Закладки 1 страница

Огл

Вопрос № 1: В современном постиндустриальном обществе основным видом семьи является семья… Диапазон баллов: от 0 до 1
  смешанная
  расширенная
  нуклеарная
  гостевая

а

Вопрос № 2: Эмансипация женщин предполагает.. Диапазон баллов: от 0 до 1
  равноправие с мужчинами в политической, экономической и социальной сферах
  лидерские позиции женщины во всех сферах социальной жизни
  дискриминацию женщин по половому признаку
  усвоение женщинами мужских стереотипов поведения

вл

Вопрос № 3: Семья, в которой супруги и дети составляют ядро взаимоотношений, а кровнородственные связи отходят на второй план называется… Диапазон баллов: от 0 до 1
  смешанной
  нуклеарной
  расширенной
  первобытной

ен

Вопрос № 4: Расширенной семьей в социологии называют.. Диапазон баллов: от 0 до 1
  полную семью (муж, жена, дети)
  бездетную семью
  семью, состоящую из супругов
  семью, состоящую из супружеской пары, их детей, родителей и других кровных родственников

ие

Вопрос № 5: Институт брака регулирует отношения между… Диапазон баллов: от 0 до 1
  между кровными родственниками
  между мужчиной и женщиной
  между супругами и детьми
Вопрос № 6: По составу участников брачных отношений истории сложились следующие типы брака: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  моногамия
  полигиния
  полиандрия
  групповой брак
  пробный брак
Вопрос № 7: К основными функциям семьи не относится функция… Диапазон баллов: от 0 до 1
  социализации
  экономическая
  репродуктивная
  воспитательная
  политическая
Вопрос № 8: Противоположным феминизации мужчин является процесс … Диапазон баллов: от 0 до 1
  дискриминации женщин
  мускулинизации женщин
Вопрос № 9: Семья, состоящая из нескольких поколений, ядро которой представляют кровные родственники, а супружеские взаимоотношения – второстепенны, называется… Диапазон баллов: от 0 до 1
  нуклеарной
  смешанной
  расширенной
  патриархальной
Вопрос № 10: Семья относится к… Диапазон баллов: от 0 до 1
  первичным социальным группам
  вторичным социальным группам
Вопрос № 11: Понятием «гендер» в социологии обозначают… Диапазон баллов: от 0 до 1
  биологический пол
  социальный пол
  брачные отношения
  степень устойчивости брачных отношений
Вопрос № 12: Исторически первым социальным институтом является… Диапазон баллов: от 0 до 1
  право
  семья
  государство
  наука
Вопрос № 13: Тип семейного уклада, в котором власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных называется… Диапазон баллов: от 0 до 1
  патриархальной
  матриархальной
  эгалитарной
Вопрос № 14: По родословной и типу наследования выделяют следующие типы семьи: Диапазон баллов: от 0 до 1
  патрилинеальную-матрилинеальную-билинеальную;
  патриархальную-матриархальную-эгалитарную;
  патрилокальную- матрилокальную-неолокальную.
Вопрос № 15: Нуклеарная семья возникла в эпоху… Диапазон баллов: от 0 до 1
  первобытную
  рабовладельческую
  капиталистическую
  современную
Вопрос № 16: Исторически первым типом семейного уклада был Диапазон баллов: от 0 до 1
  патриархат
  матриархат
  эгалитарный тип
Подождите, идёт загрузка курса  
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 6. Социальное взаимодействие как основа функционирования общества → Тема 6. Лекция  
           

Тема 6. Лекция

Исходным моментом для возникновения социальной связи является взаимодействие индивидов или групп индивидов для удовлетворения тех или иных потребностей.
Взаимодействие — это любое поведение индивида или группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем. Категория «взаимодействие» выражает характер и содержание отношений между людьми и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным позициям (статусам) и ролям (функциям). Независимо от того, в какой сфере жизнедеятельности общества (экономической, политической и т. д.) имеет место взаимодействие, оно всегда социально по своему характеру, так как выражает связи между индивидами и группами индивидов; связи, опосредуемые целями, которые каждая из взаимодействующих сторон преследует.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия — это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия — это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения.


Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.
Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов и, наконец, обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.
Под влиянием Г. Зиммеля и особенно П. А. Сорокина взаимодействие в его субъективной интерпретации было принято в качестве исходного понятия теории групп, а затем стало исходным понятием и американской социологии. Как писал П. А. Сорокин: «Взаимодействие двух или большего числа индивидов есть родовое понятие социального явления: оно может служить моделью последних. Изучая строение этой модели, мы можем познать и строение всех общественных явлений. Разложив взаимодействие на составные части, мы разложим тем самым на части самые сложные социальные явления».
«Однако само по себе социальное взаимодействие еще ровно ничего не объясняет. Чтобы понять взаимодействие, надо выяснить свойства взаимодействующих сил, а эти свойства не могут найти объяснения в факте взаимодействий, как бы не изменялись они благодаря ему. Сам факт взаимодействия знания не прибавляет. Все зависит от индивидуальных и социальных свойств и качеств взаимодействующих сторон. Именно поэтому главное в социальном взаимодействии — содержательная сторона. В современной западноевропейской и американской социологии эта сторона социального взаимодействия рассматривается ишвным образом с позиций символического интсракционизма и этнометодологии. В первом случае любое социальное явление предстает как непосредственное взаимодействие людей, осуществляемое на основе восприятия и использования общих символов, значений и т. л. Вследствие этого объект социального познания рассматривается как совокупность символов человеческого окружения, включенных в определенную «поведенческую ситуацию». Во втором случае социальная реальность рассматривается как «процесс взаимодействия на основе обыденного опыта». Повседневный опыт, символы и значения, которыми руководствуются взаимодействующие индивиды, придают их взаи­
модействию, а иначе и быть не может, известное качество. Но в данном случае остается в стороне главная качественная сторона взаимодействия — те реальные социальные процессы и явления, которые выступают для людей в виде символов, значений, повседневного опыта.


В результате социальная реальность и составляющие ее социальные объекты выступают как хаос взаимных действий, основывающихся на «интерпретирующей роли» индивида по «определению ситуации» или на обыденном сознании. Не отрицая семантическую, символическую и другие стороны процесса социального взаимодействия, надо признать, что генетическим источником его является труд, материальное производство, экономика В свою очередь все производное от базиса может оказать и оказывает обратное воздействие на базис.
Способ взаимодействия. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и социальным окружением в целом определяет «преломление» социальных норм и ценностей сквозь сознание индивида и его реальные действия на основе осмысления этих норм и ценностей.
Способ взаимодействия включает шесть аспектов:
1) передачу информации;
2) получение информации;
3) реакцию на полученную информацию;
4) переработанную информацию;
5) получение переработанной информации;
6) реакцию на эту информацию.
Социальные отношения. Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений. Социальные отношения — это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институциализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.
Для социальных общностей характерны наличие условий жизнедеятельности (социально-экономического, социального положения, профессиональной подготовки и образования, интересов и потребностей и т. д.), общих для данной группы взаимодействующих индивидов (социальных категорий); способ взаимодействия данной совокупности индивидов (нации, социальные классы, социально-профессиональные группы и т. д.), т. е. социальной группы; принадлежность к исторически сложившимся территориальным объединениям (город, деревня, поселок), т. е. территориальные общности, степень ограничения функционирования социальных групп строго определенной системой социальных норм и ценностей, принадлежность изучаемой группы взаимодействующих индивидов к тем или иным социальным институтам (семья, образование, наука и т. д.).

Социальная структура личности характеризует как «внешнюю», так и «внутреннюю» соотнесенность человека с социумом: «внешняя» соотнесенность выражается в системе социальных статусов (как объективного положения человека в обществе) и моделей ролевого поведения (как динамической стороны статусов); «внутренняя» соотнесенность представлена совокупностью диспозиций (как субъективно осмысленных позиций) и ролевых ожиданий (как динамической стороны диспозиций).
При этом социальные статусы выражают «объективные» позиции личности в социальном мире или пространстве, диспозиции — «субъективные» позиции или субъективный срез статусов. Связующим звеном между ними выступают, с одной стороны, элементы «внешней» активности (потребности, интересы, ценности), обусловливающие статусные позиции, а с другой — элементы «внутренней» активности (ценностные ориентации, мотивы и цели), определяющие диспозиции личности. Социальные роли, опосредующие процессы взаимодействия личности и общества, характеризуют динамическую сторону социальной структуры личности.
Социальная структура личности выступает в двух отношениях' с одной стороны, в объективном плане (как система статусов и ролей), а с другой — в субъективном плане (как система диспозиций и ролевых ожиданий).
Социальные статусы и роли. В объективном смысле социальная структура представляет собой сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами (индивидами и группами). Такие взаимодействия предполагают, во-первых, наличие статусов или позиций, которые занимают участники взаимодействия относительно друг друга и всей системы в целом, во-вторых, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания и, в-третьих, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли), исполняемые актерами.
Определим вначале исходные понятия «статус», «социальная позиция» и «социальная роль». Эти понятия впервые ввел в научный оборот в 30-е гг. XX в. американский культурный антрополог Р. Линтон.
Наиболее полно статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) и функционализме (Т. Пирсоне, Р. Мертон)

Ролевая теория личности является результатом синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Теоретические предпосылки этой теории заложил Ч. Кули. Ее же основные положения сформулированы социальным психологом Дж. Мидом и социальным антропологом Р. Линтоном.
В интеракционизме Дж. Мида значительное место отводится активности личности, ее способности к восприятию другого. Так, он разработал концепцию «обобщенного другого». Данное понятие выражает всеобщие ценности и стандарты поведения, которые формируют у каждого члена группы индивидуальный Я-образ. С этой точки зрения личность в процессе ролевого взаимодействия как бы встает на место других индивидов и тем самым видит себя другой личностью.
Если Дж. Мид уделяет главное внимание научению и освоению ролей в процессах межличностного взаимодействия, то Р Линтон описывает прежде всего социокультурную природу ролевого поведения и взаимодействия людей. Статус (или позиция) понимается им как структурная единица, определяющая место индивида в социальной структуре и характеризующаяся определенной совокупностью прав и обязанностей. Роль определялась как «динамический аспект статуса». Она приводит в действие статус личности. Данное понимание статуса и роли признано классическим.
Функционалисты (Т. Парсонс, Р. Мертон) рассматривают социальное действие как систему, включающую множество актеров, которые имеют определенный статус и исполняют предписанные нормами роли. Так вычленяется, по Т. Парсонсу, собственная социальная подсистема человеческого действия.

«Фундаментальной чертой всех человеческих обществ, — подчеркивал Т. Парсонс, — является ролевой плюрализм, участие одних и тех же людей в ряде коллективов. Расширение ролевого плюрализма является важнейшей составляющей процессов дифференциации, ведущих к становлению общества современного типа».
Система социальных ролей характеризуется, по Т. Парсонсу, такими чертами, как эмоциональность (бурное проявление чувств или их сдержанное выражение), способ получения (предписание или достижение), масштаб (ракурс ролевых отношений, устанавливаемый личностью или ситуацией взаимодействия), формализация (установление правил ролевого поведения), мотивация (каждой роли соответствует свой мотив).
С ним связана непосредственно теория ролевых и статусных наборов Роберта Мертона (р. 1910). Она фиксирует то обстоятельство, что индивиды, занимающие те или иные статусы, находятся во взаимодействии с другими партнерами, обладающими разными ожиданиями из-за различий своих позиций в социальной структуре. Самое интересное в теории ролевых наборов — это то, что она обращает внимание на различие, несовместимость и даже конфликты между ожиданиями (экспектациями) людей, занимающих различные статусные позиции.
Ролевой набор, по Мертону, — это совокупность ролевых отношений личности, определяемых ее социальным статусом. Несколько ролевых наборов личности, занимающих данный статус, составляют набор статусов. Набором статусов Мертон называет также несколько статусов, одновременно занимаемых личностью. Ролевой и статусный наборы представляют, следовательно, различные аспекты или срезы структурной организации личности.

В предотвращении ролевых конфликтов важную роль играет механизм объединения статусов и ролей. Объединение статусов предполагает временный отказ от какой-либо роли, а объединение ролей — более эффективное исполнение роли. Механизм объединения статусов становится возможным благодаря существующему в социальной группе разделению сфер деятельности между людьми, исполняющими различные роли.
Так, например, наборы статусов и ролей личности в семье и на работе не перекрывают, а дополняют друг друга. Их же соединение возможно в случае отказа обладателя статуса от одной из ролей. Каково же современное значение понятия «статус и роль»? Надо признать, что оно мало изменилось со времен Р. Линтона.
Под статусом в научной литературе понимается, как правило, определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в данной социальной системе независимо от ее субъективных устремлений Статусы классифицируются по ряду признаков. В зависимости от социальной значимости и веса в обществе выделяются главный и второстепенные (вспомогательные) статусы. По характерупроисхождения различают «приписанные» (аскриптивные) статусы, сформированные благодаря внешним, неконтролируемым со стороны человека характеристикам (возраст, пол, нация и пр.), и «достигнутые» (приобретенные) статусы, зависящие от реальных достижений личности в конкретной области се жизни.
В современной интерпретации понятия «социальная роль» выделяется обычно несколько значений: 1) динамический аспект реализации того или иного статуса (позиции); 2) нормативно одобренный способ поведения личности (образец); 3) совокупность требований, предъявляемых к определенному статусу (позиции). Каждое из этих значений фиксирует тот или иной аспект ролевой структуры личности. Динамический аспект представлен совокупностью последовательных действий, связанных с реализацией конкретного статуса. Ролевые действия личности, получившие нормативное одобрение и поддержку, составляют ядро социальной роли. Нормативный аспект (нормативная структура) характеризует, с одной стороны, набор требований (предписаний, пожеланий, оценок и т. д.), а с другой — нормативные ожидания других участников взаимодействия.

В зависимости от тех или иных ситуаций социальные роли подразделяются на несколько классов. Так, основоположник социометрии Дж. Морено различал психосоматические роли (биологическая обусловленность и бессознательный характер проигрывания), психодраматические роли (соответствие конкретным требованиям социального окружения) и социальные роли (статусная обусловленность и заданность исполнения ролей). Т. Шибутани выделял конвенциальные роли, обусловленные требованиями среды или системы, и межличностные роли, определяемые самими участниками взаимодействия в зависимости от конкретной ситуации.
Различие между статусом и ролью заключается в следующем:
во-первых, статус определяет место индивида в социальной системе, его взаимоположение с другими людьми (структурный аспект социальной структуры личности), а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса (позиции); во-вторых, понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.
Для характеристики отношений между статусами и ролями ученые предложили ввести целый ряд понятий: «противоречивость статуса» и «статусная кристаллизация», обозначающие меру согласованности между собой различных статусов личности (Ж. Ленски), «ролевая дистанция» (И. Гоффман); «ролевой конфликт», «ролевые напряжения», «ритуалы перехода» и др.
Приведем некоторые определения и пояснения. Ролевые напряжения характеризуют факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. Под ролевым конфликтом понимается наиболее острая форма ролевою взаимодействия, ведущая к противостоянию его сторон.
В культурной антропологии для обозначения специальных процедур и практик перехода от одного статуса к другому используется понятие «ритуалы перехода». Так, еще в начале XX в. А. Геннеп рассматривал ритуалы как средство, облегчающее сложности освоения нового статуса и комплекса ролей.
В структуре ритуала он вычленял три стадии: долиминальная (отделение), лиминальная (переход) и постлиминальная (воссоедние). Примечательно, что эти процедуры и социальные церемонии сохранили свое значение и по сей день. Например, чиновник, получивший новую должность, вначале символически отделяется от своего прежнего статуса (документальное подтверждение нового назначения), затем постепенно адаптируется к статусу, извещая окружающих о переменах, и, наконец, включается в систему в новом качестве, присваивая себе связанные с ним ресурсы (занимает кабинет начальника, получает иные блага и возможности).

Итак, в концепциях социальных статусов и ролей, определяющих объективный уровень социальной структуры личности, необходимо усвоить следующее:
• социальный статус характеризует место (положение) личности в системе социальных отношений (группах, организациях и пр.) в соответствии с ее рангом («ниже—выше») или конкретными правами/обязанностями;
• каждый человек обладает множеством социальных статусов (статусный набор), один из которых может считаться главным, определяющим образ и стиль жизни личности, другие — второстепенными; в зависимости от жизненной ситуации носителя статусы подразделяются на приписываемые, заданные внешними, неконтролируемыми личностью обстоятельствами (происхождением, расой и пр.), и достигаемые, являющиеся результатом ее свободного выбора и собственных усилий (заслуги, образование и пр.);
• социальная роль выражает динамическую сторону статуса, а точнее — нормативно одобренный способ поведения личности;
• социальный статус реализуется, как правило, в системе социальных ролей — ролевом наборе;
• социальные роли включают в себя, с одной стороны, нормативные требования (предписания, пожелания и пр.), а с другой — нормативные ожидания участников взаимодействия;
• ролевое поведение является результатом исполнения роли, которому предшествуют процессы обучения и принятия ролей;
• в случае расхождения между реальным поведением и нормативными предписаниями и ожиданиями могут возникать ролевые напряжения и конфликты;
• для предотвращения ролевых напряжений и преодоления конфликтов участники взаимодействия используют несколько процедур: рационализация, разделение и регулирование ролей.

   
 
   

Ог

Вопрос № 1: Два признака ценностно-рациональногодействия в соответствии с типологией М.Вебера: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Действие характеризуется тем, что достижение результата не всегда возможно;
  Действие совершается ради получения удовольствия;
  Действие осуществляется по привычке;
  Действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность данного поведения

ла

Вопрос № 2: Положение индивида в малой группе называют его_______статусом. Диапазон баллов: от 0 до 1
  Малым
  Достигаемым
  Ролевым
  Личным

вл

Вопрос № 3: Согласно Э.Холлу, дистанция взаимодействия, характерная для положения оратора на трибуне или актера на сцене – это… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Личная дистанция
  Публичная дистанция
  Интимная дистанция
  Социальная дистанция

ен

Вопрос № 4: Принятие решений методом всеобщего голосования как разновидность социального взаимодействия называется Диапазон баллов: от 0 до 1
  Кооперацией
  Консенсусом
  Компромиссом
  Конкуренцией

ие

Вопрос № 5: В социологии выделяют следующие виды социальных статусов: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Личный-социальный
  Приписываемый-достигаемый
  Высокий-низкий
  Основной-неосновной
  Реальный-мнимый
  Смешанный
Вопрос № 6: Социальные взаимодействия предопределяют характер социальных действий в теориях двух западных социологов: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Р.Мертона
  Д.Морено
  Т.Парсонса
  Дж.Милля
Вопрос № 7: Кооперация – это вид ___________взаимодействия Диапазон баллов: от 0 до 1
  Эмоционального
  Исторического
  Аффективного
  Инструментального
Вопрос № 8: М.Вебер выделил 4 следующих типа социальных действий: Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Традиционное
  Нетрадиционное
  Целерациональное
  Ценностно-рациональное
  Аффективное
Вопрос № 9: Ростовщик дает деьги в долг под проценты. Согласно типологии М.Вебера – это пример действия… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Традиционного
  Целерационального
  Ценностно-рационального
  Аффективного
Вопрос № 10: Социальный контакт, как разновидность социального взаимодействия, отличает Диапазон баллов: от 0 до 1
  Длительность и повторяемость
  Глубокая и тесная координация системы действия
  Высокая степень устойчивости возникающих социальных отношений
  Мимолетный характер и кратковременность существования
Вопрос № 11: Модель поведения, заданная социальным статусом личности, называется… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Социальная адаптивность
  Конформность
  Социальная роль
  Социальный портрет
Вопрос № 12: Примером прирожденного статуса является статус… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Президент
  Студент
  Жена
  Ребенок
Вопрос № 13: Двумя примерами вербальной коммуникации являются… Диапазон баллов: от 0 до 1
   
  Указательный жест
  Отправка СМС сообщения
  Знак дорожного движения
  Разговор по телефону
Вопрос № 14: Разговор – это пример социального… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Отношения
  Конфликта
  Статуса
  Взаимодействия
Вопрос № 15: Аффективное действие, согласно теории М.Вебера, вызывается… Диапазон баллов: от 0 до 1
  Чувствами
  Привычкой
  Сознательной верой
  Бессознательными импульсами
Подождите, идёт загрузка курса  
Теоретический раздел → Курс лекций → Тема 7. Социальный контроль и девиация → Тема 7. Лекция  
           

Тема 7. Лекция


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: