Формы и разновидности культуры

Многообразие культур: бывают культуры - национальную и мировую, светскую и религиозную, западную и восточную и т.д. Такие формы культуры, как элитарная, народная, массовая и две ее разновидности – субкультура и контркультура.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами и включает изящное искусство, высокоинтеллектуальную литературу и т.д. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Иначе народную культуру называют любительской и коллективной (мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы и т.д.).

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью электронных носителей. Появилась она в середине XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзапись и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Как правило, она обладает незначительной художественной ценностью, но у нее самая широкая аудитория. Массовая культура служит в современном мире одним из средств первичной социализации индивида, предлагая ему набор стереотипных моделей поведения и соответствующую систему первичных ценностных предпочтений.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой их них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения (субкультура).

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, которая создает свой сленг, моду, музыку, нравственный климат, субкультуре пожилых людей, национальных меньшинств, профессиональной, криминальной субкультуре. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической,

одеждой, обычаями, но она не противостоит доминирующей культуре, как это происходит в случае контркультуры.

Контркультура представляет такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. Например, субкультура террористов противостоит человеческой культуре, молодежное движение хиппи в 60-е годы ХХ века отрицало господствующие американские ценности. Контркультура направлена на пересмотр базисных принципов актуального типа культуры, основными принципами которой являются: – острый конфликт с «официальной» культурой, демонтаж существующей системы ценностей; – построение альтернативного культурного пространства; – стремление к его максимальному расширению, в идеале – к полному господству в качестве нового культурного канона («культурная революция»). Основной творец альтернативной культуры – культура официальная, слепо отбрасывающая «неприемлемые» формы расширения ее пространства. В свою очередь, совокупность субкультур, базисные принципы которых оцениваются с точки зрения господствующего культурного канона как чуждые или враждебные, составляет пространство маргинальной культуры. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их размещением на «окраинах» соответствующих культурных систем, пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются: – процессы трансформации общества (модернизация, «перестройка» и т.п.); – изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса); – различные формы взаимодействия культур (от военных конфликтов до экономического сотрудничества и культурного обмена).

Каждое человеческое общество имеет собственную специфическую культуру, или социокультурную систему, которая в некоторой степени совпадает с другими системами. Различие среди социокультурных систем связано с физическими условиями и ресурсами, диапазоном возможностей, свойственных различным областям деятельности, типом языка, ритуалов и традиций, изготовления и использования инструментов, степенью социального развития. На отношения, ценности, идеалы и верования индивида культура

среды его обитания оказывает большое влияние, и, конечно, индивид может жить или перемещаться в рамках нескольких различных культур.

Сегодня наиболее актуальными направлениями во взаимодействии культур ученые называют следующие:

1) этническое направление, характерное для отношений между локальными этносами, историко-этнографическими, этно-конфессиональными социальными общностями;

2) межнациональное направление, основанное на диалоге различных государственно-политических структур и политических элит;

3) цивилизационное направление, основанное на диалоге культур, который наиболее продуктивен с точки зрения культурно-инновационной деятельности.

Стратегической целью государственной политики в области культуры является развитие и эффективное использование культурного потенциала страны, обеспечение преемственности развития казахстанской культуры наряду с поддержкой культурных инноваций. Сегодня с уверенностью можно говорить, что устойчивое развитие страны требует бережной защиты и передачи следующим поколениям исторического опыта общества и его достижений в области культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: