Рыночной экономики

5.1 Прогнозирование и планирование спроса на транспортные услуги

Современное состояние экономики страны диктует изменение спроса на перевозки грузов и пассажиров различ­ными видами транспорта. Так, кризисное положение в экономике в 90-е гг. обусловило резкое снижение объемов перевозок грузов и пассажиров. Причем, на различных видах транспорта это падение не было одинаковым: на железнодорожном и морском транспорте сокращение составило почти 2 раза, на автомобильном — 3, на воздушном — 4, на внутреннем водном — 5. Наименьшее снижение объемов наблюдалось на трубопроводном транспорте (примерно 20%).

В этот же период имело место значительное сокращение годовых объемов пассажирских перевозок: почти в 16 раз на морском транспорте; более чем в 5 раз на внутреннем водном транспорте; в 4,7 раза — на железнодорожном; в 3,5 раза — на воз­душном; на автомобильном транспорте это снижение составило только 15%.

В настоящее время изучение спроса на транспортные услуги предполагает проведение маркетинговых исследований, глубо­кого обследования платежеспособных потребнос­тей предприятий в перевозках необходимых производственных запасах и своей продукции, а пассажиров в поездках. Такие исследования должны выявить важнейшие показатели спроса: емкость рынка (предельно возможный спрос на транспортные услуги в определенной территориальной зоне); минимальный гарантированный спрос на услуги и возможный экономический эффект от реализации маркетинговых предложений. На основе прогноза рыночных ситуаций эти показатели должны находить отражение в производственной программе транспортных предприятий, в планах их коммерческой и финансовой деятельности.

Точность и достоверность прогнозирования и планирования грузовых и пассажирских перевозок различными видами транс­порта во многом зависит от периода плана или прогноза. Чем меньше этот период, тем точнее и достовернее будут расчетные показатели планов и прогнозов. В соответствии с Транспортной стратегией РФ для транспортной системы страны важно иметь долго­срочные показатели, которые отражали бы в себе объемы пред­стоящей работы на длительный временной горизонт (до20 лет). Это - так называемый стратегический спрос на перевозки, который служит основой для выра­ботки перспективной стратегии развития транспорта, определения необходимых размеров капитальных вложений, удовлетворения социальных потребностей насе­ления в перевозках и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: