Э со а о со о


6 ■:

о

о

О

га

S Н

-

|

tr

Д

s я

о


Таблица 5


Выявление предпочитаемого канала восприятия ребенка (по А. Л. Сиротюк)

«наблюдать» и т.д.
«звуки» и т. д.

Использует слова: «смотреть», «видеть», [Использует слова: «хватать», «чувство-1Использует слова: «слушать», «ритм»,

вать», «придерживать», «трогать» и т.д.


о

о

Ъ S U

о



Основные движения: вокруг глаз — ми- Основные движения: от шеи и ниже |гание, прищуривание, нахмуренные] ]брови


Основные движения: вокруг рта и ушей




Подбородок поднимается вверх. Голос | Подбородок опускается вниз. Голос Хорошо имитирует тон, высоту голоса
высокий |низкий


г. g



           
   
 
   
 
 

ять спокойно, должен двигаться. Ран- дания. Обучается слушая. Разговорчи-
дит пальцем по строчке. Помнит общее варивая слова при чтении ] впечатление, слаб в деталях. Сильная [интуиция. Лаконичен
При обучении — не может сидеть, сто-

Наблюдателен, ориентирован на внеш-1 При общении стоит близко, касаясь |ний вид. С трудом запоминает словес-!людей. Общаясь, много жестикулирует.! ные инструкции. Запоминает образами,

мало отвлекается на шум. Хорошо пом-

нит то, что видел, живая образная фан- [нее физическое развитие. Высокая ко-
зия |ординация движения. При чтении во-


Разговаривает сам с собой. Говорит ритмично. Легко отвлекается на шум. Предпочитает четкие и логические за-

вый, любит дискуссии. Легко повторяет услышанное. Шевелит губами, прого-


о

ся


Теоретические основы физической культуры дошкольников

Визуалисты. При визуальном контакте очень важно использо­вать мимику, наглядные пособия. Желая подбодрить ученика — улыбнитесь.

Кинестетики. Это дети очень чувствительны и эмоциональны. Они хорошо обучаются в играх и активны, когда выполняют прак­тические задания. Если вы хотите сосредоточить их внимание, ис­пользуйте тактильный контакт. Например, вместе с ободряющим словом дотроньтесь до плеча или погладьте по голове.

Сегодня у каждого пятого ребенка дошкольного возраста на­блюдаются микроорганические поражения головного мозга, кото­рые возникли в результате кислородного голодания головного мозга плода, микрородовой травмы и приводят к минимальной мозговой дисфункции (ММД). Детей с ММД разделяют на две группы — с гипердинамическим и гиподинамическим синдромом. Ребенок с гипердинамическим синдромом часто отвлекается, двигательно расторможен, чрезмерно подвижен. Его руки посто­янно в движении, что-то мнут, отрывают, трогают. Гипердина­мичный ребенок импульсивен, и никто не рискнет предсказать, что он сделает в следующий миг. Да и сам он этого не знает. У него все на коротком замыкании: увидел — схватил — побежал. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого не замышляет и сам искренне бывает огорчен происшествием. На­казания он переносит легко, так как укоры, отказы в просьбах не огорчают его. От избытка чувств он не говорит, а кричит. Выбирает он только живые и подвижные игры. Самая большая беда гипердинамичного ребенка — это отвлекаемость и поверх­ностность, он любопытен, но не любознателен. Такие дети склон­ны к агрессивной реакции на непрестанное одергивание и подав­ление их активности.

В игре поведение таких детей характеризуется импульсивностью и конфликтностью, неумением достигать соглашения, разделять функции, придерживаться правил взаимодействия. Но этих детей отличает положительное эмоциональное отношение к игре и к об­щению со взрослыми. У них активная ориентировка в предметной среде и в выборе игры, которая постоянно сопровождается обраще­нием к взрослому с попытками поделиться впечатлениями, мысля­ми, знаниями. В условиях совместной игры со сверстниками педагог должен помогать таким детям косвенными игровыми подсказками, поддерживая план отношений, направляет чувства детей на решение игровых задач.


Глава 4. Психология физической культуры дошкольников

Специалисту по физической культуре важно четко разграничи­вать целенаправленную активность такого ребенка и бесцельную по­движность, тщательно устраняя последнюю, вводя дополнительные задания. Ребенку не устоять на месте — пусть не стоит, но двига­тельную деятельность следует направлять и организовывать. Игра должна быть со смыслом, и тогда бег не будет бесцельным и пре­вратится в целенаправленную активность. Постановка цели, дейст­вия по плану для него будут буквально спасение. Его как можно раньше следует приобщать к занятиям спортом. В то же время его нужно приучать к усидчивости, необходимости доделывать до конца начатое дело. У него быстрые ножки, но и быстрый ум. Таких детей необходимо постепенно приучать к сдержанности, действуя на них примером, добрым словом. Пусть их эмоции будут проявляться бурно, но не грубо.

Среди страдающих ММД у каждого четвертого ребенка гиподи-намический синдром. Такие дети малоподвижны и вялы. Мышцы гиподинамичные, вялые и ослабленные. Гиподинамический ребенок неловок, его движения плохо скоординированы. Такой ребенок из­бегает участвовать в коллективных игрцх отчасти из нежелания, от­части вынужденно. Гиподинамичный ребенок затаенно переживает постоянные насмешки, его задергивают, потому что постоянно тор­мошат, и у него в таком случае развивается невроз. На него не сле­дует кричать, его нельзя тормошить без толку, а необходимо заин­тересовать чем-нибудь. К более быстрой реакции его побуждает лич­ным примером находящийся рядом взрослый, действуя так, чтобы гиподинамичный ребенок был вынужден успевать. С ним играют в мяч в посильно быстром для него темпе. Темп навязывается харак­тером самой игры (пятнашки, футбол) или целью: «Закончишь, будем играть в твою любимую игру». Такого ребенка чаще ободряют, поощряют старание.

Следует отметить, что для реализации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей с учетом вышеназванных особенностей совсем не обязательно их жестокое организационное разделение.

4.3. Изучение личности дошкольника специалистом по физической культуре

Специалисту по физической культуре в современном дошколь­ном учреждении в своей работе не обойтись без знаний о состоянии


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 4. Психология физической культуры дошкольников



психического здоровья своих воспитанников. Предлагаем ниже по­казатели, которые его характеризуют:

1. Познавательные психические процессы:

• восприятие цвета, формы и размера (только для детей младших
групп), пространства; типа восприятия;

• произвольное внимание;

• память (зрительная, слуховая, двигательная);

• внимание;

• мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербаль-
но-логическое);

• воображение.

2. Психомоторная организация деятельности.

3. Психические состояния и свойства личности:

• зрелость нервных процессов (сила, уравновешенность, подвиж­
ность) и тип темперамента;

• особенности характера и поведения ребенка (импульсивность,
гиперактивность, медлительность);

• направленность личности (склонности, интересы и мотивы);

• характер обучаемости (уровень подготовленности, динамика,
легкость обучения);

• индивидуальные особенности психического состояния ребенка
(агрессия, тревожность, депрессия, невротические состояния и
страхи);

• коммуникативные свойства личности (общительность, замкну­
тость, эмпатия и др.);

• волевые качества.

Важно отметить, что основную информацию о психологических особенностях своих воспитанников необходимо получить от специа­листа-психолога, дополнив своими наблюдениями, информацией, полу­ченной в ходе беседы с родителями дошкольника, воспитателями, са­мим ребенком, моделирования определенных ситуаций, тестирования.

Например, исследование двигательной памяти можно проводить с помощью следующих заданий:

1. Педагог показывает последовательно 4 движения для рук,
затем сразу или через некоторое время предлагает детям вспомнить
и повторить последовательно эти упражнения.

2. Повторить за педагогом движения, кроме одного, заранее обу­
словленного («запретного») движения.

3. Повторять за педагогом упражнения, «опаздывая» на одно
движение.


Другой пример. Силу нервных процессов характеризуют ак­тивность, целеустремленность, настойчивость, смелость, решитель­ность, выносливость по отношению к возникающим трудностям, к неудачам, поражениям в играх и т. п. Уравновешенность нервных процессов проявляется в умении себя сдерживать, в степени ус­тойчивости настроения. Подвижность нервных процессов — бы­строта освоения двигательных навыков, переключаемость с одного вида деятельности на другой, приспособляемость.

Следует помнить, что психическое и физическое развитие ре­бенка находится в большей зависимости от двигательной актив­ности. Только в дошкольном возрасте по уровню психомоторного развития можно говорить о зрелости нервных процессов, а не­зрелость нервной системы неизбежно отражается на двигательной функции ребенка. В то же время нельзя подменять решение задач физического воспитания решением задач психокоррекции, что в современной практике очень популярно. Решение этих задач может и должно происходить сопряженно.

Контрольные вопросы

1. Какие психологические способности специалиста по физиче­
ской культуре дошкольников можно отнести к профессионально-
важным?

2. В чем отличия различных стилей руководства педагога?

3. Какие компоненты составляют структуру личности ребенка
дошкольного возраста?

4. Какие психологические показатели позволяют педагогу опре­
делить и учитывать в процессе занятий физическими упражнениями
индивидуальные особенности ребенка?

5. Какие правила необходимо соблюдать педагогу в процессе
занятий физическими упражнениями с детьми-сангвиниками?

6. Какие правила необходимо соблюдать педагогу в процессе
занятий физическими упражнениями с детьми-холериками?

7. Какие правила необходимо соблюдать педагогу в процессе
занятий физическими упражнениями с детьми-меланхоликами?

8. Какие правила необходимо соблюдать педагогу в процессе
занятий физическими упражнениями с детьми-флегматиками?

9. Какие свойства и состояния личности ребенка дошкольного
возраста нужно учитывать или корректировать в процессе занятий
физическими упражнениями?




[71


Теоретические основы физической культуры дошкольников

Литература

1. Гарбузов В. И. Нервные дети / В. И. Гарбузов. — Л.: Медицина,
1990.- 173 с.

2. Гогунов Е. Н. Психология физического воспитания и спорта /
Е. Н.Гогунов, Б. И. Мартьянов. — М.: 2000.

3. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред.
Т. А. Репиной. — М.: Педагогика, 1987.— 192 с.

4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольни­
ка / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. — Минск, 1997.

5. Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия / А.И.Заха­
ров.— СПб., 1998.

6. Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника: за­
нятия, игры, упражнения / Р.Р.Калинина.— СПб., 2002.

7. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников / В. М. Минае­
ва. - М.: Аркти, 2000. - 45 с,

8. Одаренные дети: Перевод с англ. / Общ. ред. Г. В. Бурманской,
В.М.Слуцкого.— М., Прогресс, 1991.

9. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л. А. Голо-
вей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2006. — 688 с.

10. Чистякова М. И. Психогимнастика / М. И. Чистякова. — М.,
Просвещение,— 1990, 126 с.


ГЛАВА 5

БИОМЕХАНИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Движения человека являются предметной областью естественных и гуманитарных наук. Строение двигательного аппарата изучает ана­томия, его функции — биохимия и физиология, механизмы управле­ния — физиология и психология. Биомеханика выявляет закономер­ности, которые объясняют, каким образом из одних и тех же элемен­тов (кости, связки и мышцы) формируются самые разнообразные двигательные действия (позы и положения тела, ходьба, бег, прыжки, плавание и т.д. и т. п.) — безграничный мир движений. В настоящее время задачи биомеханики значительно расширились, в частности биомеханика включает не только изучение периферических механиз­мов организации движений, но и их структуры, т. е. связей между двигательным аппаратом и центральной нервной системой, включая и сознательное управление двигательными действиями.

Биомеханика делится на три части: общую, частную и диффе­ренциальную.

Общая биомеханика рассматривает двигательные действия чело­века в качестве сложных систем, определяет их состав и связи эле­ментов.

Частная биомеханика решает конкретные задачи, связанные с анализом физических упражнений и их обоснованием для решения задач физического воспитания и спорта.

Дифференциальная биомеханика изучает индивидуальные, груп­повые, возрастные и половые особенности организации двигатель­ной деятельности.

Особое место в биомеханике занимает изучение движений детей дошкольного возраста, в связи с тем что они становятся объектом воздействия средств и методов физического воспитания, когда на­ряду с биологической программой их развитие начинает во многом определяться социальными условиями жизнедеятельности. Двига­тельная активность интегрирует сенсорную и психическую деятель­ность человека, поэтому физическое воспитание является мощным фактором гармоничного развития ребенка. Вместе с тем детская биомеханика еще не оформилась как самостоятельный раздел био­механики. Еще недостаточно разработаны методы исследований



____________ Теоретиче ские основы физической культуры дошкольников

и мало накоплено фактического материала, характеризующего дви­гательную активность дошкольников. Однако в настоящее время благодаря использованию телевизионных и компьютерных техноло­гий биомеханика движений ребенка получила новый импульс раз­вития, что не только позволяет решать научные проблемы, но и является мощным дидактическим средством совершенствования об­разовательного процесса.

Основными направлениями исследований в возрастной биоме­ханике можно считать следующие:

® роль биологических и социальных факторов в онтогенезе физи­ческого развития;

• физическое воспитание и становление «схемы тела» в онтогенезе;

• обоснование средств и методов физического воспитания в соот­
ветствии с календарным, биологическим и двигательным возрас­
том дошкольников;

• эргономические требования к организации окружающей среды
в соответствии с потребностями физического развития детей;

• биомеханика осанки и коррекция нарушений строения и функ­
ций опорно-двигательного аппарата у детей;

• особенности интеграции двигательной и познавательной дея­
тельности детей в детских садах;

• совершенствование технологии биомеханических исследований
ребенка.

Детская биомеханика изучает двигательную активность челове­ка на этапе его развития, предшествующем взрослости. Ее пред­метом как научной дисциплины являются факты и закономерности организации движений. Иными словами, это комплексы, вютю-чающие моторные, сенсорные и интеллектуальные компоненты, представляющие собой единое, целостное двигательное действие, в период интенсивного роста и формирования высших психических функций.

5Л. Анатомо-физиологитеские особенности формирования двигательной функции детей

На протяжении многовековой истории развития жизни на зем­ле изменялись температура, состав атмосферы, климат, но посто­янной оставалась гравитация — действие силы тяжести, которая оказала основополагающее влияние на строение и функции орга­низма человека.


Слава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников

Антигравитационные реакции ребенка. Характерная поза ново­рожденного сохраняется до 1—1,5-месячного возраста. В это время впервые возникают рефлекторные тонические сокращения шейной мускулатуры, что позволяет удерживать голову в вертикальном по­ложении (первая антигравитационная реакция). Движения головы в свою очередь вызывают проприорецептивные рефлексы шейной мускулатуры, изменяющие тонус мышц рук, возникает так называе­мое «развязывание ручек». К 3-м месяцам угасает хватательный реф­лекс как компонент позы, а на смену ему приходит рефлекс актив­ного хватания, как часть ориентировочной реакции. К 5—6 месяцам формируется вторая антигравитационная реакция — поза сидения. Третья антигравитационная реакция, поза стояния, возникает к 11-12 месяцам жизни ребенка. Антигравитационные реакции способст­вуют развитию нервно-мышечного аппарата, высокой дифференци-ровке функций движения. На основании кольцевой рефлекторной связи между антигравитационными реакциями и двигательными центрами, обеспечивающими локомоции, происходит совершенст­вование двигательной деятельности (движений в пространстве и вре­мени). Важное значение приобретает и то, что в результате возни­кающих при этом моторно-висцеральных рефлексов происходит глу­бокая перестройка деятельности важнейших функциональных систем кровообращения и дыхания, обеспечивающая более эконом­ную их работу за счет урежения естественного ритма дыхания и частоты сердечных сокращений, а также снижения уровня потреб­ления кислорода на 1 кг веса тела.

Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата ребен­ка. К особенностям строения двигательного аппарата детей до­школьного возраста можно отнести следующее: изменяются формы, размеры и внутреннее строение костей: они имеют мень­шую твердость и прочность, однако большую гибкость по сравне­нию с костями взрослых; происходит интенсивное окостенение скелета, которое завершается на более поздних стадиях онтогенеза. Горизонтальное положение ребер к 6 годам постепенно сглажива­ется и приближается к конфигурации взрослого. Кости конечно­стей, за исключением ключиц, которые развиваются на основе соединения ткани, проходят 3 стадии развития: соединительно­тканную, хрящевую и костную. Окостенение происходит в возрасте от 3-х месяцев до 5 лет.

Относительная высота межпозвоночных хрящей у детей больше, чем у взрослых. В связи с освоением прямохождения сила тяжести


                   
 
 
   
     
 
   
 
   


Теоретические основы физической культуры дошкольников

тела в большей степени действует на поясничный отдел позвоночника и в меньшей на шейный, что отражается и в соотношении массы межпозвонковых дисков. Кроме того, гравитация определяет интен­сивность изменения размеров и массы тела, чем больше действие силы тяжести, тем интенсивнее рост — дистальные звенья ног растут быстрее, чем проксимальные, а поясничный отдел позвоночника бы­стрее, чем шейный.

Интенсивное развитие суставов происходит до 3-х лет, это связано с нарастанием двигательной активности ребенка. У детей от 3-х до 7-ми лет размах движения возрастает во всех суставах.

Скелетные мышцы являются активной частью опорно-двига­тельного аппарата. Они состоят из волокон, которые отличаются морфологическими, биохимическими и функциональными свой­ствами. К крайним группам волокон относятся красные и белые. Красные волокна имеют небольшой поперечник, что определяет их меньшую силу и высокую способность осуществлять аэробную работу за счет большего кровотока. Белые волокна более толстые, они развивают большую силу и быстрее сокращаются за счет более высокой интенсивности анаэробных процессов. Остальную массу мышечных волокон составляют волокна с промежуточными между белыми и красными характеристиками. В одних мышцах больше белых, в других — красных волокон. У детей дошкольного возраста в скелетных мышцах много белых волокон, что объясняет их высокую подвижность и быструю утомляемость.

В дошкольном периоде на развитие двигательного аппарата большое значение оказывает действие силы тяжести. Вначале пре­обладает тонус (непроизвольное напряжение) мышц-сгибателей над тонусом разгибателей. Под действием силы тяжести начинает увеличиваться масса мышц-разгибателей по сравнению со сгиба­телями. Поперечник антигравитационных мышц увеличивается в 1,5—2,5 раза. С влиянием гравитации связано и то, что сила раз­гибателей туловища увеличивается в 1,5 раза, а икроножных мышц в 3 раза. Несмотря на то что у детей дошкольного возраста происходит значительный рост мышечной массы и силы, связки, сухожилия и фасции развиты слабо.

В связи с тем что для детей дошкольного возраста свойственно преобладание естественных движений (позы, различные положе­ния, ходьба, ползание и т.д.) над мануальными (ручными), круп­ные мышцы развиваются более ускоренно, чем мелкие.


Глава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников

По мнению специалистов, факторами, обусловливающими пред­расположенность дошкольников к нарушениям опорно-двигатель­ного аппарата, являются: слабое развитие мышц стопы, живота, мы­шечного корсета спины, а также неравномерность развития отдель­ных мышечных групп.

Формирование «схемы тела» в дошкольном возрасте. «Схема тела», образ — внутренняя модель, благодаря которой человек вос­принимает и регулирует положение тела и его частей и их движе­ние. Модель тела изучается посредством сравнения реального и воспринимаемого положения, реального и воспринимаемого дви­жения. «Схема тела» является основой контроля движений, обес­печивая регуляцию скорости, темпа и положения тела и его звеньев в пространстве. Становление «схемы тела» и ее структуру можно оценивать по временным характеристикам движений, выполняе­мых различными звеньями опорно-двигательного аппарата (руки, ноги, туловище). Наибольшее время для запуска программы дей­ствия требуется для туловища, затем для ног и наименьшее время необходимо для руки. Особенно четко это проявляется на началь­ном этапе становления схемы тела у детей 2—3-х лет.

На рис. 3 представлены значения времени реакции различными частями тела у детей и взрослых. В каждой возрастной группе время

20 лет

7 лет

3 года

/

<£-

100%

80%

60%

40%

20%

И туловище

II нога

□ рука

Рис. 3. Вклад в структуру «схемы тела» результатов времени реакции отдельных частей тела (руки, ноги, туловище) у детей и взрослых

/I



!76



Теоретические основы физической культуры дошкольников

реакции рукой наименьшее. К 7-ми годам происходит выравнивание времени реакции всеми частями тела и их значение приближается к показателям взрослых.

В ходе возрастного развития «схемы» всего тела и «схемы» его отдельных звеньев значительно изменяется время реакции в качестве показателя формирования длительности центральной программы двигательного действия. Специальная тренировка, направленная на совершенствование быстроты движений, и предварительная уста­новка на организацию собственных действий могут улучшить ре­зультаты времени реакции. Двигательная программа, включающая моторный, сенсорный и умственный компоненты с вербальным со­провождением, способствует снижению времени реакции всеми час­тями тела как у младших, так и у старших дошкольников. Этот факт может быть использован для обоснования и развития идеи интегра­ции двигательной и познавательной деятельности в обучении детей дошкольного возраста.

Формирование «схемы тела» сопряжено с установлением функ­циональной асимметрии в деятельности парных сенсорных органов (выделение ведущей руки, ведущего глаза, ведущего уха). Процесс латерализации является показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга, признаком того, что установи­лась доминантная роль одного из полушарий. Латерализация явля­ется сложным процессом, его необходимо рассматривать с позиции «схемы» всего тела, учитывая возможность доминирования отдель­ных его звеньев. Например, при оценке времени реакции у детей 3—7 лет, осуществляемой различными частями тела лопатками, яго­дицами, стопами, икрами, отсутствует однозначная реакция на так­тильный раздражитель, т. е. доминируют как правая лопатка, правая голень, так и левая ягодица, левая стопа. Отсутствует однозначное доминирование какой-либо стороны тела. Ведущей оказывается то левая, то правая сторона тела. Эти факты подтверждают возмож­ность автономномной организации движения в соответствии с воз­можностью организации «изолированных» автономных движений и современное представление об особенностях формирования «схемы тела». Процесс «дифференциации собственного тела» обычно завер­шается к 6 годам.

Значительная задержка в осознании ребенком «схемы тела» может иметь различные причины. Основными из них (кроме нару­шений неврологического характера и аффектов) являются недоста­ток знаний у ребенка и слабое моторное развитие.


Глава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников

5.2, Онтогенез моторики

На развитие моторики оказывают влияние два фактора: созре­вание и научение. Под созреванием понимаются наследственно обус­ловленные изменения в анатомическом строении и физиологиче­ских функциях организма, которые происходят в течение жизни человека, под научением — освоение новых двигательных действий. Представления о роли возрастных (генетических) и средовых фак­торов в формировании двигательных возможностей (способностей) ребенка определяют подход к содержанию и средствам педагогиче­ских воздействий в физическом воспитании детей.

Одни специалисты считают, что детерминанты физического раз­вития обусловлены внутренней биологической программой и они главным образом определяют возрастные изменения, так называе­мые сенситивные периоды. Другая крайняя точка зрения заключа­ется в том, что факторы, определяющие взросление ребенка, нахо­дятся за пределами его организма и зависят от социальной среды. В этих условиях на первом плане оказывается обучение, в результате которого происходит усвоение знаний, формирование умений и на­выков.

Возрастная периодизация развития ребенка. Вопрос о периодиза­ции возрастного развития, его классификация решается главным образом с позиций практики, когда возрастные особенности опре­деляются на основе «календарного» возраста, а не уровнем биоло­гического и личностного развития ребенка. В одном и том же ка­лендарном возрасте можно наблюдать детей, отличающихся по по­казателям созревания на 2—3 года.

Периодизацию жизни человека нельзя построить на основе одного-единственного признака. На различных этапах на первый план выступают то вид питания, то моторика, то половое созрева­ние. Период начала внеутробного развития с биологических позиции классифицируется следующим образом: до заживления пупочной раны — период новорожденное™; до появления первого молочного зуба — грудной период; от появления первого молочного зуба до начала ходьбы — ясельный; от начала ходьбы до появления первого постоянного зуба — дети дошкольного возраста; со времени появ­ления первого постоянного зуба до появления первых признаков полового созревания — младший школьный возраст.

Календарные границы для определения возрастной классифика­ции возможны только для первых периодов, и то с определенной



Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников



                 
 
 
   
 
   
     
 
 
   


долей вероятности. Грудной возраст до 6 месяцев; ясельный возраст до 1 — 1,5 лет; дошкольный до 6 лет, младший школьный возраст для девочек до 9 лет, для мальчиков до 11 лет. В это время возникает половой диморфизм.

Отличительной особенностью возрастной периодизации человека по сравнению с другими представителями животного мира является значительная длительность детства. Время детства для человека со­ставляет пятую часть общей продолжительности жизни, а для крупных млекопитающих — менее десятой. Этот биологический фактор оказы­вает весьма важное влияние на организацию обучения и воспитания.

Ребенок до первого ростового сдвига. Период наиболее интен­сивного роста ребенка происходит до рождения, в утробе матери. Социальные условия жизни во многом определяют рост и вес ново­рожденных. Благоприятные условия способствуют высокому весу и росту. На рисунке 4 схематически представлены показатели мотори­ки, отражающие созревание (морфологическое и функциональное) ребенка.

Кривая отражает интенсивность развития двигательных возмож­ностей ребенка с возрастом. Так же как и физическое развитие, становление моторики активно происходит в первые годы жизни, а затем замедляется. Данная кривая представляет возможность оце­нить индивидуальные показатели взросления, диагноза и прогноза развития ребенка, а также обосновать организацию условий, средств и методов физического воспитания. Особой прогностической цен­ностью обладают сведения, характеризующие освоение локомоций: ходьбы и бега.

В связи с освоением способа передвижения на двух ногах и раз­личным влиянием гравитации на звенья тела относительно опоры изменяются пропорции тела. Схемы для изображения фигур людей различного возраста впервые были использованы живописцами. В на­стоящее время они значительно отличаются от первоначальных пред­ставлений: для этого используются антропометрические показатели — высота головы (расстояние от макушки до края нижней челюсти) и высоты пупка (пупковая линия). Пропорции маленького ребенка ха­рактеризуются сравнительно небольшими размерами конечностей и преобладанием размеров головы и туловища. Конечности и туловище на поперечном разрезе имеют цилиндрическую форму.

Первый ростовой сдвиг. В начале периода смены зубов происхо­дят удлинение конечностей, уменьшение жировой прослойки, фор­мирование рельефа мышц, уплощение поперечного сечения туловища,


Обучение движениям, катание на коньках, лыжах, велосипеде Метание, действия с мячом
Прыжки, подпрыгивания, прыжки на одной ноге
Формирование понятий, постановка вопросов, бег

8 лет 7 лет 6 лет 5 лет 4 года

Контроль сфинктеров мочевого пузыря и прямой кишки
Артикуляция, ходьба

3 года
2 года

Стояние в вертикальном положении
Сиденье, ползание
Хватательные движения
Удержание головы

18 месяцев 12 месяцев 40 недель 28 недель 16 недель

Глаза: контроль за движением глаз

4 недели

Вегетативные функции

О (рождение)

Рис. 4. Схема признаков развития ребенка от рождения до конца дошкольного возраста

разделение туловища на грудной и брюшной отделы. Этот процесс Зеллер (Zeller) назвал первым ростовым сдвигом (5—7 лет). Наблю­дения за поведением детей в этом возрасте показывают, что этот период является критическим не только в физическом развитии, но и в отношении формирования личности. При раннем наступлении


Теоретические основы физической культуры дошкольников

первого ростового периода и половое созревание (второй ростовой сдвиг) бывает ранним, а при позднем — задерживается и второй. Следовательно, показатели физического развития детей могут быть использованы как критерий для комплектования групп детей с «ран­ним», «поздним» и «своевременным» характером физического раз­вития. При этом «возрастной диморфизм» начинает проявляться раньше полового, который наступает в школьный период жизни.

Для дошкольного возраста характерны колебания роста в течение года: в первую треть наблюдается среднеинтенсивный рост в длину и прибавка в весе. Вторая треть года характеризуется интенсивной при­бавкой роста в длину. Вес вначале не изменяется или даже несколько снижается, и только к концу второй трети года происходит некоторое увеличение веса. Последняя треть года является периодом наимень­шего роста в длину и наибольшей прибавки в весе.

Акселерация развития ребенка. Одной из важнейших особенно­стей развития современных детей и подростков в одной популяции является гетерохронность. Она определяется различием у детей одного возраста в половом отношении, в конституции, телосложе­нии, уровне биологического созревания. Термин «акселерация» оз­начает увеличение тотальных размеров тела, ускорение темпов роста и развития у сверстников одного календарного возраста, принадле­жавших к разным популяциям, живших в разных условиях и в раз­ное время. Отмечено, что дети и подростки одного календарного возраста могут отличаться на 4—5 лет, обладая в периоды гармонич­ной акселерации большими морфо-функциональными возможно­стями, чем их сверстники — медианты и ретарданты.

Увеличение длинотных и обхватных размеров отмечается уже в период пренатального развития, и дети рождаются с более крупными размерами тела. Помимо акселерации, как общего явления, сущест­вуют варианты ускоренного индивидуального развития. Индивиду­альная акселерация и ретардация могут быть гармоничными и негар­моничными. Гармоничная акселерация развития определяется как процесс, при котором индивидуум опережает сверстников на 1—2 года по всем морфо-функциональным показателям и биологическому воз­расту. Если опережение сверстников наблюдается по одному или не­скольким морфо-функциональным показателям, то это относится к негармоничной акселерации. Аналогичным образом трактуется гар­моничная ретардация: отставание индивидуума от сверстников на 1 — 2 года по всем морфо-функциональным показателям и биологическо­му возрасту. Негармоничная ретардация — отставание от сверстников


Глава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников

по отдельным морфо-функциональным показателям. Наряду с аксе­лерацией по сравнению с предшествующими поколениями (эпохаль­ная, «вертикальная») выделяется также и акселерация внутри одного поколения (индивидуальная, «горизонтальная»).

Без учета гетерохронности развития нельзя полностью осущест­вить индивидуализацию физического воспитания детей дошкольно­го возраста, вместе с тем следует отметить гетерохронность созрева­ния отдельных функций, т. е. по одним двигательным заданиям дети одного и того же календарного возраста могут оказаться впереди, а по другим, наоборот, могут показывать более слабые результаты. В связи с этим вводится такое понятие, как двигательный возраст. Определение двигательного возраста базируется на результатах, по­лученных при выполнении двигательного задания на большой сово­купности детей одного возраста. Средние значения полученных дан­ных принимают за норму. Сравнивая результаты конкретного ребен­ка с «нормой», можно установить, какому двигательному возрасту соответствуют его результаты. Детей, у которых двигательный воз­раст опережает календарный, называют двигательными акселерата­ми, при отставании — ретардантами'. Опережение развития по одним двигательным заданиям не обязательно сопровождается вы­сокими показателями по другим. Это свидетельствует о том, что различные стороны моторики, как правило, без специальной трени­ровки не всегда положительно коррелируют друг с другом. Кроме этого, необходимо также отметить, что не всегда успехи в физиче­ском воспитании детей-акселератов являются следствием гармонич­ной акселерации, так как дети-медианты и дети-ретарданты в более поздние календарные сроки потенциально могут превосходить своих «оппонентов» в двигательных заданиях.

5.3. Биомеханика движений ребенка

В дошкольном возрасте по сравнению с ранним интенсивность (прирост) показателей физического развития снижается и, наоборот, показатели физической подготовленности возрастают. Это обуслов­лено различным влиянием генетической (биологической) и социаль­ной программ развития человека. Это обстоятельство, с одной сто­роны, расширяет возможности науки для обоснования проблем фи­зического воспитания детей, а с другой стороны, делает решение этих задач весьма трудным. Научение возможно лишь тогда, когда достигнута определенная степень зрелости организма. Многие



i 41



Теоретические основы физической культуры дошкольников

факты свидетельствуют о том, что в онтогенезе человека имеются такие периоды, когда обучение и тренировка определенных способ­ностей происходит наиболее успешно. Периоды жизни, наиболее благоприятствующие овладению определенными движениями, раз­витию двигательных способностей, называются сенситивными.

Влияние весо-ростовых показателей на двигательную деятель­ность детей. Двигательные возможности детей и их реализация в значительной степени зависят от телосложения, которое определяют по размерам и весу тела и его частей. Для дошкольника характерны следующие средние показатели массы тела, роста и окружности грудной клетки здоровых детей (табл. 6).

Таблица 6

  Росто-весовые показатели детеь i дошкольного возраста
  Возраст   Масса тела (кг)   Рост (см)   Окружи, грудной клетки (см)
      М   Д   М Д,   М Д
  года   7-15   13,1 — 16,7 95-99 91—99   52,6 52,0
  года   3-18   14,4—17,9 99- -107 96-106   53,9 53,2
  лет   4-22   16,5-20,4   -116 104—114   55,5 54,7
  лет   7-24   19.0-23,6   -121 111-120   57,6 56,6

В период от 3 до 6 лет все размеры тела увеличиваются. За год прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. К концу дошкольного периода начинается бурный рост, связанный с эндокринными сдвигами, происходящими в организме. За год ре­бенок прибавляет 8—10 см.

Можно рассмотреть изменение телосложения на примере при­ращения значений антропометрических характеристик с возрастом. С геометрической точки зрения эти характеристики делятся на ли­нейные (h — дайна), поверхностные (1г — площадь сечения) и объ­емные (h3 — вес тела) размеры:

ребенок 10 лет 1,5 1.52 = 2,25 1.53 = 3,375

ребенок 3-х лет

линейные размеры 1

поверхностные размеры 12 г- 1

объемные размеры 1 = '

Следовательно, если длина тела увеличивается в 1,5 раза, то пло­щадь сечения h2, например поперечник мышц (их сила), увеличива-


Глина 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников

ется в 2,25 раза, а вес тела в 3,375 раза. Этими данными можно руководствоваться в качестве ориентиров для учета индивидуальных особенностей телосложения детей. В двигательных заданиях, в ко­торых надо преодолевать собственный вес, преимущество будут иметь дети с меньшим ростом и весом, а в преодолении внешнего груза — дети более высокого роста. Необходимо отметить, что если различия тотальных размеров взрослых людей оказывают значитель­ное влияние на относительную силу (этот показатель уменьшается), го у ребенка зависимость значительно сложнее. Созревание ребенка характеризуется тем, что относительная сила в течение длительного периода остается неизменной. Это означает, что абсолютные сило­вые показатели растут в той же мере, что и собственный вес ребенка.

В ряде двигательных заданиях результат не зависит от телосло­жения, например высота прыжка или скорость бега (в данном случае рассматривается разница между исходным положением центра тя­жести над опорой и его максимальным положением в безопорном положении). Это объясняется тем, что в обоих двигательных зада­ниях результат прямо пропорционален работе (произведению силы мышц (h2) на путь (h) и обратно пропорционален весу тела (h3). Поэтому для оценки двигательной подготовленности используются бег и прыжки в качестве тестов, на результаты которых не оказывают существенное влияние вес и рост детей.

У ребенка в процессе развития заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. К 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, длина рук более чем в 2,5 раза, рост клеточной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон.

Изменение пропорций тела с возрастом оказывает очень сильное влияние на показатели моторики. Например, при одной и той же длине тела дети более старшего возраста бегут с большей скоростью. Одним из факторов, влияющих на результирующую скорость явля­ется длина шага, которая больше у более старших детей. Увеличение длины шагов объясняется изменением пропорций тела.

При биомеханическом анализе физических упражнений наряду с понятием общего центра тяжести (ОЦТ) используют понятие «общий центр массы тела» (ОЦМ). Геометрия масс тела описывает распределе­ние массы в теле человека и характеризуется весом звеньев тела и по­ложением их центров тяжести. Допускается, что положение центров тяжести отдельных звеньев тела остается постоянным. Распределение массы тела ребенка значительно отличается от взрослого (рис. 5).



Теоретические основы физической культуры дошкольников

Новорожденный 20 месяцев 7 лет О лет 16 лет

Новорожденная 2 года 4 года 11 лет 14 лет

Рис. 5. Данные сдвига пропорций тела от рождения до зрелости (по Ellis)

У человека в основной стойке ОЦМ тело находится примерно на уровне второго крестцового позвонка. У детей-дошкольников, напри­мер у годовалых детей, он в среднем на 15% выше. В зависимости от позы тела ОЦМ может значительно смещаться и находиться вне тела.


Глава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников

Особенности движений руками и ногами в дошкольном возрасте.

По мере роста и развития ребенка происходит не просто совершен­ствование координации движений, но нередко и замена одних ко­ординационных отношений другими. В движениях нижними конеч­ностями сначала возникает перекрестно-реципрокная координация, облегчающая попеременные движения ногами (ходьба, бег). Лишь в младшем школьном возрасте перекрестно-реципрокные взаимоот­ношения мышц тормозятся и формируется симметричная коорди­нация движений, облегчающая одновременные движения ног. Так, в 3 года ребенок не может сделать больше 1—3 правильных, харак­теризующихся симметрией движений ног, прыжков. Иногда он про­сто отказывается выполнять задание ввиду его сложности. Даже после предварительных упражнений дети 3—4 лет прыгают очень неточно. Расхождение носков ног во время прыжков, связанное с влиянием перекрестно-реципрокных координационных взаимоотно­шений, составляет в среднем 3,2 см. Из общего числа прыжков две трети выполняется с нарушением симметрии.

Детьми 5—6 лет это упражнение осуществляется значительно лучше. Величина среднего расхождения в положении носков умень­шается до 2,5 см, а с ошибками выполняется лишь треть от общего числа прыжков. В 7—8 лет величина расхождения носков во время прыжков уменьшается до 1,4 см. Если в движениях ног сначала формируется перекрестно-реципрокная координация, которая затем сменяется симметричной, то в движениях рук имеют место обратные взаимоотношения. Так, по мере роста и развития ребенка лишь постепенно облегчаются перекрестные движения, еще в дошкольном возрасте они выполняются с большим трудом.

Сохранение и изменение положения тела ребенка. В дошколь­ном возрасте дети способны сохранять и восстанавливать положе­ние тела, т.е. обеспечивать равновесие без перемены опоры. По­ложение тела при этом определяется взаимным расположением звеньев тела (позой), местоположением (ориентацией в простран­стве) и отношением к опоре. Эти условия обеспечиваются посред­ством уравновешивания сил, действующих на тело. К ним отно­сятся силы тяжести, реакции опоры, мышечных тяг. Различают три вида равновесия тела:

устойчивое — возвращение тела в прежнее положение при любом отклонении;

ограниченно-устойчивое — возвращение тела в прежнее положе­ние только при отклонениях в определенных границах;


Теоретические основы физической культуры дошкольников


Глава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников



неустойчивое — обязательное опрокидывание при малейшем от­клонении.

Степень устойчивости тела в разных положениях характеризует­ся способностью сопротивляться нарушению равновесия, а также способностью восстанавливать исходное положение.

Степень устойчивости тела человека характеризуется углом ус­тойчивости и опрокидывающим моментом. Углом устойчивости на­зывается угол, образованный двумя линиями. Одна — это линия действия силы тяжести. Она направлена из общего центра тяжести вертикально вниз. Вторая линия — соединяющая центр тяжести с краем опоры. Углов устойчивости может быть множество, это зави­сит от конфигурации опоры.

Опрокидывающий момент определяется силой, которую необхо­димо приложить, чтобы вывести тело из равновесия относительно оси, проходящей через край опоры. Эта сила тем больше, чем ближе к оси место ее приложения. Однако необходимо учесть, что при действии опрокидывающих сил можно изменить опору, повышая устойчивость тела.

Со способностью сохранять равновесие тесно связано понятие осанки.. Осанка — это привычная поза человека. Обычно ее относят к вертикальному положению тела человека в положении стоя, а также к верхней половине тела в положении сидя.

Осанку сохраняемую при неизменных условиях, называют ста­тической, а при переменных — динамической. Осанка обусловлена главным образом конфигурацией позвоночного столба, которая в свою очередь связана с положением головы, пояса верхних конеч­ностей, таза. Под влиянием веса головы происходит шейный изгиб вперед (лордоз). При опускании головы вперед возникает грудной изгиб назад (кифоз). Удержание головы (подбородок «на себя») спо­собствует уменьшению грудного кифоза. Нарушение правильной осанки связано с выведением пояса верхних конечностей вперед и отведением лопаток от позвоночника, что тоже приводит к увели­чению грудного кифоза.

Изгибы позвоночного столба зависят от веса звеньев тела, рас­положенных выше центра тяжести (ЦТ). У детей раннего и до­школьного возраста относительный вес этих звеньев тела выше, чем у взрослых (рис. 5), что естественно затрудняет поддержание позы. Кроме того, на осанку влияют положение таза, а также наклон го­леней (межзвенные углы в голеностопных суставах). Нарушения осанки обусловлены сложностью двигательной задачи по обеспече-


нию вертикального положения тела и недостаточно созревшими мо­торными и сенсорными механизмами по ее решению.

Главным условием сохранения правильной осанки является спо­собность ребенка оценивать (воспринимать) различия в действиях внешних сил относительно ЦТ правой и левой, передней и задней, верхней и нижней частей тела. Причины нарушения осанки является не столько низкий уровень развития мышц, обеспечивающих позу, сколько низкий уровень восприятия пространства, что не позволяет ребенку оценить отклонение от правильного положения и вызывает привыкание к тем состояниям, которые приводят к нарушению функ­ций. Поэтому большое значение для профилактики осанки имеют упражнения на равновесие, удержание симметричного положения рук, ног, на оценку пространственного положения звеньев тела. Кро­ме того, необходимы соответствующие условия, способствующие раз­витию этих способностей, к ним относятся оснащение физкультурно­го зала, простейшие тренажерные устройства и тренировочные сенсо-моторные ориентиры (дидактический материал, игрушки и т. д).

Одним из ведущих факторов в регулировке позы является так­тильная чувствительность. Поток раздражителей, поступающих из внешней среды на тактильные рецепторы, позволяет симметрично регулировать положение тела в пространстве, его осанку, что явля­ется важным условием сохранения и укрепления здоровья ребенка. В связи с этим упражнения, используемые на занятиях с до­школьниками, подбираются с учетом принципа «симметрии — ас-симетрии» по тактильной раздражительности, т. е. ребенку предла­гаются физические упражнения, которые разнятся по своей модаль­ности, частоте, интенсивности, скорости, структуре и др. в ходе выполнения:

во-первых, как правой, так и левой частями тела; во-вторых, как в вертикальном, так и в горизонтальном поло­жении;

в-третьих, как в переднем, так и в заднем направлении. Использование физических упражнений, обеспечивающих ши­рокое поле функционирования для тактильной чувствительности ор­ганизма ребенка, происходит при соблюдении ряда условий, основ­ными из которых являются следующие:

в у ребенка во время выполнения физических упражнений макси­мально открыты все участки тела;

* обеспечивается широкий диапазон для воздействия на тело ре­бенка различных по модальности тактильных раздражителей





Теоретические основы физической культуры дошкольников

(теплое — холодное; гладкое — шероховатое; вибрация — по­кой; твердое — мягкое и т. п.);

• обеспечивается соответствие используемых раздражителей поро­гу тактильной чувствительности.

Двигательная асимметрия в дошкольном возрасте. В этом возрасте происходит становление типично человеческого движения — метания в цель, начинает проявляться двигательная асимметрия — предпочте­ние в решении двигательной задачи какой-либо стороной тела. Оцен­ка двигательных предпочтений в организации технической и физиче­ской подготовки ■— актуальная проблема в физическом воспитании и спорте. Обычно латеральное предпочтение рассматривают относи­тельно сагиттальной плоскости —- «симметрию — асимметрию» пра­вой и левой сторон тела. Более правильным будет эти отношения рассматривать относительно центра масс (ЦМ) тела. Распределение массы тела, строение и функции двигательного аппарата и большин­ства биологических систем организма обусловлены законами органи­зации двигательного поведения и развития человека в фило- и онто­генезе. Двигательное предпочтение одной из сторон тела обозначается термином «латеральное доминирование». Ведущая сторона или ко­нечность называется доминантной. Люди, у которых обе стороны раз­виты одинаково, называются амбидестрами, а те, у кого имеется пред­почтение какой-либо одной стороны, — правшами или левшами.

Вопрос о возрастных изменения показателей асимметрий ребен­ка является важным для образовательного процесса дошкольного учреждения. Он имеет значение в плане ранней диагностики рукости и определения оптимального периода латерально направленного воздействия с целью формирования умения равноценного исполь­зования конечностей. Считается, что правшество и левшество опре­деляется, вероятнее всего, генетическими предпосылками. Причем на ранних этапах онтогенеза прогрессивные изменения физического развития, независимо от того, какими средствами это достигается, приводят к увеличению латерального доминирования ведущей ко­нечности. То есть воздействия окружающей социальной среды (в том числе и родителей) могут являться лишь сдерживающим либо ускоряющим фактором, но никак не определяющим. Однако, как отмечается в научно-методической литературе, данный вывод отно­сится только к первому году жизни ребенка.

Богатый двигательный багаж ребенка, имеющий симметричную характеристику направленности выполнения упражнений, позволяет быстрее освоить новые упражнения и решать различные двигатель-



Глава 5. Биомеханика двигательной деятельности дошкольников

ные задачи. Развитие двигательной симметрии у детей дошкольного возраста эффективно способствует развитию ловкости. Об этом сви­детельствуют результаты двигательных тестов: метание правой и ле­вой рукой, бег «змейкой», точность ударов по воротам. Внедрение в процесс физического воспитания в дошкольном учреждении ком­плекса упражнений, способствующих симметричному развитию час­тей тела, а также обогащение и расширение двигательных возмож­ностей рук, ног, как правой, так и левой, как у правшей, так и у левшей, способствует активизации умственных способностей.

Использование упражнений недоминантной частью тела не должно быть взято за основу как догма к исполнению. Ненавязчиво, чаще в форме игры, на постоянно поддерживаемом интересе к вы­полнению упражнения у детей необходимо формировать потреб­ность к занятиям физическими упражнениями. Ребенок не должен испытывать неудобства как психического, так и физического харак­тера при выполнении упражнений не доминантной рукой или ногой. А достижение результата в выполнении упражнения «неудобной» частью тела должно приносить ему возможно еще большую радость, чем при выполнении привычной, удобной рукой или ногой. В этом заключается мастерство и творческий поиск педагога.

Необходимо отметить, что при выполнении упражнения доми­нантной рукой пли ногой дети показывают большие резуль


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: