Музыкальная терапия в клиниках

Две сферы практики, связанные с использованием функциональной музыки и психотерапевтической музыкальной терапии, все еще находятся в стадии разработки

В 1988 году на терапевтическом отделении окружного госпиталя Брига/Уэльса было принято решение осуществить научно-исследовательский проект «Музыкальная терапия во внутренней медицине» (под руководством главврача доктора Й. Эшера, доктора И. Фишера и музыкальных терапевтов У. Хеманна и X. Вазема). В рамках данного проекта под моим научным руководством музыкальные терапевты работали вместе с лечащими врачами, психологами, персоналом по уходу за больными и пользовались консультациями психиатра; пациенты, наблюдавшиеся стационарно в связи с типичными, распространенными заболеваниями, соседствовали с больными СПИДом, раком и теми, кто страдал расстройствами психики в скрытой форме.

Музыкальная терапия в данном случае использовала:

• упражнения на расслабление, сопровождающиеся музыкой, в ходе которых предпочтение отдавалось функциональным аспектам музыки;

• поддерживающую музыкальную психотерапию с импровизациями и прослушиванием целого ряда музыкальных произведений;

• музыкальную терапию проблем и конфликтов, помогающую выстроить верное отношение к болезни и условиям жизни.

Кроме этого, мы использовали методы музыкальной терапии, когда пытались помочь умирающим пациентам, — в этой сфере исследований «пионером» стала музыкальный терапевт Сюзан Мунро-Порше.

В госпитале Брига/Уэльса стационарные и амбулаторные формы лечения находились в тесной взаимосвязи друг с другом. Эта научная работа, осуществленная в одной клинике, должна была помочь выявить все возможности музыкальной терапии в смысле ее самостоятельного использования. При этом, проверив сделанные предположения, мы обнаружили, что музыкальная терапия в качестве коммуникативной терапии тоже помогает традиционной медицине добиваться успеха в лечении.

Моника Некер-Рибаупьерр в Мюнхенской университетской клинике для детей вела еще один проект. Она изучала функциональное и коммуникативно-те- рапевтическое воздействие музыки. Одновременно данный проект, тематику которого можно назвать связующим звеном между различными видами музыкальной терапии, исследовал взаимосвязь психологии и психоанализа в рамках музыкальной терапии.

Этот проект изучал специфику музыкальной терапии для недоношенных новорожденных младенцев (т. е. рожденных после 21-й недели беременности), которые должны были оставаться и развиваться в утробе матери еще не менее 15 недель. (Зачастую преждевременные роды бывают результатом и последствием гормонального лечения до тех пор бездетных матерей.)

Материнская матка для тройни или даже четверни оказывается чрезвычайно тесной, — причем теснота всегда вызывает чувство страха, — и начинается отторжение плода, преждевременные роды. Так сказать, ребенок пытается избавиться от страха и тесноты. Однако на смену этим неприятностям приходят другие, более серьезные: потеря тепла, тактильного контакта, звука материнского сердца и голоса... Так формируется боязнь разлуки и боль от потери. Отсюда все мыслимые психофизиологические осложнения, которые преподносит жизнь недоношенным новорожденным.

В этом случае голос матери (и отца), звучание которого музыкальный терапевт из Мюнхена использовала в качестве «музыки» для положенного в инкубатор ребенка, становился «питанием» младенца, вернее, акустической подпиткой, поддерживающей деятельность мозга и уменьшающей с помощью психоэмоциональных средств физическую дистанцию между матерью и ребенком. Эта методика оказалась мощным средством, поддерживающим деятельность организма новорожденного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: