ния мотива аффилиации у студентов медицинского вуза показали его существенное влияние на результаты учения. Выяснилось, например, что учиться на «отлично» второкурсникам с высокой аффилиацией сложнее, чем с низкой, поскольку общение (особенно интенсивное) приводит к большим затратам их энергии и времени. Однако на четвертом курсе учиться на «отлично» студентам с высокой аффилиацией легче, чем с низкой аффилиацией, так как старшекурсники уже приобрели технику общения и процесс активного общения не мешает, а помогает учению. Если обнаруживаются препятствия (реальные или даже предполагаемые) в удовлетворении потребности в аффилиации, то это может привести к увеличению у студента психоэмоционального напряжения и тревоги, к возникновению состояния фрустрации, депрессии и т.д. Обнаружился, например, такой факт, что среди лиц с высокой потребностью в аффилиации и низким социометрическим статусом в группе довольно высокая частота психосоматических заболеваний (Н.Д. Творогова, 1976). Итак, потребность в общении, мотив аффилиации значительно влияют на учебную деятельность студентов,— либо затрудняя ее, либо улучшая, вызывая удовлетворенность учением.
Потребность в самоутверждении, зародившаяся в отрочестве, интенсивно продолжает развиваться в молодости. Мотивы самоутверждения (доминирования) проявляются в стремлении человека влиять на других людей, контролировать их поведение, быть авторитетным, убедительным. Они проявляются в стремлении доказать истину другим, быть победителем в споре, навязать другим свои взгляды, вкусы, стиль и моды, решение проблем. В студенческой учебной деятельности эта потребность повышает удовлетворенность учением, вызывает облегчение его процесса, повышает ответственность в отношении к учению. Мотив доминирования повышает эффективность учебной деятельности, особенно тогда, когда вносится элемент соревновательности, а также тогда, когда он сочетается с мотивом в достижениях. Одним из адекватных мотивов учения (в том числе и студентов) является познавательная потребность. Она проявляется в том, что человек стремится расширить опыт, знания, упорядочить то и другое, стремится быть компетентным, развивает способность свободного оперирования з н а н и я м и, фактами, стремится понимать существо проблемы, вопроса, систематизирует опыт посредством умственных действий, стремится создавать логически непротиворечивую и обоснованную картину мира. Познавательная потребность в сочетании с
§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 235
мотивом в достижениях оказывает очень сильное влияние на повышение успеваемости, создает глубокую удовлетворенность учебой в вузе (или ином специальном учебном заведении, готовящем специалистов-профессионалов в той или иной области деятельности).
Время учебы в вузе условно можно разделить на два основных этапа: этап младших курсов, когда происходит адаптация молодого студента к учебному заведению, к деятельности в условиях вуза, и этап старших курсов (обычно начиная.с третьего) - этап профессионального самоопределения студента как будущего специалиста. Наиболее сложный - первый этап вузовского периода. Он связан порою с коренной ломкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимостью менять и перестраивать свое поведение и деятельность, «входить» в новые условия. Именно в этот период происходит наибольший отсев из вуза. И поскольку студент еще не участвует в решении реальных задач, возникающих в условиях производства (в том числе и в условиях педагогического труда), то главной и вполне осмысленной его целью становится овладение способами и приемами учебной деятельности, приобретение нужной системы фундаментальных знаний, овладение социальным статусом студента. У студентов младших курсов отношение к будущей профессии не носит еще выраженного характера и соответственно мало влияет на их успеваемость. Постепенно с приобретением профессиональных знаний они глубже осмысливают профессиональные тонкости своей будущей специальности, у них формируется определенное отношение к будущей профессиональной деятельности. У многих из них, достигших достаточно высокого уровня социальной зрелости, наступает пора выраженного профессионального самоопределения. Главными признаками этого являются осмысленная и твердая готовность к активной самостоятельной деятельности по выбранной специальности, стремление постоянно совершенствоваться в ней. Наряду с анализом динамики профессионального самоопределения студента существенную роль для понимания процесса формирования его личности играет анализ противоречий, присущих студенческому возрасту.
1. Социально-психологические. Это противоречия между расцветом физических и интеллектуальных сил студента и строгим лимитом времени, имеющихся экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей. Противоречия между результатами деятельности студента, проявившимися у него (у нее)
236 Глава V i. Особенности психического развития человека
индивидуально-психологическими свойствами и складывающимися в группе межличностными отношениями, отношением окружающих сокурсников к личности. Вполне возможны противоречия в системе «преподаватель—студент» (не случайно в различных советах студенческой «братии» предлагаются способы взаимодействия с преподавателями в зависимости от их типов, таких, как «интеллигенты», «узкие специалисты», «администраторы» и даже «неудачники»). К группе социально-психологических противоречий могут быть отнесены и противоречия адаптационного процесса: между новыми для студента требованиями, условиями и сложившимися у него до вуза стереотипами поведения.
2. Противоречия между стремлением к самостоятельности в
отборе знаний, способах их приобретения и довольно жесткими
формами и методами подготовки специалиста определенного про
филя. Эти противоречия имеют дидактический характер и могут
порождать неудовлетворенность студентов и преподавателей ре
зультатами учебного процесса.
3. Противоречия между поступающим через разные источники
огромным количеством информации, расширяющей знания сту
дентов, и имеющимся ограниченным временем для ее осмысле
ния. Эти противоречия могут привести как к поверхностным зна
ниям, так и к поверхностному мышлению. Речь здесь должна идти,
вероятно, о развитии, формировании и совершенствовании ин
формационной культуры в широком смысле этого слова (т.е. раз
работке, создании информации и ее восприятии, осмыслении,
использовании).
При всем многообразии моделей подготовки учащихся и студентов в учебных заведениях различного уровня необходимо всегда помнить о некоторой выходной модели, которая характеризует образ личности специалиста в соответствии с потребностями современного общества и производства. Под моделью принято понимать совокупность обобщенных качеств, которыми должен обладать специалист данного профиля для успешного решения всех задач, возникающих в условиях производственной деятельности, а также для саморазвития и самосовершенствования.
Ж и з н е н н ы й путь профессионала (от выбора или перемены профессии до удовлетворенности самореализацией в ней или овладения ею в совершенстве) может быть разным по протяженности во времени у каждого человека, но непременно проходит через определенные фазы [8, с. 418-425]. Детальным изучением их занимаются специалисты в области психологии труда, однако зна-
§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 237
комство с этим материалом может быть полезным студенту любого учебного заведения, молодому специалисту, учителю, руководителю и многим другим. Мы же сделаем замечания следующего рода: сознательный и самостоятельный выбор молодым человеком профессионального трудового пути, сознательно и самостоятельно выстроенный личный профессиональный ж и з н е н н ы й план - необходимое условие успешности его труда и удовлетворенности в будущем [8, с. 125—126). И второе: представление о фазах жизненного пути профессионала существенно дополняет представление о жизненном пути человека в периоды юности, молодости, взрослости, зрелости и пожилом возрасте, о жизненном пути как целостном процессе, в котором профессиональное самоопределение и развитие являются его неотъемлемой частью [8, с. 418-425].
Э.Шейн выделил восемь основных карьерных ориентации («якорей»)1.
1. Профессиональная компетентность. Эта установка связана с
наличием способностей и талантов в определенной области (на
учные исследования, техническое проектирование, финансовый
анализ и т.д.). Люди с такой установкой хотят быть мастерами сво
его дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успе
ха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к рабо
те, которая не позволяет развивать свои способности. Одновре
менно эти люди ищут признания своих талантов, что должно вы
ражаться в статусе, подобающем их мастерству. Они готовы управ
лять другими в пределах своей компетентности, но управление не
представляет для них особого интереса.
2. Менеджмент. В д а н н о м случае первостепенное значение име
ют ориентация личности на интеграцию усилий других людей,
полнота ответственности за конечный результат и соединение раз
личных функций организации. Понимание этой карьерной ориен
тации связано с возрастом и опытом работы. Такая работа требует
не только аналитических навыков, но и навыков межличностного
и группового общения, эмоциональной уравновешенности, что
бы нести бремя власти и ответственности. Человек с карьерной
ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей
своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет уп
равлять различными сторонами деятельности предприятия: фи
' Излагается по: Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная соци
альная психология: Учеб. пособие. СПб., 2000. 298 с.
238 Глава VI. Особенности психического развития человека
нансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.
3. Автономия (независимость). Первичная забота для личности
с этой ориентацией — освобождение от организационных правил,
предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все де
лать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько рабо
тать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации
(рабочее время, место работы, форменная одежда), личность го
това отказаться от продвижения по службе и от других возможно
стей ради сохранения своей независимости.
4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена
потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы бу
дущие жизненные события были предсказуемы. Необходимо раз
личать два типа стабильности - стабильность места работы и ста
бильность места жительства. Стабильность места работы подразу
мевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает
определенный срок службы, имеет хорошую репутацию, заботит
ся о своих работниках-пенсионерах и платит большие пенсии,
выглядит более надежной в своей отрасли. Человек второго типа,
ориентированный на стабильность места жительства, связывает
себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном
месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или
организацию только тогда, когда это не сопровождается его «сры
ванием с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут
быть талантливыми и подниматься на высокие должности в орга
низации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они от
кажутся от повышения, если оно грозит риском и временными не
удобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей.
5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки- качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т.д.
6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа — конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматри-
§ 2. Психология молодости: авторство собственного образа жизни 239
вается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процессы борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все происходит слишком просто, им становится скучно.
7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интегра
цию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его
жизни доминировала только семья, или только карьера, или только
саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано. Та
кой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как
совершенствуется, - чем конкретную работу, карьеру или орга
низацию.
8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной
ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодо
левать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на дру
гих, а хочет иметь свою «марку», свое дело, финансовое богатство.
Причем это не всегда творческий человек, для него главное — со
здать дело, концепцию или организацию, построить ее так, что
бы это было как бы продолжением его самого, вложить туда душу.
Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала
он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.
Ориентация на карьеру вместе с профессиональным самоопределением во многом влияют на выбор жизненного пути человека.
В период молодости (18—30 лет) деятельность человека достигает значительного прогресса в общественной, производственной и личной сферах.
Наибольшее количество заключаемых браков приходится на период от 22 до 25 лет. Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности крат-ковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости, подчеркивает А.В. Толстых, состоит в реализации возможностей саморазвития человека [22, с. 159].
Вместе с тем именно в молодости имеются серьезные проблемы с развитием самосознания. Как отмечал Б.Г. Ананьев, наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость) и личности (гражданская зрелость) не совпадают во времени. В связи с этим необходимо ознакомиться с понятием «аномия». Под