шагом и т. п.). Когда взрослый останавливает звучание музыки, дети быстро должны найти свою пару, встать лицом друг к другу, взяться ш руки. Затем включается музыкальное сопровождение, и игра во-юбновляется (движения по кругу и врассыпную). На протяжении звучания песни дети несколько (4—5 раз) находят пару.
Правило. В процессе передвижения врассыпную и нахождения своей пары нельзя допускать касания любыми частями тела других участников; нарушения учитываются при подведении итогов.
2-е задание: «Учитель — ученик»
Педагог.
Поиграть сегодня можно нам в «Учитель — ученик». Это просто и не сложно, и не нужен нам дневник. Ты смотри и повторяй, упражнение выполняй. Не оценку, а здоровье от ученья получай.
Дети из каждой пары договариваются, кто первым будет «учи-гслем». Каждый «учитель» выбирает для себя и своего «ученика» предмет (мяч, кубики, гимнастическую палку, ленточки и т. п.). Дети-«учителя» встают в шеренгу на свободном расстоянии друг от цруга на одной стороне зала, а их «ученики» располагают напротив. 'Задание: с началом звучания музыки (в медленном или среднем гемпе) каждый «учитель» показывает любое упражнение общеразви-иающего характера и его проговаривает, а ученик смотрит, слушает и выполняет. По команде «Другое упражнение» дети выполняют новое движение. Затем дети меняются ролями. Новые «учителя» могут выбрать другой предмет. Каждый участник пары показывает минимум по три движения. Педагог выделяет лучших детей, обяза-и-льно объясняя свой выбор. Им все аплодируют.
Вариант. Несколько пар выполняют упражнения, остальные смотрят, в этом случае лучших определяют дети.
3-е задание: «Друга догони на счет до десяти». В этой игре один ребенок из пары — «убегающий», а другой — «догоняющий». «Убе-гпющие» встают в шеренгу на одной стороне зала, а «догоня-мнцие» — в шеренгу на другой стороне в свободном расположении (не напротив своего партнера). По команде «Раз, два, три, друга Погони!» педагог начинает в медленном темпе громко считать от 1 до 1(1, а каждый «догоняющий» ловить своего «убегающего». Когда он коснется рукой партнера, пара останавливается, запоминает счет, и пока остальные дети бегают, пара играет «в ладошки». На счет «10» игра заканчивается. Дети называют число, которое они услышали,
«70
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
когда «осалили» товарища. Выигрывает ребенок, поймавший своего партнера за наименьшее время (меньшее число). Затем дети меняются ролями.
Вариант. Несколько пар играют, остальные наблюдают и считают вместе с педагогом, затем они включаются в игру.
4-е задание: «До десяти».
Педагог.
С другом играть всегда интересней. Можно с мячом и даже с песней. Песенка эта — один, два, три. Так досчитаем до десяти.
В этой игре дети будут выполнять задания с мячом, которые они хорошо освоили. Одни участники пары встают на одной стороне зала, другие располагаются напротив, на расстоянии 2,5—3 м от первых, в руках у них мячи необходимого для конкретного задания размера. Например, задание — перебрасывание мяча с отскоком от пола (0 20 см). По команде «Начали» дети одной шеренги перебрасывают мяч и говорят: «Один». Другие ловят мяч, перебрасывают его обратно и произносят: «Два» и т.д. Выигрывает пара, выполнявшая правильно перебрасывание указанным способом и игрок которой быстрее остальных произнес слово «десять», после этого поднял руки с мячом вверх.
Правило. Если в процессе игры мяч был потерян — счет вновь начинается с «одного».
Игру можно провести несколько раз, меняя задание с мячом и счет — до 15, до 20.
5-е задание: «Ловкая пара». В зависимости от размеров помещения, где проводится досуг, в этой игре могут принимать участие как все пары одновременно (лучшие определяются сразу), так и несколько пар (в следующий круг выходит победитель). Один ребенок из пары встает на линию старта и принимает исходное положение (ноги шире плеч, руки на пояс), другой встает на расстоянии вытянутых вперед рук сзади от него. На противоположной стороне зала, на расстоянии 6—8 м, отмечена линия финиша, за которой шпротин каждой пары стоит кубик.
По команде «Раз, два, три, кубик подними» ребенок, стоящий в каждой паре сзади, проползает под ногами партнера, сразу встает — принимает необходимое исходное положение для того, чтобы проползание выполнил его товарищ. Таким образом осуществляется
продвижение вперед. Ребенок, оказавшийся около кубика, после проползания выпрямляется и поднимает руку с кубиком вверх.
Правило. Соблюдать расстояние вытянутых вперед рук. Стоящий ребенок, под которым проползают, не должен отрывать одну ногу от пола (в случае разного роста детей проползающий выбирает способ проползания — по-пластунски, с опорой на предплечья).
В конце каждой игры проводится небольшой анализ, отмечаются положительные и негативные моменты, дети аплодируют лучшей паре (лучшим парам).
Физкультурные праздники. Физкультурные праздники в дошкольном учреждении являются радостным событием в жизни детей. Физкультурные праздники — это мероприятия показательного характера, демонстрирующие достижения дошкольников за определенный период работы, а также способствующие пропаганде занятий физическими упражнениями как среди детей, так и среди взрослых.
Физкультурные праздники отличаются от физкультурных досугов:
• частотой проведения (1 раз в сезон);
• продолжительностью (как правило, от 30 до 60 мин в зависи
мости от количества участников, возраста детей, периода в учеб
ном году, вида и тематики праздника);
• необходимостью специальной подготовки (разработка сценария,
оформление места проведения);
• привлечением большого числа сотрудников дошкольного учреж
дения к их подготовке и проведению;
• наличием зрителей.
Так же как физкультурные досуги, физкультурные праздники вносятся в перспективный план дошкольного учреждения на год. Тема-гика праздников разнообразна и может быть как идентичной теме досугов, так и отличаться от них, быть посвященной значимым событиям и знаменательным датам в жизни города (День города Санкт-Пе-гербурга — «Петербург спортивный»), страны (Всероссийский день июровья — 7 апреля, «Что нас делает здоровыми»), мира (Олимпийские игры — «Мы — будущие олимпийцы»). Каждый новый учебный год тематика физкультурных праздников может меняться.
В дошкольном учреждении физкультурные праздники проводят, начиная со средней группы (4—5 лет). В зависимости от времени юла, особенностей контингента детей, материально-технической (>азы дошкольного учреждения они могут организовываться в помещении и на открытом воздухе, в них могут участвовать дети одной
■т
Id 3 709
Методические основы физической культуры дошкольников
возрастной группы, двух параллельных групп, двух разновозрастных групп, дети всего детского сада.
Широкий простор для подбора разнообразных упражнений и игр открывается при проведении праздника в летнее время на открытом воздухе. В этих условиях возможно включение в содержание массовых выступлений, требующих большого свободного пространства, игр-эстафет с бегом, прыжками, метанием, упражнениями в равновесии в разных условиях, а также заданий, выполняемых на велосипедах и самокатах, элементов спортивных игр (баскетбол, бадминтон, футбол), веселых аттракционов.
Зимой возможно использование физических упражнений и игр, характерных для этого времени года, — катание на санках по ровной поверхности и с горок, по ледяным дорожкам, игры с элементами хоккея (на снегу), с катанием на лыжах и коньках.
При наличии в дошкольном учреждении бассейна необходимого размера организуют физкультурные праздники на воде.
Интересно проходят физкультурно-музыкальные праздники, организованные специалистом по физической культуре, музыкальным руководителем и воспитателями для детей одной-двух групп. Подвижные игры и упражнения, знакомые детям и обновленные путем введения неожиданных условий, необычных пособий, способов организации, а также разученные заранее танцевальные композиции составляют содержание праздника. В сценарий физкультурно-музы-кального праздника включаются также занимательные викторины и загадки, стихи и песни, связанные с его тематикой. В качестве зрителей приглашаются родители детей, которые являются его непосредственными участниками.
Организация физкультурного праздника для всех детей дошкольного учреждения требует большой предварительной работы всего медико-педагогического коллектива, родителей и детей. Это и беседы о предстоящем событии, и составление сценария праздника, и консультации, определяющие степень участия каждого в процессе его организации и проведения. Желательно активное привлечение взрослых и детей к совместной деятельности при подготовке выступлений. Они также могут принимать посильное участие в украшении помещения или участка, в изготовлении костюмов, атрибутов, пособий и т. п. Такая совместная деятельность будет способствовать воспитанию дружелюбия, товарищеской взаимопомощи и поддерживать желание активно участвовать в других мероприятиях, организуемых в дошкольном учреждении.
Слава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
Особое внимание уделяется назначению ведущего и ответственных за подготовку помещения и размещение атрибутов, инвентаря, за соблюдение техники безопасности, за музыкальное обеспечение, за художественное оформление и т. д. Художественное оформление выполняется красочно, лаконично, доступно и понятно дошкольникам.
Сценарий физкультурного праздника оформляется в свободной форме. В содержании определяется сюжетная линия, отражающая тему праздника; строевые и общеразвивающие упражнения (с предметами и без них), песни, танцевальные композиции, разучиваемые на физкультурных и музыкальных занятиях, которые могут выполнять взрослые, дети или приглашенные (например, юные спортсмены, посещающие детско-юношеские спортивные школы); двигательные задания и сюрпризные моменты.
В программе праздника обязательно предусматривается чередо-нание движений с отдыхом, во время которого дети наблюдают за выступлениями других участников, и задания для зрителей (конкурсы, загадки на спортивную тему, выполнение простейших физических упражнений и т. п.). Активное участие зрителей в данном мероприятии имеет большое воспитательное значение.
Физкультурный праздник, как правило, начинается торжественным парадом участников, подъемом флага и включает показательные спортивные выступления, эстафеты, конкурсы, подвижные игры, а завершается награждением участников. Следует предусмотреть различные виды поощрений — коллективные (для всей группы — мяч, набор для игры в бадминтон, хоккей, скакалки и т. п.) и индивидуальные. Важно, чтобы все дети были отмечены призами.
Участие в физкультурном празднике оказывает комплексное влияние на формирование личности ребенка, улучшает взаимоотношения в семье, в коллективе группы дошкольного учреждения, по-нышает интерес детей и родителей к занятиям физической культурой и спортом.
Физкультурные праздники могут проводиться для детей разных дошкольных учреждений. Оптимальным вариантом является праздник для детей двух рядом расположенных дошкольных учреждений. Количество участников может быть различным — по одной возрастной группе с каждой стороны, по несколько дошкольников разного возраста. Примерно за месяц до проведения мероприятия сотрудниками обоих дошкольных учреждений осуществляются выбор тема-П1КИ, место его проведения, особенности оформления, написание сценария, оговаривается процесс награждения.
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
В настоящее время получили распространение праздники физической культуры, проводимые между детьми старшего возраста нескольких дошкольных учреждений (районные, городские), в большей степени носящие соревновательный характер, так называемые праздники-соревнования. Наиболее распространенные их варианты: «Веселые старты», «Праздник на воде», «Маленькие лыжники», «Праздник спортивного танца». Содержание таких мероприятий могут составлять не только физические упражнения и движения, которые отражают тематику праздника, но и творческие задания, концертные номера, теоретические викторины и др.
Образовательное значение праздника-соревнования состоит в том, что участники могут реализовать полученные знания, умения и навыки в нестандартной ситуации. Наблюдая за выступлениями других команд или отдельных участников, они приобретают новые умения и знания. Такие мероприятия способствуют воспитанию самостоятельности и дисциплинированности, целеустремленности в достижении результата, чувства товарищества и ответственности перед коллективом.
При проведении таких мероприятий организаторы должны создать благоприятную психологическую обстановку для участников. Учитывая возрастные и психологические особенности дошкольников, перед участниками не ставится задача победить. Главной задачей является максимальная реализация своих двигательных возможностей на положительном эмоциональном фоне. Поэтому при подведении итогов праздников, носящих соревновательный характер, среди воспитанников дошкольных учреждений обязательно награждение каждого участника.
При планировании праздника-соревнования с большим количеством участников необходимо учитывать режим дня дошкольников (питание, сон, соблюдение правил гигиены). Особенно важно разработать для каждой группы участников безопасный маршрут следования к месту проведения.
Для организации и проведения праздника-соревнования рекомендуется создать инициативную группу, в обязанности которой входит:
• разработка Положения праздника-соревнования;
• разработка сценария праздника-соревнования (открытие, программа
соревнований, награждение, закрытие). Если программа предусмат
ривает сложные двигательные действия: прыжки, бег на скорость,
метание и др., необходимо предусмотреть разминку для участников;
• ознакомление участников с Положением и программой и согла
сование места и сроков проведения (за месяц до проведения
праздника-соревнования);
• определение состава судейской коллегии (жюри);
• проведение семинара для судей, на котором вырабатываются
единые требования по судейству и определяются функциональ
ные обязанности судей;
• создание технической бригады, в обязанности которой входят:
прием и размещение участников праздника, судей и зрителей,
определение места для них на спортивной площадке, подготовка
и расположение инвентаря, техническое обеспечение (магнито
фон, микрофон, табло, наличие сверенных секундомеров и т.д.).
3.4. Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия физическими упражнениями с детьми являются действенным средством реализации личностно-ориентиро-ванного подхода в физическом воспитании дошкольников.
Ребенок, пропустивший несколько занятий по определенным причинам (например, болезнь), не может выполнять упражнения наравне с другими детьми. Это вызывает негативные эмоции у ребенка и отрицательно сказывается на общей организации занятия. Педагог должен особое внимание уделять этому ребенку, но этого недостаточно, ведь время занятий строго регламентировано. Поэтому для таких детей целесообразно организовывать дополнительные индивидуальные занятия, где все внимание педагога будет сосредоточено на этих детях. Индивидуачьная работа в этом случае будет направлена на разучивание или совершенствование двигательного действия, которое вызывает у ребенка трудности в выполнении.
Дети не одинаково усваивают учебный материал в силу своих психофизиологических особенностей. В этом случае индивидуальные занятия обеспечат полноценное овладение разучиваемым двигательным действием. Индивидуальные занятия могут быть направлены на коррекцию имеющихся у детей отклонений в физической подготовленности. Это касается детей с нарушением осанки, с низкой двигательной активностью, ослабленных, часто болеющих и т. п. Ослабленные дети нуждаются в индивидуализации физической нагрузки, более пристальном наблюдении педагога за их занятиями. Увеличение нагрузки для ослабленных, детей должно идти постепенно. Систематические занятия физическими упражнениями способствуют улучшению
4S''
4 КЗ
Методические основы физической культуры дошкольников
Плава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
физического состояния детей. На индивидуальных занятиях физические упражнения должны использоваться целенаправленно для конкретного ребенка.
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, у которых определены низкие показатели физической подготовленности. На этих занятиях нужно использовать доступные задания (знакомые физические упражнения, подвижные и спортивные игры). Особое внимание следует уделять развитию всех основных видов движений.
Индивидуальные занятия можно также организовывать с детьми, у которых ярко выражены способности к различным видам двигательной деятельности, которым очень нравится заниматься физическими упражнениями. При проведении индивидуальных занятий с этими детьми нужно использовать знакомые движения в новых сочетаниях (упражнения в парах, полоса препятствий), из необычных исходных положений, в необычных условиях (на снегу, на льду, на тренажерах и т.д.). Возможно использование элементов акробатики, художественной гимнастики, спортивных игр.
К физкультурным праздникам и развлечениям педагог и ребенок тоже готовятся в рамках индивидуальных занятий, если, например, на празднике ребенок участвует в показательных выступлениях, требующих определенной подготовки.
Освоение некоторых спортивных упражнений (лыжи, коньки, велосипед) может начинаться не с физкультурных занятий, а с дополнительных (секционных) или индивидуальных занятий. Начальный этап процесса обучения некоторым спортивным играм (городки, бадминтон, настольный теннис) по своей сути индивидуален.
Индивидуальные занятия при правильной организации дают значительный педагогический эффект.
Индивидуальные занятия должны планироваться педагогом. Их место в режиме дня зависит от объема и содержания работы, времени года, характера и технических особенностей движений, изучаемых в данный момент. Время проведения индивидуальных занятий варьируется в зависимости от возраста занимающихся и от задач, которые решаются в процессе этих занятий. Занятия проводятся как в помещении, так и на улице.
3.5. Самостоятельная двигательная деятельность детей
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в дошкольном учреждении как в группе, так и на прогулке. Все боль-
шую популярность стала приобретать организация самостоятельной двигательной деятельности детей в форме домашних заданий.
Самостоятельная двигательная деятельность детей в дошкольном учреждении. Самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребенка и протекает под наблюдением взрослого. При этом содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями и играми определяются самим ребенком. Характер этих занятий •зависит от индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности и интересов детей.
Самостоятельная двигательная деятельность проходит в форме индивидуальных занятий или совместных действий с другими детьми.
К организации самостоятельной двигательной деятельности предъявляются следующие требования:
1. В дошкольном образовательном учреждении должна быть со-
|дана физкультурно-игровая среда, которая предполагает организа
цию физкультурных уголков в каждой группе и специально обору
дованной площадки на участке.
2. В режиме дня должно быть выделено специальное время для
самостоятельной двигательной деятельности детей: во время утрен
него приема, до и между занятий, на прогулках.
3. Педагог должен владеть специальными методами активизации
самостоятельной деятельности детей.
4. При планировании самостоятельной деятельности необходимо
продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий с
детьми.
Потребность в движении у людей индивидуальна, поэтому необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям разной подвижности в их самостоятельной деятельности.
Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной активностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе (место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование) они проявляют самостоя-|01ьность в организации двигательной деятельности. Движения у гаких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные. Физио-цоги считают, что здесь вполне можно положиться на «саморегуляцию», которая у этих детей проявляется достаточно ярко.
Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Причинами низкой двигательной активности ребенка могут быть неудовлетвори-юльный психологический климат в группе, однородность и бедность
Методические основы физической культуры дошкольников
Глава 3. Формы занятий физическими упражнениями...
предметной среды, нездоровье, несформированные двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения.
Малоподвижных детей характеризуют общая вялость, пассивность, они быстрее других устают. В противоположность подвижным детям, умеющим найти для себя пространство, они стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность, не требующую пространства и движений. Они робки в общении, не уверены в себе, не любят игры с активными движениями.
Лучший метод руководства в этом случае — увлечь застенчивого, нерешительного, не умеющего двигаться ребенка игрой, новым пособием или интересным упражнением. Предпочтение следует отдать простым движениям, в которых не требуется точность, и играм с элементами соревнования: «Кто быстрее добежит до флажка» и т.д.
Дети большой подвижности всегда заметны, хотя и составляют от общего числа детей примерно % часть. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаше других попадают в конфликтные ситуации. Из-за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Эти дети находят возможность двигаться в любых условиях.
Бытует мнение, что детей, чрезмерно много двигающихся, непременно надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной деятельностью таких детей должно идти в направлении не ограничения их подвижности, а сосредоточения внимания на движениях, требующих настойчивости, осторожности, внимательности. Задача педагога — научить таких детей сознательно управлять своими действиями, чередуя интенсивные движения с менее интенсивными. Полезны точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке, в ворота и т. п.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движение выполняется по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т. п.).
Многие приемы руководства двигательной деятельностью одинаковы для детей разной подвижности. Так, разучивание большого ко-
пичества подвижных игр и игр с элементами спортивных упражнений, проведение соревнований обогащают двигательный опыт детей. Большая площадь для игр и упражнений, правильное размещение и достаточное количество физкультурного инвентаря и игрушек, его разнообразие и сменяемость вызывают интерес детей к движениям.
Исходя из того что самостоятельность вырастает из подражательности, личный пример взрослого является главным приемом руко-кодства двигательной деятельностью детей. Педагог может подсказать, какой спортивный инвентарь выбрать для игр, напомнить, какие упражнения с ним можно выполнять. Наиболее сложные элементы движений можно объяснить и показать. При этом должно быть оптимальное соотношение помощи взрослого и самостоятельных действий детей. Использование заданий по придумыванию новых упражнений с предметами и без них под музыку способствует развитию самостоятельности и творчества у детей.
В игры всех детей следует вносить определенные сюжеты, тре-Ьующие движений, что способствует активизации малоподвижных цстей, вносит определенную осознанную направленность в деятельность детей большой подвижности. Сюжетной направленности движений способствуют использование физкультурных пособий, атрибутов; подсказка игрового образа, наводящий вопрос, напоминание, объединение для совместных игр детей разной подвижности.
С целью развития у детей интереса к физической культуре в •уголок книги» вносятся книги спортивной тематики (например, Л. Гаврилов, В.Суслов «На веселом стадионе», А.Введенский «Во-нодя Ермаков», Б. Заходер «Мишка-Топтыжка» и др.). Педагог обеспечивает детям свободный доступ к ним, побуждает рассматривать книги, рисовать сюжеты из книг о спорте и организовывает инсценировки по прочитанному.
Для детей младшего и среднего возраста большое значение для активизации двигательной деятельности имеет организация свободного места для игр, подбор физкультурного инвентаря, игрушек, совместное выполнение игровых упражнений со взрослым и по его образцу.
С детьми старшего возраста особое внимание уделяется органи-шции самостоятельной двигательной деятельности на прогулке. Необходимо иметь достаточное количество выносного спортивного ин-иептаря, определенные места для выполнения упражнений. Педагог цолжен чередовать разные виды самостоятельной деятельности, поощрять индивидуальные игры детей.
Методические основы физической культуры дошкольников
Большое внимание при руководстве самостоятельной двигательной деятельностью уделяется регулированию физической, психической и эмоциональной нагрузки, обеспечению страховки и предупреждению детского травматизма.
Домашние задания. Домашние задания способствуют развитию интереса к физической культуре, активизации малоподвижных детей, улучшению физической подготовленности детей, в том числе и отстающих в усвоении программного материала.
Домашние задания даются в форме устных поручений детям и в форме наглядной агитации родителям.
Домашние задания даются как всем детям, так и конкретному ребенку на физкультурных занятиях. Лучше давать их в занимательной форме с целью повышения интереса детей к физическим упражнениям. Критерием выполнения задания служит наиболее качественное выполнение ребенком того или иного движения. Вот как, например, можно обыграть домашние задания для детей. На физкультурном занятии тем, кто плохо прыгает на скакалке, педагог рекомендует взять с собой скакалку из детского сада, все время носить ее в кармане и прыгать всегда, когда захочется, на прогулке, в группе и дома. Вернуть скакалку можно будет после того, как ребенок хорошо усвоил прыжки и сможет продемонстрировать свое умение перед всеми детьми на занятии.