Центральное место в комплексе естественнонаучных дисциплин, изучающих человека, занимает антропология — наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас, вариациях физического строения человека. Основными вопросами антропологии являются вопросы о месте и времени появления человека, основных этапах его эволюции, движущих силах и детерминирующих факторах развития, соотношении антропогенеза (процесса происхождения человека) и социогенеза. На все эти вопросы пытались дать ответы пять основных концепций антропогенеза:
1) креационизм — человек сотворен Богом или мировым разумом;
2) космическая концепция — человек как потомок или творение инопланетян, в силу каких-то причин попавших на Землю;
3) биологическая концепция — человек произошел от общих с обезьянами предков путем накопления биологических изменений;
4) трудовая концепция — в появлении человека решающую роль сыграл труд, превративший обезьяноподобных предков в людей;
5) мутационная концепция — приматы превратились в человека вследствие мутаций и иных аномалий в природе.
|
|
Креационизм
Креационизм нашел отражение в древних мифах.
У бесписьменных народов, обычно обладающих развитыми тотемистическими мифами, рассказывается о том, как тотемный предок — им обычно является какое-то животное или реже растение или неодушевленный предмет — превратился в первого человека и дал начало их роду.
В языческих религиях, основанных на вере во множество богов, олицетворяющих силы природы, человек считается их творением.
В монотеистических религиях существует единый Бог, который считается творцом мира и человека.
Космическая концепция
На основе анализа исторических документов, изучения необычных природных объектов выдвигается тезис о возможном посещении Земли представителями внеземных цивилизаций (палеовизит). Сторонники этой концепции исходят из того, что человек на Земле появился в результате вмешательства инопланетян. Это могло быть осуществление заранее намеченной цели — распространение разума на подходящих планетах. Либо это могло стать результатом несчастного случая — аварии космического корабля инопланетян, заставившей их остаться на Земле.
Эта точка зрения возникла в 1960-е гг. под влиянием успехов космонавтики и растущей популярности научно-фантастической литературы. Но аргументы, используемые для доказательства космической концепции, очень зыбки и легко опровергаются.
Биологическая концепция
С начала XIX в. в естествознание начинает проникать идея всеобщей связи и развития, которая в антропологии трансформировалась как представление о развитии человечества. Основная заслуга в этом принадлежит Э. Тайлору, который в середине XIX в. разработал основные положения классического эволюционизма — теории, утверждающей единство человеческого рода, развивающегося по единым законам. Тогда же были высказаны предположения о том, что разные народы движутся по ступеням общественного развития с разной скоростью.
|
|
Параллельно с этими появились первые научные представления о происхождении человека, являющегося результатом развития животного мира. Подтверждениями длительного эволюционного развития человека стали находки каменных орудий труда, созданных первобытными людьми. Впервые эти идеи были высказаны К. Линнеем, который в своей «Системе природы» отнес человека к животному миру, отвел ему место рядом с человекообразными обезьянами. Во второй половине XVIII в. естествоиспытатели Ж. Бюффон и П. Кампер показали глубокое сходство в строении основных органов человека и животных, прежде всего высших обезьян, заложив основы научной приматологии. Это позволило поставить на новый, более высокий уровень вопрос о границах между человеком и высшими приматами.
В первой половине XIX в. ученые накопили материал, достаточный для разработки научной теории антропосоциогенеза.
Дарвин в книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) показал, что человек состоит в родстве с современными человекообразными обезьянами, которые вместе с человеком произошли от более древней исходной формы.
Так возникла симиальная (обезьянья) концепция антропогенеза.
Во второй половине XX в. с помощью биохимии, физиологии, иммунологии генетикам удалось получить доказательства родства человека с животным. Прямым доказательством родства человека и обезьян стали останки общих предков человека и человекообразных обезьян и промежуточных форм между обезьяньим предком и человеком.
Дальнейшее развитие человека было рядом последовательно сменявших друг друга типов, отличавшимися специфичными морфологическими чертами, уровнем материальной культуры, особенностями поведения, сознания, речи и т. д. Оно описывается стадиальной концепцией. В ее разработку большой вклад внесли российские антропологи, выделившие четыре стадии антропогенеза:
1) австралопитеки — предшественники человека;
2) прогрессивные австралопитеки, архантропы, среди которых были питекантропы, синантропы и др. — древнейшие люди;
3)палеоантропы (неандертальцы) — древние люди;
4) неоантропы (кроманьонцы) — ископаемые люди современного анатомического типа.
Хорошо развитый мозг, общественный характер труда привели к резкому уменьшению зависимости кроманьонца от внешней среды, появлению абстрактного мышления и попыткам отражения окружающей действительности в художественных образах. Так появились зачатки искусства (наскальные рисунки, резьба по дереву и кости) и первичные формы религии. После этого эволюция человека вышла из-под определяющего влияния биологических факторов и приобрела социальный характер.
Трудовая концепция
На вопрос о причине превращения обезьяноподобных предков в человека пытается дать ответ трудовая концепция, суть которой изложена в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».
Переломный момент в процессе перехода от обезьяны к человеку — прямохождение, развитие руки и мозга. Они вызвали перестройку телесной организации ископаемого предка, привели к его очеловечиванию. Перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, поэтому стала развиваться психика, изменилось анатомическое строение мозга.
Прямохождение высвободило передние конечности и создало предпосылки для превращения их в руки — органы трудовой деятельности. Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к возрастанию зрительной информации, что создало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах.
|
|
Труд обусловил зарождение и развитие социальных отношений, сознания, мышления, языка, т. е. окончательно превратил животное в человека. С этого момента можно говорить о величайшем качественном скачке в развитии органического мира, приведшем к появлению человека. Он стал единственным существом на Земле, способным к сознательной целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира.
Накапливавшийся жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. Прежде существовавшие инстинкты постепенно отмирали. Возникла необходимость в небиологическом способе хранения и передачи информации, необходимой для выживания вида. Так появилась символическая деятельность — речь.
Но с появлением зачаточных форм труда человек не перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчивости, наследственности и естественному отбору. Еще долго они оставались ведущими в эволюции человека, лишь постепенно уступая свое место социальным факторам: трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению.
Мутационная концепция
Человек выделился из окружающего мира благодаря появлению способности к труду, сознательной деятельности. Как считает современная наука, возникновение таких необычных способностей у предчеловека должно было опираться на какие-то биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка. На этой основе возникли предположения о роли полезных мутаций у предчеловека в наследственном аппарате, впоследствии закрепленных биологической и социальной эволюцией.
Одной из возможных причин появления мутаций могло быть влияние ближнего космоса и солнечной активности. Воздействие ближнего космоса шло по двум направлениям: через изменение среды обитания древних обезьян и через трансформацию самой жизни, проявлявшуюся через мутации, естественный отбор и борьбу за существование. Влияние солнечной активности на земные процессы и явления было доказано российским ученым А.Л. Чижевским в 1930-е гг.
|
|
Другой причиной мутаций ученые называют периодическую смену магнитных полюсов Земли. На протяжении последних четырех миллионов лет северный и южный магнитные полюса менялись четырежды. Но в период смены полюсов магнитосфера Земли, защищающая биосферу от космических лучей, намного ослабевает. Это приводит к увеличению ионизирующей радиации на 60 % и в два раза увеличивает частоту мутаций в зародышевых клетках. Автор этой гипотезы — отечественный антрополог Г.Н. Матюшкин.
Дополнительным фактором, вызвавшим появление предков человека, стала геологическая активность Земли и радиация снизу.
В 1960-е гг. ученым удалось выяснить, что источником генетических мутаций может быть стресс (это острая гормональная реакция организма на ситуацию резкого расхождения между нужным результатом и наличными условиями).
Это привело к размыванию половых циклов, появлению способности к деторождению в течение всего года. Власть инстинктов ослабевала, вместо них формировались символические способы хранения и передачи необходимой для выживания информации.
Современная антропология основывается на многочисленных археологических и палеонтологических данных, но общая картина все же остается неполной, поскольку многие промежуточные звенья между человеком и древними обезьянами пока не обнаружены.