Школа «человеческих отношений» и поведенческой концепции в менеджменте

Предпосылки возникновения: недооценка человеческого фактора, упрощение представлений о мотивах человеческого поведения, присущие классической школе, послужили предпосылкой возникновения на рубеже 30-х гг ХХ в. Школы «человеческих отношений» или «человеческого поведения».

В ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).

Основатели школы: Майо, Ротлисбергер.

Основные представители: Мак-Грегор (профессор школы индустриального управления Массачусетского технологического института); Крис Арджирис (профессор Йельского университета); Ренсис Лайкерт (директор Института социальных исследований Мичиганского университета); группа социологов Гарвардского университета, регулярно занимающаяся проблемами «человеческих отношений».

Основная идея - сосредотачивать основное внимание на работнике, а не на его задании.

Предметом исследования являются: коммуникационные барьеры; психологические мотивы поведения людей в процессе производства; групповые нормы; групповые отношения; проблемы «конфликта и сотрудничества»; неформальная организация.

Важную роль в создании этого направления сыграли исследования Мэри Паркер Фоллиет, которая была одним из первых теоретиков, обосновывающих необходимость научного исследования психологических аспектов управления. Утверждала, что теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о природе человека и мотивах его поведения, а на достижениях научной психологии. Она одна из первых выдвинула идею «участия рабочих в управлении» и боролась за создание атмосферы «подлинной общности интересов».

Мэйо и Ротлисбергер утверждали, что сама работа и «чисто физические требования» к производственному процессу имеют относительно меньшее значение, чем социальное и психологическое положение и самочувствие рабочего в процессе производства.

Основные положения школы:

. человек является «социальным существом»

. строгая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с «природой человека».

. Решение «проблемы человека» - дело предпринимателей.

Со второй половины 30-х гг. школа человеческих отношений дополнилась поведенческими концепциями. Вклад в развитие этой концепции внесли американские ученые Абрахам Маслоу (1908-1970) и Дуглас Мак-Грегор (1906-1964)1. А. Маслоу разработал теорию, потребностей, известную как "пирамида потребностей". В ней потребности человека можно представить в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные, физиологические потребности, а ближе к вершине - духовные. Выявить их и использовать является задачей менеджера.

Дуглас Мак-Грегор разработал теорию двух типов поведения человека на работе и в соответствии с этим двух способов управления работниками. Это теории "X" и "У". По теории "X" люди в данной организации изначально ленивы и стремятся избегать лишней работы, они работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. По теории "У" работа для здорового человеческого организма является потребностью, следовательно, менеджер должен обеспечить такие условия, при которых работник мог бы удовлетворять не только физиологические, но и духовные потребности.

Главное в этом подходе состоит в том, чтобы подобрать способы воздействия на человека в соответствии с наукой о его поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: