Музыка для сна — музыка во сне

Об усыпляющем воздействии трофотропной музыки мы уже говорили. Вернемся к этому еще раз в связи с темой «Музыка для расслабления, музыка-снотворное, музыка как действенная помощь желающим заснуть», о которой рассказывается в целом ряде исследовательских работ (а также в бесчисленных программах на кассетах, которые имеют лишь косвенное отношение к музыкальной терапии).

Относительно изменений вегетативных функций под воздействием музыки, в данном случае относительно влияния на сон, можно сказать следующее: мозговая деятельность — интеллектуальная часть нашей духовной жизни — во время сна или заметно замедляется, или вообще приостанавливается. Усыпляющая музыка воздействует на группу нейронов головного мозга, являющуюся центром всех наших ощущений.

В связи со всем этим особенно любопытным становится следующее открытие, сделанное в ходе исследований сна: если мы во время фазы быстрого сна (ее называют также активированным сном с быстрыми движениями глаз) пациента включим вдруг музыку, то «запустим» ее прямо в сон. Музыка, таким образом, не превратится в некий символ, а просто и без помех войдет в ткань сна. Такой, к примеру, «музыкой» может оказаться приснившийся стук в ворота приснившегося замка или отдаленный звон колоколов во время приснившейся свадьбы, а крик, «прозвучавший» во сне, может быть реальным криком младенца.

Исключения в схеме музыкального воздействия

Каждый из нас в чем-то исключителен, и индивидуальные особенности сформированы благодаря генетике, передавшей нам опыт предков на биологическом уровне, воспитанию, влиянию семейных традиций, а также воздействию прочих социальных образований. Подобными образованиями могут стать группы в детском садике и докторские семинары, обстановка на работе и музыкальные вечера в домах престарелых, во время которых все вместе слушают новые и старые пластинки. Примеров можно привести много. Различные аспекты нашей персональной социальной истории могут либо усилить, либо ослабить, либо вообще свести на нет описываемое в данной книге воздействие музыки на человека. Музыка, на которую я так или иначе реагировал до сей поры, может в данный момент вызвать у меня новую, совершенно неожиданную реакцию.

Даже в нашем весьма ограниченном культурном багаже, обычно содержащем традиционный набор тем народной и классической музыки, можно выискать сколько угодно исключений, существующих в различных моделях социализации музыки.

Размышления о зависимости субъективного восприятия и реакции на раздражители от индивидуальной социальной истории могут завести нас столь далеко, что мы решим, будто каждая личность абсолютно на все реагирует исключительно индивидуально. Однако это не совсем так.

Несколько обобщающих замечаний по этому поводу нам не помешают.

• Усл ыш анное необходимо нам в качестве условия для определенного эмоционального отклика, сила которого напрямую зависит от нашей возбудимости. Все это также обусловлено способностью вегетативной нервной системы реагировать на раздражители вообще. Аномалии в коре головного мозга или последствия серьезных травм, к примеру, могут излечиваться с помощью музыкального воздействия.

У сверхотзывчивых слушателей музыка сразу же возбуждает «бурю эмоций».

• Критические установки слушателя ограничивают эмоциональные порывы и переводят эмоции в разряд осознанного удовольствия (либо сопереживания) слушателя.

• Ожидания слушателя, опирающиеся также и на имеющийся у него опьгг, в любом случае воздействуют на вегетативные реакции: в том случае, если ожидания слушателя не оправдываются, реакция ослабевает, и наоборот.

• Популярность музыки также имеет немаловажное значение. В данном случае наблюдаются разногласия во мнениях ученых, но все же никем из них не оспаривается тот факт, что негативный эффект привычки к тому или иному типу музыкального воздействия будет сравнительно невелик по сравнению с эффектом привыкания к другим раздражителям (например, зрительным).

• Для той отрасли музыкальной терапии, которая апеллирует к воображению музыкально одаренных пациентов, особенно значимыми становятся данные о том, что эмоциональные и вегетативные реакции, усилившиеся в результате специфических, субъективных переживаний, предоставляют весьма богатый ассоциативный материал и тем самым будят воспоминания о событиях отдаленного (или неотдаленного) прошлого.

В данном случае мы уже приближаемся к психоаналитическим теориям, сторонники которых за основу своей терапии взяли ассоциации и припоминаемые благодаря этим самым ассоциациям — с налетом драматизма — переживания далекого прошлого.

Рассмотрим несколько примеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: