Анкета «Ваша будущая профессия»

1. Мне хотелось бы работать...
а — в помещении;
б — на открытом воздухе;

в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...); г - с чередованием условий.

2. Я предпочитал(а) бы, чтобы режим рабочего дня был...
а — четким, систематическим (начало и конец работы не
менялся);

б — посменным (то утро, то вечер);

в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником);

г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные де­журства...).

3. М н е удобнее работать... а — сидя (за столом, пультом и др.); б - стоя (у станка, за прилавком и т.д.); в — в разъездах; г — чередуя постоянное место работы с разъездами.

4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с... а - простейшими механизмами, ручными операциями; б — с машинами и механизмами с ручным управлением; в — автоматическим и автоматизированным оборудованием; г — функциональными орудиями (речь, средства воздей­ствия на эмоции человека, функциональные возможнос­ти организма).

5. Мне хотелось бы всю работу выполнять... а — в одиночку;


План-задание для самостоятельной работы 211

б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди; в — в коллективе, совместно с другими; г — с людьми, общаясь и управляя ими.

6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы...

а — точные, мелкие движения; б - координация движений; в - быстрота движений; г - большая сила.

7. В моей будущей работе важны...

а — устойчивость внимания;

б — наблюдательность;

в — память на числа, даты, события;

г — воображение.

8. Успех в моей будущей работе зависит от...

а — технической сообразительности, оперативного техни­ческого мышления;

б — способности мысленно представить невидимые про­цессы, предметы и их соотношение; в — самоконтроля и самообладания;

г — эмоциональности, умения входить в контакт с други­ми людьми.

9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять...

а - по заданному плану;

б — по плану, но получать в процессе новую информацию;

в — по плану, но иметь возможность изменить его;

г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи,

проблемы.

10. В своей работе лучше отвечать...

а — только за себя, за выполнение своего задания; б - за выполнение задания группы; в - за работу механизмов, технику безопасности; г - общественные, материальные ценности.

11. Мне нравится работа, в которой нужно...

а — распознавать, определять свойства предметов, их ка­чества;

б - преобразовывать, обрабатывать предметы; в — изображать, придумывать новые образцы продукции; г — оказывать влияние на других людей. 12 Мне нравится...

а - оценивать продукцию, разбираться в свойствах объек­тов;


212 Глава V. Психология подростка и старшего школьника

б — обслуживать людей;

в — находить как новые варианты решения задач, так и

новые результаты;

г — организовывать новые процессы, деятельность.

13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была свя­
зана с...

а - руководством людьми, трудовыми коллективами;

б — воспитанием и обучением людей;

в — преодолением стихийных сил природы;

г — комфортным, спокойным положением.

14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...

а — малозаметны, известны только узкому кругу специа­листов;

б - известны коллективу, широкому кругу специалистов; в - известны всей стране, широко освещались прессой; г - всемирно признаны.

15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы...

а - зависела в основном только моя зарплата; б — непосредственно зависело выполнение производствен­ного задания цеха, группы; в - зависела бы жизнь и здоровье людей; г - зависел бы мир на Земле.

16. После окончания работы...

а - хотел бы отключиться от нее, заниматься своими де­лами;

б - интересно было бы продолжать думать о ней и дома; в - ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься; г - и не вспоминал бы о работе до следующего дня.

17. Хотел бы, чтобы работа была...

а — рядом с домом;

б - интересная, а далеко или близко от дома - неважно;

в - не связанная с командировками;

г - подальше от дома. Чем больше.совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профес­сии, имеет весьма противоречивое представление о работе, свя­занной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит се­рьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.


План-задание для самостоятельной работы 213

Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предпо­лагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».

2.5. «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству)'

После ориентации школьников в мире профессий, после оп­ределения предпочитаемого типа профессий целесообразно поду­мать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей ме­тодике предлагаем материал, который может помочь тем, кто со­бирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая систе­ма», — не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не бо­лее 6 - 8 % населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже по­лезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству.

Качества Степень выраженности



А


В С

3 4



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: