответствие женского поведения социальной ситуа-
ции, дети могут всеми способами препятствовать присутст-
вию матери в их социальной жизни, объясняя это тем, что
мать не знает всех обстоятельств (стыдятся своих матерей,
стесняющих их свободу избыточным проявлением чувств).

Матери приходится осознать (преодолеть оглушенность
чувства), что ее ребенок уже не маленький. Он может давать
ей об этом знать десятками способов (вырывает руку, прини-
мает и осуществляет рискованные действия, поступает наобо-
рот, умалчивает и тому подобное), но в конце концов говорит
прямо: «Не приходи туда, где буду я». Это тоже надо уметь
пережить - принять как необходимость проявления в новой
форме (рационализированной, интеллектуализированной)
своего чувства, даже если оно ее поглощало без остатка
(материнское чувство).

Встает совершенно новая задача - контроля, самоконтроля
за осуществлением этого чувства. Аналогичная задача возни-
кает и в отношении чувства к мужу - надо учиться (заново,
снова и так всю жизнь) проявлять свое чувство, чтобы оно
жило. Сколько потом возникает раскаяния: «Мы могли бы не
расходиться, если бы понимали...» Вместо многоточия можно
поставить слова о том, что понимали бы законы проявления и
развития собственных чувств.

583


Мне кажется удивительной закономерность, которую при-
ходится наблюдать у женщин в семьях с подрастающими
детьми, я сформулировала бы ее следующим образом: «Я вся
испереживалась, а им все равно...» «Испереживалась» по по-
воду близких (детей, мужа), которым и дела нет до пережива-
ний женщины. Вот эта оглушенность собственными же пере-
живаниями и делает женщину уязвимой в принятии решений о
изменении отношений с близкими. Мне приходится наблю-
дать, что чаще всего в семье роль психотерапевта выполняет
мужчина или ребенок, но не женщина. (Это в первую очередь
относится к женщине в переходном возрасте.) Факты эти,
столь разнообразные, сходны в том, что женщина, встав перед
задачей самоконтроля собственных чувств, оказывается в
большом затруднении при ее решении. Почему? Ответ мой
будет на уровне гипотезы, доказательства которой вижу в
отсутствии необходимых социокультурных условий передачи
психологической информации о возрастных особенностях
человека. Современному человеку (особенно женщине) их
надо получать через осознание своего эмоционального опыта.
Кстати, к этому в той или иной форме призывают и современ-
ные психотехнические знания'.

Итак, почему женщине в переходном возрасте трудно
решить задачу самоконтроля собственных чувств? Думаю,
что она сталкивается с проблемой существования в потоке
жизни нескольких ее проявлений - проявления реального,
фантомного и полного (творческого). Эту проблему обост-
ряют подрастающие дети, так как они становятся другими
людьми. Надо ориентироваться не в своих фантомах по их
поводу, а в реальности их жизни, в возможной полноте ее
осуществления. Женщине надо осознавать концепцию жизни
и концепцию другого человека, чтобы разобраться в появ-
лении качественно новой психической реальности, отра-
жающей изменение психологического пространства жизни и
ее, и ее детей, и ее мужа.

Реальность диктует свои законы, они нетождественны чув-
ствам по поводу ее. Нужны знания. Я была очень рада, когда
прочла у В. Сатир слова о том, что «если вам не нравится, как
вас воспитывали, то, конечно, вы постараетесь, чтобы в ва-
шей семье все было иначе. К сожалению, понять, чего не надо
делать, это только часть проблемы. Вы должны хорошо об-
думать, что именно вы будете делать по-другому и как вы

I См., например: Пэйдж С. Если я такая замечательная, то почему до
сих пор одна?- М., 1995; и др.

584

будете действовать. Здесь-то и начинаются проблемы: вы ока-
зываетесь в роли первопроходца, и у вас нет примеров, кото-
рым можно было бы последовать. Где же найти эти примеры?
Что взять за образец?...

Разрушить сложившиеся стереотипы можно, только имея
запас терпения, помощь извне и постоянно анализируя проис-
ходящее»'.

Женщина бесконечно попадает в психологические ловуш-
ки своих несбывшихся надежд и неоправдавшихся мечтаний,
если она пренебрегает возможностью осознать собственные
чувства. Терпение, которое дает такую возможность, связано
с наличием развитой концепции жизни, позволяющей под-
няться над суетой, осуществить известное и мудрое древнее
изречение, обращенное к господу: «Господи, дай мне силы,
чтобы смириться с тем, что я не могу изменить, дай мне муже-
ство, чтобы бороться с тем, что я должен изменить, и дай мне
мудрость, чтобы я сумел отличить одно от другого».

Мне кажется, что именно с необходимостью различения
разных проявлений своей и чужой жизни встречается жен-
щина в переходном возрасте. Обостряются противоречия
между всеми проявлениями психической реальности: «Я могу»
как переживание собственной силы может не соответство-
вать Я-концепции, где собственное Я воспринимается как
слабое и безвольное, «Я хочу» может не соответствовать
реальным возможностям и тому подобное. Я женщины,
ограниченное, оглушенное ее чувствами, может не спра-
виться самостоятельно с необходимой реорганизацией
психической реальности, даже с фактом признания в пото-
ке жизни разных ее проявлений. Я опять процитирую В.Са-
тир: «Честное признание нашего невежества - большая
победа над собой.

Если вы чувствуете, что в вашей семье что-то не ладится,
постарайтесь исправить ситуацию - ведь вы же сразу беретесь
за ремонт, если ваш автомобиль барахлит. Поделитесь своими
наблюдениями с мужем, с друзьями, и решите, что делать.
Если вы не можете изменить ситуацию самостоятельно, обра-
титесь за помощью к человеку, которому вы доверяете. За что
бы вы ни брались, никогда не тратьте время на жалобы:

"Пожалей меня", "Он такой плохой..."

И вы увидите, как много можно изменить, если начать от-
носиться к негативным, неприятным событиям в жизни семьи
как к сигналам бедствия. Радуйтесь, что наконец-то сигнал

I Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992. -С. 113 и далее.
585


принят и понят вами. Он может оказаться не из приятных, но
будет отражать действительность».

Слова, написанные мудрой женщиной, много лет рабо-
тавшей с теми, кто заслуживает, по-моему, самого вниматель-
ного отношения к себе со стороны разных людей, тем более
женщин, переживающих переходный возраст.

Одна из психологических ловушек этого возраста состо-
ит в соблазне уйти в собственные чувства, как больные ухо-
дят в болезнь, получая от этого необходимое внимание со
стороны окружающих. Уход в собственные чувства создает
иллюзию жизни. Напряжение при этом возникает высокое,
но... оно же толкает в пропасть отстраненности от психиче-
ской реальности, в которой кроме чувств есть и множество
других модальностей.

Природная эмоциональность женщины может послужить
ей препятствием на пути преобразований отношений между
людьми в изменившемся социальном пространстве жизни ее
семьи. Возможность перемен, как известно, зависит от изме-
нений в сознании, в готовности искать и осуществлять эти
изменения.

Переживания женщины, основанные на ее чувствах и эмо-
циях, создают еще одну психологическую ловушку - ловушку
участия, или, точнее, со-участия в жизни близких людей, о
которых она постоянно думает.

Психологи давно отметили, что среди важнейших состав-
ляющих характера человека главное место занимает соотно-
шение между развитостью чувства и воли. Особое внимание
этому уделял Т.Рибо, идеи которого, как мне кажется, заслу-
живают внимания. Рибо считал', что характер определяется
большим или меньшим развитием чувства и воли. Умственная
деятельность не имеет в этом смысле существенного значения.
Для истинного характера требуются два условия: единство и
устойчивость. Единство как направление всех стремлений
человека к общей цели. Устойчивость - это единство, прояв-
ляемое на протяжении более продолжительного времени. Со-
гласно Рибо, единство и устойчивость присущи далеко не всем
людям. Аморфных, неустойчивых людей нельзя назвать людь-
ми, обладающими характером; о них нельзя говорить как об
индивидуальностях, имеющих Я-концепцию.

Аморфные, или мягкие, натуры, зависящие от случайных
влияний, не могут оказать противодействие среде. Их желания
не принадлежат им самим.

' См.: Лазурский А. Очерки науки о характерах. - СПб., 1908.
586

Рибо исключает эти типы из своей классификации и уста-
навливает три большие группы, различающиеся отношением
чувств и воли: чувствительные, активные и апатичные. На
основе представленности в характере интеллектуального
компонента в чувствительных характерах выделяются под-
группы: кроткие, созерцательные, эмоциональные.

Кроткий характер - сильное развитие чувств, слабая во-
ля, слабый интеллект. Созерцательный характер - сильные
чувства и ум, слабая воля. Эмоциональный характер - силь-
ное развитие чувств и интеллекта, хорошо развитая воля.
Волевая деятельность отличается порывистостью и нерав-
номерностью.

Активные характеры отличаются особым развитием воли,
а степень умственных способностей проявляется в выборе
деятельности. Апатичные люди обладают слабой волей и сла-
бым чувством...

Думаю, что идеи Рибо помогут еще раз выделить пробле-
му, возникающую в индивидуальной судьбе женщины в пере-
ходном возрасте, - проблему осознания собственных чувств.
Роль их в становлении индивидуальности нельзя недооцени-
вать. Именно они дают основание поставить вопрос о воз-
можности и степени воздействия человека на собственные
чувства, что оказывается крайне важным в дальнейшем ос-
воении и осуществлении женской роли в данный период.

Нагрузка на чувства возрастает многократно из-за изме-
нившихся социально-психологических обстоятельств. Какова
вероятность того, что женщина с ней справится? Разрешить
себе жить не только чувствами, порождаемыми близкими
людьми, - так можно было бы сформулировать задачу лично-
стного развития женщины в переходном возрасте. Для этого,
как минимум, надо обнаружить в себе свое собственное Я,
свою собственную психическую реальность, а это невозможно
без переоценки значимости других людей для осуществления
собственной жизни.

Психологи давно заметили удивительный факт - семейная
жизнь многими людьми, особенно женщинами, воспринима-
ется чрезмерно серьезно - как долг, как обязанность, как пра-
вило или правила. Социально-психологические причины это-
го явления мало изучены, но, смею предполагать, что они
связаны с содержанием концепции жизни, реализуемой семь-
ей, с общим отношением к жизни, которое, в конечном счете,
выливается в жизненные этические принципы («что такое
хорошо и что такое плохо»). Соотношение юмора и серьезно-
сти в семейной жизни - основа для регуляции чувств всех ее

587


членов, а особенно женщин, так как в силу ее природных осо-
бенностей она больше, чем мужчина (конечно, среднестати-
стически или как правило), попадает под влияние инерции,
свойственной ее же собственным эмоциям.

Юмор - одно из средств, которое позволяет человеку пе-
рейти от одного проявления жизни к другому, отделяя их друг
от друга и в то же время объединяя' в едином потоке.

Я бы взяла на себя смелость утверждать, что та женщина
справится с задачей личностного развития в переходном
возрасте, у которой достаточно силы разума для того, чтобы
относиться к жизненным проблемам с юмором, то есть ви-
деть их относительность, многозначность, если хотите, ме-
тафоричность...

Источником жизнеутверждающего юмора может (а по-
моему, и должна) стать концепция жизни, где искусству на-
слаждения жизнью отводится должное место в умениях ре-
шать жизненные проблемы. Смех и веселье - умение радо-
ваться жизни - это и ощущение своей ответственности и жиз-
ненной компетентности. В конечном счете это проявление
жизненной силы Я, ощущение его как принадлежащего тебе, и
в принципе это одно из средств преодоления несоответствия
требований конвенциональной семейной роли - роли, опреде-
ленной правом, моралью, традицией, и реальной, настоящей,
или, как говорят, межличностной роли, определяемой инди-
видуальностью человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: