Введение. Курс лекций по концепции современного естествознания

Курс лекций по концепции современного естествознания

Лекция № 1

Естествознание как отрасль научного познания:

1. Понятие «концепция», естествознание;

2. Понятие культуры;

3. Материальная и духовная культура;

Наука как компонент духовной культуры.

Введение

Этот предмет, обязательный для всех вузов РФ, не случайно введен именно под таким названием.

Понятие «концепция» объединяет в себе общий подход, ведущие идеи, принципы описания и объяснения. Если от теории требуются детализированные выводы и расчеты, конкретные результаты, то концепция представляет собой скорее общую стратегию исследования. Цель любого научного исследования – построение теории, что очевидно недостижимо без концепции, и было бы бессмысленно выяснять, что важнее для науки.

Естествознание – наука о явлениях и законах природы. Современное естествознание включает многие естественно – научные отрасли: физику, химию, биологию, а также многочисленные смежные отрасли, такие как биофизика, биохимия.

Знакомство с современными концепциями химии и биологии поможет понять, как из простых форм организации материи возникают более сложные и как, в конечном счете, возникает сама жизнь. Знание КСЕ поможет расширить кругозор и ознакомится с конкретными естественно – научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими задачами, от решения которых зависит уровень жизни каждого из нас. В последнее время в лексиконе специалистов, научных комментаторов, журналистов используется слова «молекула», «молекулярная структура», а это означает, что современный уровень естествознания отражает понимание происходящих в природе явлений, а также процессов, наблюдаемых в лабораториях, с учетом строения и поведения каждой молекулы. Именно благодаря такому пониманию синтезируются ранее не существовавшие в природе вещества с принципиально новыми свойствами, а из них создаются новые машины, устройства, изделия и.т.п., выращиваются высококачественные сорта культурных растений, разрабатываются эффективные способы и средства лечения болезней и.т.д..

В данной связи изучение естественно – научных проблем на молекулярном уровне в рамках основополагающих идей – концепции, вне всякого сомнения, актуально, полезно и необходимо для будущих специалистов естественно – научного и технического профиля, а также для тех, чья профессиональная деятельность не имеет прямого отношения к естествознанию, т.е. для будущих экономистов, юристов, специалистов управления, психологов, журналистов, менеджеров.

Однажды в беседе с Цзи-Гонгом Конфуций сказал:

«- Вы думаете, я ученый, начитанный человек?

- Конечно, - ответил Цзи-Гонг – А разве нет?

- Совсем нет, - сказал Конфуций. – Я просто ухватил одну нить, которая связывает все остальное. Но немногим удается достичь мудрости Конфуция, но все-таки надо пытаться связать полученные знания о человеке и об окружающем его мире в единое и общее, что очень важно для формирования представления о современной биологической картине мира как системе знаний о целостности и многообразии природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: