1. Мне хотелось бы работать...
а — в помещении;
б — на открытом воздухе;
в — в необычных условиях (в горах, лесу, на море, под землей...); г - с чередованием условий.
2. Я предпочитал(а) бы, чтобы режим рабочего дня был...
а — четким, систематическим (начало и конец работы не
менялся);
б — посменным (то утро, то вечер);
в — свободным, гибким (начало и конец определяются работником);
г — ненормированным (внезапные вызовы, ночные дежурства...).
3. М н е удобнее работать... а — сидя (за столом, пультом и др.); б - стоя (у станка, за прилавком и т.д.); в — в разъездах; г — чередуя постоянное место работы с разъездами.
4. Мне хотелось бы, чтобы работа была связана с... а - простейшими механизмами, ручными операциями; б — с машинами и механизмами с ручным управлением; в — автоматическим и автоматизированным оборудованием; г — функциональными орудиями (речь, средства воздействия на эмоции человека, функциональные возможности организма).
5. Мне хотелось бы всю работу выполнять... а — в одиночку;
План-задание для самостоятельной работы 211
б — самостоятельно, но чтобы вокруг были люди; в — в коллективе, совместно с другими; г — с людьми, общаясь и управляя ими.
6. Мне больше нравится работа, в которой необходимы...
а — точные, мелкие движения; б - координация движений; в - быстрота движений; г - большая сила.
7. В моей будущей работе важны...
а — устойчивость внимания;
б — наблюдательность;
в — память на числа, даты, события;
г — воображение.
8. Успех в моей будущей работе зависит от...
а — технической сообразительности, оперативного технического мышления;
б — способности мысленно представить невидимые процессы, предметы и их соотношение; в — самоконтроля и самообладания;
г — эмоциональности, умения входить в контакт с другими людьми.
9. Будущую работу мне хотелось бы выполнять...
а - по заданному плану;
б — по плану, но получать в процессе новую информацию;
в — по плану, но иметь возможность изменить его;
г — оперативно, когда работа ставит все новые задачи,
проблемы.
10. В своей работе лучше отвечать...
а — только за себя, за выполнение своего задания; б - за выполнение задания группы; в - за работу механизмов, технику безопасности; г - общественные, материальные ценности.
11. Мне нравится работа, в которой нужно...
а — распознавать, определять свойства предметов, их качества;
б - преобразовывать, обрабатывать предметы; в — изображать, придумывать новые образцы продукции; г — оказывать влияние на других людей. 12 Мне нравится...
а - оценивать продукцию, разбираться в свойствах объектов;
212 Глава V. Психология подростка и старшего школьника
б — обслуживать людей;
в — находить как новые варианты решения задач, так и
новые результаты;
г — организовывать новые процессы, деятельность.
13. Мне хотелось бы, чтобы моя будущая профессия была свя
зана с...
а - руководством людьми, трудовыми коллективами;
б — воспитанием и обучением людей;
в — преодолением стихийных сил природы;
г — комфортным, спокойным положением.
14. Мне хотелось бы, чтобы результаты будущей работы были...
а — малозаметны, известны только узкому кругу специалистов;
б - известны коллективу, широкому кругу специалистов; в - известны всей стране, широко освещались прессой; г - всемирно признаны.
15. Мне хотелось бы, чтобы от результатов моей работы...
а - зависела в основном только моя зарплата; б — непосредственно зависело выполнение производственного задания цеха, группы; в - зависела бы жизнь и здоровье людей; г - зависел бы мир на Земле.
16. После окончания работы...
а - хотел бы отключиться от нее, заниматься своими делами;
б - интересно было бы продолжать думать о ней и дома; в - ни о чем другом и не думал бы, продолжал бы ею заниматься; г - и не вспоминал бы о работе до следующего дня.
17. Хотел бы, чтобы работа была...
а — рядом с домом;
б - интересная, а далеко или близко от дома - неважно;
в - не связанная с командировками;
г - подальше от дома. Чем больше.совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем в меньшей степени старшеклассник готов к выбору профессии, имеет весьма противоречивое представление о работе, связанной с предполагаемой профессией. В этом случае предстоит серьезная профориентационная, профконсультационная работа для его самоопределения в выборе будущей профессии.
План-задание для самостоятельной работы 213
Чем меньше совпадений в «Таблице противоречивых связей», тем более четкое представление у школьника о работе по предполагаемой профессии. Наиболее оптимальный вариант — отсутствие совпадений в «Таблице противоречивых связей».
2.5. «У входа в науку» (тест на выявление склонности к творчеству)'
После ориентации школьников в мире профессий, после определения предпочитаемого типа профессий целесообразно подумать о необходимых качествах, которые понадобятся в будущем. Литературы по этим проблемам выпущено много, в том числе и пятитомная энциклопедия «Мир профессий». В завершающей методике предлагаем материал, который может помочь тем, кто собирается заняться исследовательской, научной деятельностью. Профессия эта, относящаяся к типу «человек — знаковая система», — не самая распространенная и не самая доступная. Согласно одной из гипотез, в наше время наукой могут заниматься не более 6 - 8 % населения. Успешно сданные когда-то экзамены всего-навсего (зачастую) подтверждают умение выучить математику и в нужный момент вспомнить необходимое (что, впрочем, тоже полезно). Чтобы избежать ошибки, можно попытаться разобраться с помощью предлагаемого далее теста в наличии или отсутствии склонности к творчеству.
Качества Степень выраженности
А
В С
3 4