Исторические предпосылки источниками формирования менеджмента как управления особого рода. Три исторически сложившиеся модели менеджмента

Основные этапы истории менеджмента.

Историю менеджмента нельзя рассматривать без увязки с эволюцией социально-экономических условий развития мирового сообщества. Принято выделять пять основных этапов такого развития.

1. Промышленный переворот-(с 20—30-х по 80—90-е гг. XIX в.):

· техническая база: паровая и хлопкоочистительные машины, вулканизация резины и другие новые промышленные технологии;

· инфраструктура для развития промышленности: национальная система железных дорог, система каналов, телеграф и т.д.;

· формирование общенационального рынка;

· возникновение предприятий — действенной формы социальной организации работников;

· конкуренция как форма разорения или поглощения соперника.

2. Эпоха массового производства (первые три десятилетия XX в.):

внедрение конвейерной системы, массовый выпуск продукции, резкое снижение стоимости товаров;

· малонасыщенный рынок;

· конкуренция как предложение стандартизированного продукта по самой низкой цене;

· четкая дифференциация отраслей;

· хорошие перспективы экономического роста для компаний;

· слабое вмешательство государства в бизнес.

3. Эпоха массового сбыта (30—50-е гг. XX в.):

насыщение спроса на товары и услуги;

· переход от стандартной продукции к дифференцированной; смена производственной ориентации на рыночную; усиление роли внешней среды в деятельности предприятия;

· государственное регулирование экономики.

4. Постиндустриальное общество (60 —90-е гг. XX в.):

· новое качество жизни: высокий уровень благосостояния граждан, высококачественные товары, индустрия досуга;

· новые условия производства: быстроизменяющиеся технические решения, значительные вложения капитала в научно-исследовательские и опытно-промышленные работы, увеличение неопределенности внешней среды;

· растущие ограничения со стороны государства: недовольство потребителей, вторжение иностранных конкурентов, меняющаяся трудовая мораль, все большая нехватка ресурсов;

· смещение, социальных приоритетов и концентрация внимания на таких негативных явлениях, как загрязнение окружающей среды, обман потребителя через нечестную рекламу, манипуляция общественным мнением.

5.Постэкономическая эпоха (с начала XXI в.):

· новая экономика: от расточительности ресурсов к ресурсосбережению; разумное ограничение роста производства; рост сферы услуг;

· переход к информационному обществу: прогресс в информационных и телекоммуникационных технологиях;

· глобализация хозяйства: развитие транснациональных компаний; прозрачность политических границ; всемирные рынки; интеграция через информационные сети;

· изменение жизненных приоритетов: самоограничение материального потребления;

· ориентация на неэкономические и нематериальные ценности; здоровая экология.

Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:

— индустриальный способ организации производства;

— развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.

В истории менеджмента принято различать четыре основных подхода:

· с позиций различных научных школ (конец XIX в. — по настоящее время);

· процессный (20-е гг. XX в. — по настоящее время);

· системный (50 — 60 гг. XX в. — по настоящее время);

· ситуационный (60-е гг. XX в. — по настоящее время).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: