Расчеты по международным банковским операциям

Расчеты по международным банковским операциям – это регулирование платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим в связи со всеми формами международных экономических отношений между юридическими и физическими лицами разных стран. Международные расчеты включают условия и порядок осуществления платежей, выработанные практикой и закрепленные международными документами и обычаями, а также ежедневную практическую деятельность банков по их осуществлению. До 95% международных расчетов банков осуществляется безналичным путем, посредством записей на банковских счетах. Для осуществления безналичных международных расчетов банки используют либо свои отделения в других странах, либо систему корреспондентских отношений с иностранными банками. Для этого в банках-корреспондентах открываются корреспондентские счета: лоро и ностро. Корреспондентские отношения определяют порядок расчетов, размер комиссии, методы пополнения израсходованных средств. Для своевременного и рационального осуществления международных расчетов банки обычно поддерживают валютные позиции в иностранных банках-корреспондентах, в валютах, соответствующих по структуре и срокам предстоящим платежам, и проводят политику диверсификации своих валютных резервов. В целях получения более высокой прибыли банки стремятся поддерживать на счетах ностро минимальные остатки, предпочитая размещать валютные активы на мировом финансовом рынке.

В международных расчетах традиционно используются ведущие мировые валюты: в настоящее время доллар, евро, английский фунт стерлингов, швейцарский франк, японская йена, китайский юань. Наиболее сложными во всей системе международных расчетов являются расчеты по торговым контрактам. От выбора форм и условий расчетов по экспортному/импортному контракту зависит скорость и гарантия получения платежа, сумма расходов, связанных с проведением операций через банки. Поэтому внешнеторговые партнеры в процессе переговоров обсуждают все детали платежа, а затем учитывают их в контракте. При составлении валютно-финансовых и платежных условий контрактов обычно проявляются противоречия позиций экспортера и импортера: экспортер стремится получить максимальную сумму валюты в кратчайший срок, а импортер заинтересован в выплате минимальной суммы валюты, ускорении получения товара и отсрочке платежа до конечной реализации товара. Общие принципы международных расчетов устанавливают межправительственные соглашения, а во внешнеторговых контрактах фиксируются конкретные условия: валюта цены, валюта платежа, условия платежа, средства платежа, формы расчетов и банки, через которые эти расчеты будут осуществляться. От выбора валюты цены и валюты платежа (помимо цены товара и процентной ставки по кредиту) зависит валютная эффективность сделки. Экспортные и импортные контрактные цены разнообразны и зависят от включаемых в них дополнительных расходов по мере продвижения товаров от экспортера к импортеру: путь в порт; хранение в порту; путь за границу; складирование за рубежом; доставка товара импортеру. Существует пять основных способов определения цен товаров:

1. Твердая фиксация цен при заключении контракта, при которой цены не меняются в период его использования (при тенденции к понижению цен).

2. При подписании контракта фиксируется принцип определения цены (на основе котировок товарных рынков на день поставки), а сама цена устанавливается в процессе исполнения сделки (при тенденции к повышению цен).

3. Цена твердо фиксируется при заключении контракта, но меняется, если рыночная цена изменится в сравнении с контрактной, например, больше, чем на 5%.

4. Скользящая цена в зависимости от изменения элементов издержек, например, при заказе оборудования.

5. Смешанная форма – часть цены фиксируется, часть устанавливается в скользящей форме.

Валюта цены – валюта, в которой определяется цена на товар. При выборе валюты, в которой фиксируется цена товара, большое значение имеют вид товара, условия межправительственных соглашений. Иногда цена контракта указывается в нескольких валютах (в валютной корзине) в целях страхования валютного риска.

Валюта платежа – валюта, в которой должно быть погашено обязательство импортера (заемщика). Если валюта цены обычно фиксируется в наиболее устойчивых валютах, то валюта платежа, как правило, в валюте страны-импортера. Если валюты цены и платежа не совпадают, то в контракте оговаривается курс пересчета одной в другую. В контракте устанавливаются условия пересчета:

1) курс определенного вида платежного перевода;

2) уточняется время корректировки на определенном валютном рынке;

3) оговаривается курс, по которому осуществляется пересчет: обычно это средний курс, иногда курс продавца или покупателя на открытие или закрытие валютной биржи, или курс дня.

Несовпадение валюты цены и платежа – один из простейших методов страхования валютных рисков. Если курс валюты цены (например, доллара) снизился, то сумма платежа (например, в евро) пропорционально уменьшается и наоборот. Риск снижения курса валюты цены несет экспортер (кредитор), а риск ее повышения импортер (должник).

Условия платежа – важный элемент внешнеэкономических сделок. Среди них: наличные платежи; расчеты с предоставлением кредита; кредит с опционом (права выбора) наличного платежа.

Наличные платежи – оплата экспортных товаров после их передачи покупателю или платеж против документов, подтверждающих отгрузку товара согласно условиям контракта. Платеж осуществляется после прибытия товара в порт против комплекта товаросопроводительных документов: счетов-фактур, страховых сертификатов, коносаментов и т. д.

Международные расчеты переплетаются с обменом валют и предоставлением кредита. Основными формами международных расчетов являются: аккредитивы, инкассо, расчеты чеками и банковскими переводами.

Многолетняя практика использования документарного аккредитива, его ориентация на требования торговых операций позволяет сделать вывод о том, что это оптимальная форма для проведения сделок в современном международном бизнесе. Аккредитив всегда основан на коммерческой сделке, но одновременно является отдельным от нее обязательством, что и делает его чрезвычайно удобным банковским инструментом. Он предоставляет безусловную гарантию платежа безотносительно к товарам или услугам, участвующим в сделке. В случае же подтвержденного аккредитива возникает дополнительная защита со стороны банка, репутация которого не может быть подвергнута сомнению. Обычно в роли подтверждающих банков выступают ведущие иностранные банки Германии, Австрии, Швейцарии, США. Это дает продавцу еще более надежную гарантию того, что оплата будет произведена полностью и в срок. Существующая в настоящее время система международных межбанковских телекоммуникаций SWIFT позволяет четко и быстро проводить межбанковские консультации, необходимые для обеспечения высокого качества обслуживания. Представители банка, в котором оформляется аккредитив, без дополнительных просьб со стороны клиента должны быть готовы ознакомить его с названиями подтверждающих кредитных учреждений. Следует иметь в виду, что в российской практике подтверждение иностранным банком платежеспособности компании требуется в подавляющем большинстве случаев.

Аккредитив – чрезвычайно гибкая форма расчетов. Он допускает индивидуальный подход к применению условий платежа, что дает возможность как отсрочки оплаты для покупателя, так и предоставления аванса для продавца.

Преимущества использования аккредитивов для продавца (экспортера):

1. Риск неплатежа со стороны покупателя если и существует, то он минимален при условии соблюдения экспортером требований аккредитива.

2. Платеж может быть выполнен через банк в стране экспортера.

3. Оплата товара (услуг) происходит по факту представления документов в исполняющий банк, а не по факту приема товара покупателем.

4. Безотзывный аккредитив после его авизования не может быть отозван или изменен без согласия на то экспортера.

5. Аккредитив дает возможность быстро получить деньги непосредственно после поставки товара (оказания услуг) и отправки документов в исполняющий банк. При соответствии документов условиям аккредитива исполняющий банк, независимо от желания покупателя, будет платить продавцу по аккредитиву.

Преимущества использования аккредитивов для покупателя (импортера):

1. Экспортер не получает оплаты, пока не представит документы, указанные в аккредитиве.

2. Оплата товара (услуги) не будет произведена, если полученные от продавца документы не соответствуют условиям аккредитива.

3. Импортер получает помощь банка, в котором он обслуживается, при определении условий аккредитива и формировании комплекта документов, представляемых по нему.

4. Импортер может получить льготные условия кредитования при использовании данной формы расчетов.

5. Аккредитив дает возможность покупателю подтвердить свою платежеспособность, что особенно важно при установлении новых торговых связей.

В соответствии с Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов аккредитив – это соглашение, в силу которого банк обязуется по просьбе клиента произвести оплату документов третьему лицу (бенефициару, в пользу которого открыт аккредитив) или произвести оплату, акцепт тратты, выставленной бенефициаром, или негоциацию (покупку) документов.

Обязательство банка по аккредитиву является самостоятельным и не зависит от правоотношений сторон по коммерческому контракту. В расчетах по документарному аккредитиву участвуют:

- импортер (приказодатель), который обращается к банку с просьбой об открытии аккредитива;

- банк-эмитент, открывающий аккредитив;

- авизующий банк, которому поручается известить экспортера об открытии в его пользу аккредитива и передать ему текст аккредитива, удостоверив его подлинность;

- бенефициар-экспортер, в пользу которого открыт аккредитив. Международные расчеты в форме документарного аккредитива можно представить следующей схемой (рис. 16.7.).


Рис. 16.7. Аккредитивная форма международных расчетов

1. Заключение контракта, в котором указывается, что стороны будут использовать аккредитивную форму расчетов.

2. Извещение импортера о подготовке товара к отгрузке.

3. Представление импортером заявления своему банку на открытие аккредитива с точным указанием его условий.

4. Открытие аккредитива банком-эмитентом (исполняющим банком) и направление его экспортеру (бенефициару) через банк, как правило, обслуживающий бенефициара, который (банк) извещает (авизует) последнего об открытии аккредитива.

5. Проверка авизующим банком подлинности аккредитива и передача его бенефициару.

6. Проверка бенефициаром аккредитива на предмет его соответствия условиям контракта и в случае согласия отгрузка им товара в установленные сроки.

7. Получение бенефициаром транспортных (и других требующихся по условиям аккредитива) документов от перевозчика.

8. Представление бенефициаром полученных от перевозчика документов в свой банк.

9. Проверка банком экспортера полученных от бенефициара документов и отсылка их банку-эмитенту для оплаты, акцепта (согласия на оплату или гарантирования оплаты) или негоциации (покупки).

10. Проверка банком-эмитентом полученных документов и (в случае выполнения всех условий аккредитива) перевод суммы платежа экспортеру.

11. Дебетирование банком-эмитентом счета импортера.

12. Зачисление авизующим банком выручки на счет бенефициара.

13. Получение импортером-приказодателем документов от банка-эмитента и вступление во владение товаром.

Схема аккредитивной формы расчетов сводится к следующему. Импортер предоставляет в банк заявление на открытие аккредитива. Банк импортера, открывший аккредитив, направляет аккредитивное письмо одному из своих корреспондентов в стране экспортера, назначая его авизующим банком и поручая ему передать аккредитив бенефициару. После получения открытого в его пользу аккредитива (как обеспечения платежа товара) бенефициар проводит отгрузку товара, представляет документы, как правило, в авизующий банк, который пересылает их для оплаты банку эмитенту. После проверки правильности оформления документов банк, открывший аккредитив, производит их оплату. Если документ соответствует условиям аккредитива, банк переводит деньги согласно инструкциям авизующего банка и выдает документы импортеру, который получает товар. Поступившая выручка зачисляется на счет экспортера. В соответствии с условиями аккредитива в качестве банка, уполномоченного на оплату документов (исполняющий банк), может быть назначен и авизующий который в этом случае производит оплату документов экспортеру в момент их представления в банк, а затем потребует возмещения произведенного платежа у банка-эмитента (по непокрытым аккредитивам). Обычно если у исполняющего банка и банка-эмитента нет взаимных корреспондентских счетов, то в расчетах принимает участие третий (рамбурсирующий) банк, в котором открыты корреспондентские счета указанных банков. При открытии аккредитива банк-эмитент дает инструкции (рамбурсное полномочие) рамбурсирующему банку оплачивать требования исполняющего банка в течение срока действия и в пределах суммы аккредитива.

Поэтому в основе аккредитива лежит формула – «деньги против документов». А отсюда универсальность аккредитивной формы расчетов, которая состоит в том, что продавцу гарантируется немедленная оплата отгруженных товаров или предоставленных услуг. Он застрахован от неплатежеспособности или отказа от оплаты товаров (услуг) покупателем; покупателю – что заплаченные ним деньги не пропадут неизвестно где и поступят в распоряжение контрагента только после того, как он выполнит свои обязательства.

Виды аккредитивов разнообразны и классифицируются следующим образом (таблица 16.1.).

В современных условиях также применяются аккредитивы компенсационные и «бэк-ту-бэк». Экономическое содержание этих видов аккредитивов сводится к следующему. Бенефициар, в пользу которого по поручению иностранного покупателя открывается аккредитив, является посредником, а не производителем товара. Для того чтобы обеспечить поставку товара конечному покупателю, он обязан его закупить. Если расчеты с фирмой – производителем товара должны осуществляться в форме документарного аккредитива, то в качестве обеспечения для открытия такого аккредитива посредническая организация может предложить банку первоначальный аккредитив, открытый в его пользу банком импортера.

Некоторые страны, особенно США, используют резервный гарантийный аккредитив («стэнд-бай»), который служит гарантией выполнения контрагентами взятых на себя обязательств по контракту. В случае неоплаты документов импортером экспортер может обратиться в банк импортера за получением платежа. В частности, аккредитив «стэнд-бай» используется в торговле нефтью с участием длинной цепи покупателей и банков, что задерживало поступление документов конечному импортеру.

Таблица 16.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: