Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Выделяют запрограммированное, незапрограммированное решения и компромиссы.
Запрограммированное - есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.
Незапрограммированное решения – решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных можно отнести решения следующего типа: какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, усилить мотивацию подчиненных.
|
|
Компромиссы. Каждое решение или выбор, затрагивающие все предприятие, будут иметь негативные последствия для каких-то его частей». Вот почему следует рассматривать организацию с позиций системного подхода и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех частей организации.
Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то, что выбраннаяим альтернатива может иметь недостатки, возможно, значительные. Он принимает данное решение, поскольку, с учетом всех факторов, оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного эффекта.
Управленческие решения, принимаемые на предприятии, можно классифицировать по различным критериям:
1. По содержанию выделяют социальные, экономические, организационные, технические, технологические и другие решения.
2. По длительности действия выделяют решения:
- стратегические, которые касаются коренных проблем организации, принимаются в масштабах всей организации и ее внешнего окружения; они рассчитаны на длительный период действия, на решение перспективных задач;
- тактические, которые обеспечивают выполнение стратегических решений и по времени не превышают одного года;
- оперативные, связанные с достижением текущих целей и по времени рассчитанные на период, не превышающий месяца или квартала.
3. В зависимости от субъекта, лица, принимающего решение (ЛПР), выделяют решения:
- индивидуальные, принимаемые руководителем единолично;
|
|
- коллегиальные, принимаемые коллективным органом управления (например, советом директоров компании, производственным совещанием);
- коллективные, принимаемые всем коллективом предприятия.
4. По степени определенности, полноты и достоверности используемой информации решения принимаются в условиях:
- определенности, когда информация о проблемной ситуации, целях, ограничениях и последствиях реализации решения является полной и достоверной; в этой ситуации существует возможность построения формальной математической модели задачи принятия решений;
- неопределенности, когда отсутствует полная и достоверная информация о целях, ограничениях и последствиях осуществления решения;
- риска, когда соответствующая информация имеет вероятностный характер и принятие решения сопряжено с возможностью получения нежелательного результата.