В процессе динамического наблюдения за ребенком родителям необходимо проследить в его доречевом развитии постепенный переход от первых голосовых реакций, гуления и гуканья, от воспроизведения псевдоречевых звуков (нелокализованных и неопределенных по месту и способу образования) к появлению артикулем, близких к речевым звукам.
К 6 месяцам поток доречевой продукции как бы распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов, произношение которых отличается единством артикуляционного уклада, определенной последовательностью (прежде всего, чередованием согласных и гласных).
По достижении ребенком группы риска 6 месяцев, перед плановым посещением невролога родителям целесообразно проанализировать свои записи в дневнике наблюдений за ребенком или записать по памяти следующие особенности доречевого развития ребенка 3-6 месяцев:
· характер голосовых реакций младенца (спонтанное или ситуативно обусловленное «гуканье», преобладание коротких голосовых серий, переход к длительной напевной вокализации),
|
|
· особенности поведения ребенка, когда к нему обращаются или длительно смотрят на него (активно реагирует, не обращает внимания, тянет руки к взрослому, отворачивается, плачет, проявляет беспокойство),
· особенности интонационной окрашенности голосовых реакций и их мелодической организации (выразительность, монотонность, скандированность, истощаемость голоса и дыхания, близость вокальной продукции к мелодике родного языка ребенка),
· время перехода к произнесению артикулем, похожих на звуки речи на родном языке родителей ребенка;
· изменение поведения в ответ на слуховые раздражители (ребенок оборачивается на хлопок ладонями, закрывает глаза на громкий шум, поворачивает голову по направлению шелеста бумагой, звучания колокольчика, скрипа двери),
· наличие или отсутствие мышечной активности в речевой и мимической мускулатуре (гримасничанье, смех типа «повизгиванья», щелканье языком, пришлепывание губами, «жевание» игрушек),
· специально отмечаются, если они имеются у ребенка,
- затруднения при переходе на густую пищу (наличие рвотного рефлекса при попытке кормить с ложки, неумение пить глотками из поильника, сглатывать с кончика языка капельки жидкости или крошки печенья);
- особенности визуального контакта с близкими людьми: поиск или избегание встречного взора, напряженность, отстраненность взгляда,
- неполноценность комплекса оживления (отсутствие двигательного, голосового, эмоционального компонента, его безадресность или адресованность неодушевленным предметам, запаздывание реакции на сенсорный раздражитель).
|
|
Все эти показатели крайне важны для своевременного выявления проблем в развитии ребенка, однако среди них есть два наиболее важных для оценки нервно-психического развития младенца группы риска в 6 месяцев:
1. ребенок произносит отдельные слоги (начало лепета)
2. ребенок по – разному реагирует на свое и чужое имя
Отсутствие любого из этих двух показателей должно вызывать обоснованную тревогу у родителей ребенка и явится поводом для обращения за консультацией к специалистам – неврологу и сурдологу.