Диагностика и формирование мотивации учения младших школьников

Выяснение мотивов учения вообще и мотивов учения млад­ших школьников особенно — очень трудное дело. Во-первых, не всегда легко самому ученику осознать, что его побуждает учить­ся, а во-вторых, некоторые мотивы могут быть замаскированы. В связи с этим при изучении мотивов учения желательно применять не одну методику, а несколько разнообразных.

С целью выявления того, как ребенок осознает свое отноше­ние к школе, учителю, может быть проведена индивидуальная беседа по таким примерно вопросам:

1. Хочешь ли ты идти в школу? Почему?

2. Где ты больше хочешь учиться - в школе или дома? Почему?

3. Если бы тебе сказали, что можно еще год побыть дома, ты обрадовался бы или нет? Почему?

В дальнейшем, когда ребенок уже учится, вопросы следует несколько изменить. Можно предложить следующие вопросы:

1. С желанием ты ходишь в школу или нет? Почему?

2. Какие уроки тебе больше всего нравятся? Почему?

3. Какие уроки не нравятся? Почему?

4. Зачем ты учишься? Мог бы ты не учиться?


План-задание для самостоятельной работы



5. Если бы тебе сказали, что в школу ходить не надо, ты обра­довался бы или огорчился? Что бы ты стал делать?

6. Если бы тебе предложили учиться во время каникул, обра­довался бы ты или огорчился? Почему?

Ответы на эти вопросы можно обработать качественно или количественно, оценивая ответы в баллах. Например, на вопрос: «Хочешь ли ты идти в школу? Почему?» — могут быть различные ответы: «очень хочется» с обоснованием «почему» — 3 балла; «хо­чется» без обоснования «почему» — 2 балла; «не очень хочется» — 1 балл; «не хочется» — 0.

На вопрос: «Где ты больше хочешь учиться: в школе или дома? Почему?» — могут быть такие ответы: «в школе» — 3 балла; и «в школе и дома» — 2 балла; «дома» — 1 балл.

На вопрос: «Если бы тебе сказали, что можно еще год побыть дома, ты обрадовался бы или нет? Почему?» - могут быть такие ответы: «огорчился» — 2 балла; «не очень огорчился» — 1 балл; «обрадовался» —0.

Отношения ребенка к школе, к учению проявляются и в со­чинениях. Для выяснения мотивации можно предложить детям следующие темы сочинений:

«Как я учусь»

План

1. Для чего я учусь?

2. Что мне больше всего нравится в учебе? Почему?

3. Какие предметы люблю, а какие не люблю? Почему?

«М о ж е т ли учитель перевести меня в с л е д у ю щ и й класс»

План

1. Доволен ли я своим учением?

2. Чему я научился?

3. Что мне еще не удается?

4. Как я думаю преодолеть встретившиеся трудности?

«Все ли я сделал, чтобы учиться хорошо»

План

1. К а к я о ц е н и в а ю свою активность на уроке?

2. Что мне мешает быть более активным?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: