Виды банковских гарантий

Классификационный признак Вид банковской гарантии
1. Возможность отозвать гарантию без уведомления бенефициара Отзывная Безотзывная
2. Наличие в гарантийном письме условий, от которых зависит выполнение банком гарантийных обязательств перед бенефициаром Условная Безусловная
3. Банк, выставляющий гарантию Прямая Косвенная Простая Контргарантия Синдицированная
4. Объем обязательств заемщика, которые гарантирует банк Ограниченная Неограниченная
5. Наличие обеспечения по гарантии Покрытая Непокрытая
6. Возможность передачи гарантии третьему лицу – бенефициару Передаваемая Непередаваемая
7. Гарантирование платежей по векселям, аккредитивам, инкассовым операциям Платежная
8. Гарантия, подлежащая исполнению по контракту  
9. Прочие классификационные признаки Возврата Выполнения Таможенная Тендерная

· безотзывная – гарантия, которая не может быть отозвана, аннулирована или изменена банком-гарантом без предварительного согласования с банком-кредитором (согласно ГК РФ банковская гарантия, как правило, носит безотзывный характер);

· отзывная – гарантия, которую гарант может в любой момент и без предварительного уведомления кредитора аннулировать;

· условная – гарантия, выполнение которой зависит от определенных условий, которые, как правило, содержатся в тексте гарантийного письма. Например, требования передачи бенефициаром гаранту основного договора; документов, свидетельствующих о нарушении договора принципалом; документов, свидетельствующих об исполнении бенефициаром своих обязательств и пр.;

· безусловная – гарантия, не предусматривающая требования бенефициара соответствующими документами;

· прямая – гарантия, выдаваемая банком-плательщиком;

· косвенная – гарантия, выставляемая через третий банк;

· простая – гарантия, предоставляемая банком по поручению своего клиента в пользу его контрагента;

· контргарантия – банк-гарант, обращаясь к банку-корреспонденту с просьбой выставить контрагенту его клиента (заемщика) гарантию и обеспечивает ему при наступлении гарантийного случая возмещения выплаченной суммы;

· синдицированная – гарантия, которая используется в тех случаях, когда запрашиваемые суммы гарантий превышают возможности одного банка. В этом случае между двумя или несколькими банками заключается соглашение, по которому в гарантийном случае каждый из них получить свою долю гарантийной суммы;

· ограниченная – гарантия, по которой гарант отвечает только за часть обязательств, выраженных в конкретной сумме;

· неограниченная – гарантия, по которой гарант отвечает за всю сумму обязательств заемщика;

· покрытая – гарантия, по которой принципал (заемщик) предоставляет гаранту денежное обеспечение, используемое для исполнения гарантии. Обеспечение предоставляется на весь срок действия гарантии и равно ее сумме. В качестве обеспечения могут также выступать поручительства под залог;

· непокрытая – гарантия, предоставляемая без денежного обеспечения принципала;

· передаваемая – для передачи гарантии бенефициаром необходимо оговорить это право бенефициара в договоре о банковской гарантии;

· непередаваемая – по общей международной практике права бенефициара не могут быть переданы третьему лицу;

· платежная – используется для обеспечения обязательств покупателя перед продавцом, особенно во внешнеторговых связях. Обычно такие гарантии применяют при расчетах по факту получения товара (акцепту товаросопроводительных документов) или по товарному кредиту (вексельному);

· договорная – гарантия, подлежащая исполнению по контракту;

· возврата – в этом случае гарантируется возвращение платежа или кредита. В первом случае банк возвращает аванс, если продавец не выполняет в срок своих обязательств по поставке товаров. Во втором – банк обеспечивает возврат кредита;

· выполнения – банк, в случае этой гарантии, обязуется уплатить бенефициару штрафные санкции и другие суммы в случае невыполнения контракта покупателем;

· таможенная – гарантия, которая применяется для оплаты таможенных тарифов. Гарантию через свои банки выдают импортеры продукции таможенным органам;

· тендерная – обеспечивает платежные требования организатора тендера, если оферент отказался от предложения, отменил заказ после торгов или не подписал договор.

Как правило, банк предоставляет гарантию хозяйствующим субъектам, имеющим устойчивое финансовое состояние. Инициатором гарантийного контракта выступает должник (принципал). Именно он, в основном, заинтересован в получении гарантии со стороны банка. Однако побудить его к таким действиям может кредитор, для которого наличие банковской гарантии является способом страхования (хеджирования) возврата кредита. Гарантийное обязательство должно быть оформлено в письменном виде.

Чтобы получить долг принципала, который имеет банковскую гарантию, ему необходимо оформить требование письменно. В требовании бенефициара в обязательном порядке указывается:

- наименование бенефициара;

- наименование и адрес гаранта;

- номер и дата гарантии;

- ссылка на основной договор, в обеспечение которого выдана гарантия;

- указание на то, что принципал нарушил обязательство и в чем это нарушение вызвано;

- документы, которые прилагались к гарантии.

Основанием для отказа в удовлетворении банковской гарантии может служить следующее:

- требование не соответствует условиям гарантии;

- документы, приложенные к требованию, не соответствуют условиям гарантии;

- предъявление требования просрочено.

Расширение разнообразия банковских операций, а также увеличение их сложности создают условия, когда предоставление банком различных типов консультационных услуг становится необходимым. Такие услуги не выражаются в предоставлении, например, кредита, поэтому не ведут к росту активов или пассивов банка.

Банки заинтересованы в консультировании клиентов по целому ряду причин, среди которых целесообразно выделить следующие:

- удержание имеющихся клиентов;

- демонстрация уровня профессионализма служащих банка и их готовности к развитию партнерских отношений с клиентами;

- создание положительного имиджа банка;

- рост банковско-финансовой квалификации клиентов, что облегчает взаимодействие сторон в процессе консультирования;

- привлечение новых клиентов;

- увеличение объема реализации основных услуг (поддерживаемых с помощью консультационных) и, в конечном счете, получение большей прибыли.

Все консультационные банковские услуги можно разделить на два блока: услуги общего характера и консультационные (рис. 15.5.).

Кроме общих и специальных направлений консультирования банковские специалисты консультируют по глобальным вопросам стратегии бизнеса, таким как реорганизация компании, увеличение объема капитала, сделки слияний и поглощений и пр.


Рис. 15.5. Консультационные услуги банков

Прибыль, получаемая банками от консультирования, в среднем, составляет 4-8% всех доходов, а в некоторых транснациональных банках (ТНБ) может достигать 20-25% до

Вопросы для самопроверки

1. Что такое факторинг?

2. Какова схема факторинга?

3. Какие функции выполняет факторинг?

4. Какие существуют признаки классификации факторинга? Какие виды факторинга выделяют в соответствии с данными признаками? В чем их особенность?

5. Кто является участниками факторинга?

6. Каковы преимущества и недостатки факторинга для его участников?

7. Что такое форфейтинг?

8. Какова схема форфейтинга?

9. Кто является участниками форфейтинга?

10. В чем проявляются преимущества и недостатки форфейтинга?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: