ЕС готов разделить со своими соседями преимущества расширения, в том числе и путем создания общего экономического и социального пространства на европейском континенте, которое с недавнего времени стали называть "Большой Европой". В марте 2003 года Европейская Комиссия приняла Сообщение по этому вопросу, в котором изложено новое амбициозное видение большего сближения через общее процветание, расширенный и полностью интегрированный единый рынок и гораздо более тесное сотрудничество в области политики и безопасности, а также в социальной и культурной сферах. Предлагается, чтобы в течение следующего десятилетия ЕС работал вместе с партнерами над созданием зоны процветания и дружеского добрососедства - "кольца друзей", с которыми у ЕС тесные и мирные отношения. В предложениях также говорится о том, чтобы в ближайшее десятилетие ЕС направил свою работу на создание условий, которые бы позволили соседним странам, и, прежде всего, России, пользоваться, как их называют в ЕС, "четырьмя свободами" - свободой передвижения людей, товаров, услуг и капитала.
|
|
ЕС надеется, что Россия проявит интерес к работе в партнерстве с Союзом по реализации нового подхода, цель которого - дополнить и укрепить приверженность еще более тесному партнерству между ЕС и Россией. Такое взаимодействие должно охватывать наши стратегические политические отношения и отношения в области безопасности, и придать новый импульс совместной работе над такими вопросами как окружающая среда и миграция, которые приобретают особую важность в свете нашего соседства.
Почти каждое государство представляет собой экономический союз.
Рассмотрим, как вхождение в таможенный союз может влиять на благосостояние страны (последствия «для данной страны»).
|
|
|
|
Цена, ф.ст.
В отсутствие тарифов самыми дешевыми для данной страны являются автомобили из третьей страны – 3000 фунтов стерлингов (в условиях свободной торговли).
В условиях тарифа, который составляет 1000 фунтов стерлингов для всех иностранных поставщиков никто не купит автомобили производства страны - потенциального партнера (3400+1000=4400 больше 4000) и государство получит доход 1000 фунтов стерлингов х М0 (в качестве тарифных сборов).
Однако, при вступлении данной страны в таможенный союз (т.е. при отмене тарифа в 1000 фунтов стерлингов) потребители данной страны будут покупать автомобили из страны-партнера по цене 3400 фунтов стерлингов (точка В) – М1 автомобилей.
|
|
В результате, благодаря снижению цен потребители данной страны получают выигрыш в размере областей «а» и «+».
Одновременно государство теряет свои предыдущие доходы от тарифных сборов, т.е. область «а» и «+» (1000 фунтов стерлингов х М0.).
Таким образом, общий итог выигрыша и потерям:
(область а можно сократить).
· Увеличение благосостояния от роста торговли (М1 – М0).
· Снижение благосостояния от свертывания торговли (М0 ).
Итак: Выигрыш от образования таможенного союза связан с ростом торговых потоков (количества товара), а убытки – с их сокращением.
Сформулируем условия, при которых вступление в союз эффективно, т.е. выигрыш от таможенного союза превышает убытки. Выигрыш оказывается тем выше, чем:
· эластичнее кривая таможенного спроса;
· больше разница между издержками отечественного производства и издержками страны – партнера;
· меньше разница между издержками производства страны партнера и издержками производства третьей страны.