Этология о поведении человека

Центральное место в комплексе естественнонаучных дис­циплин, изучающих человека, занимает антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человече­ских рас, вариациях физического строения человека. Основны­ми вопросами антропологии являются вопросы о месте и време­ни появления человека, основных этапах его эволюции, движу­щих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза (процесса происхождения человека) и социогенеза. На все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:

1) креационизм — человек сотворен Богом или мировым разумом;

2) космическая концепция — человек как потомок или тво­рение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю;

3) биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изме­нений;

4) трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;

5) мутационная концепция — приматы превратились в че­ловека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.

Креационизм

Креационизм нашел отражение в древних мифах.

У бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок — им обычно является какое-то животное или реже рас­тение или неодушевленный предмет — превратился в первого человека и дал начало их роду.

В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается их творением.

В монотеистических религиях существует единый Бог, кото­рый считается творцом мира и человека.

Космическая концепция

На основе анализа исторических документов, изучения необычных природных объектов выдви­гается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеовизит). Сторонники этой концеп­ции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть осуществление за­ранее намеченной цели — распространение разума на подходя­щих планетах. Либо это могло стать результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян, заставив­шей их остаться на Земле.

Эта точка зрения возникла в 1960-е гг. под влиянием успе­хов космонавтики и растущей популярности научно-фантасти­ческой литературы. Но аргументы, используемые для доказа­тельства космической концепции, очень зыбки и легко опро­вергаются.

Биологическая концепция

С начала XIX в. в естествозна­ние начинает проникать идея всеобщей связи и развития, кото­рая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человечества. Основная заслуга в этом принадлежит Э. Тайлору, который в середине XIX в. разработал основные по­ложения классического эволюционизма — теории, утверждаю­щей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же были высказаны предположения о том, что разные народы движутся по ступеням общественного развития с разной скоростью.

Параллельно с этими появились первые научные представле­ния о происхождении человека, являющегося результатом разви­тия животного мира. Подтверждениями длительного эволюцион­ного развития человека стали находки каменных орудий труда, созданных первобытными людьми. Впервые эти идеи были вы­сказаны К. Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекооб­разными обезьянами. Во второй половине XVIII в. естествоиспы­татели Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, прежде всего высших обезьян, заложив основы научной приматологии. Это позволило поставить на новый, более высокий уровень вопрос о границах между человеком и высшими приматами.

В первой половине XIX в. ученые накопили материал, доста­точный для разработки научной теории антропосоциогенеза.

Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) показал, что человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.

Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропоге­неза.

Во второй половине XX в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии генетикам удалось получить доказательства родст­ва человека с животным. Прямым доказательством родства чело­века и обезьян стали останки общих предков человека и челове­кообразных обезьян и промежуточных форм между обезьяньим предком и человеком.

Дальнейшее развитие человека было рядом последовательно сменявших друг друга типов, отличавшимися специфичными морфологическими чертами, уровнем материальной культуры, особенностями поведения, сознания, речи и т. д. Оно описыва­ется стадиальной концепцией. В ее разработку большой вклад внесли российские антропологи, выделившие четыре стадии антропогенеза:

1) австралопитеки — предшественники человека;

2) прогрессивные австралопитеки, архантропы, среди кото­рых были питекантропы, синантропы и др. — древнейшие люди;

3)палеоантропы (неандертальцы) — древние люди;

4) неоантропы (кроманьонцы) — ископаемые люди современ­ного анатомического типа.

Хорошо развитый мозг, общественный характер труда при­вели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внеш­ней среды, появлению абстрактного мышления и попыткам от­ражения окружающей действительности в художественных об­разах. Так появились зачатки искусства (наскальные рисунки, резьба по дереву и кости) и первичные формы религии. После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влия­ния биологических факторов и приобрела социальный характер.

Трудовая концепция

На вопрос о причине превращения обе­зьяноподобных предков в человека пытается дать ответ трудо­вая концепция, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Переломный момент в процессе перехода от обезьяны к че­ловеку — прямохождение, развитие руки и мозга. Они вызвали перестройку телесной организации ископаемого предка, приве­ли к его очеловечиванию. Перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, поэтому стала развиваться психи­ка, изменилось анатомическое строение мозга.

Прямохождение высвободило передние конечности и созда­ло предпосылки для превращения их в руки — органы трудовой деятельности. Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации, что создало предпосылки для совершенствования форм восприятия действи­тельности в конкретных образах.

Труд обусловил зарождение и развитие социальных отноше­ний, сознания, мышления, языка, т. е. окончательно превратил животное в человека. С этого момента можно говорить о вели­чайшем качественном скачке в развитии органического мира, приведшем к появлению человека. Он стал единственным су­ществом на Земле, способным к сознательной целенаправлен­ной деятельности по преобразованию окружающего мира.

Накапливавшийся жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. Прежде суще­ствовавшие инстинкты постепенно отмирали. Возникла необ­ходимость в небиологическом способе хранения и передачи ин­формации, необходимой для выживания вида. Так появилась символическая деятельность — речь.

Но с появлением зачаточных форм труда человек не перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчиво­сти, наследственности и естественному отбору. Еще долго они оставались ведущими в эволюции человека, лишь постепенно уступая свое место социальным факторам: трудовой деятельно­сти, общественному образу жизни, речи и мышлению.

Мутационная концепция

Человек выделился из окружаю­щего мира благодаря появлению способности к труду, сознатель­ной деятельности. Как считает современная наука, возникнове­ние таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций у предчеловека в на­следственном аппарате, впоследствии закрепленных биологиче­ской и социальной эволюцией.

Одной из возможных причин появления мутаций могло быть влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по двум направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян и через трансформацию са­мой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Л. Чижевским в 1930-е гг.

Другой причиной мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних четырех миллионов лет северный и южный магнитные полюса менялись четырежды. Но в период смены полюсов магнитосфе­ра Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиа­ции на 60 % и в два раза увеличивает частоту мутаций в зароды­шевых клетках. Автор этой гипотезы — отечественный антропо­лог Г.Н. Матюшкин.

Дополнительным фактором, вызвавшим появление предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу.

В 1960-е гг. ученым удалось выяснить, что источником гене­тических мутаций может быть стресс (это острая гормональная реакция организма на ситуацию резкого расхождения между нужным результатом и наличными условиями).

Это привело к размыванию половых циклов, появлению способности к деторождению в течение всего года. Власть ин­стинктов ослабевала, вместо них формировались символические способы хранения и передачи необходимой для выживания ин­формации.

Современная антропология основывается на многочислен­ных археологических и палеонтологических данных, но общая картина все же остается неполной, поскольку многие промежу­точные звенья между человеком и древними обезьянами пока не обнаружены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: