Метод науки

Т.к. БА - часть общеисторической науки, то и метод БА - исторический, т.е. изучение всех памятников и библейских реалий в связи с историей их возникновения и происхождения. Исторический метод противостоит ранее существовавшему т.н. «феноменологическому» методу, основанному Карлом Гусером (Вероятно, Эдуардом Гусером - прим.ред.). (ср. «гусерианство» в философии), согласно которому любое историческое явление является феноменом, и изучать его необходимо как феномен, т.е. без связи его с другими историческими явлениями (без побочных исследований). Исторический же метод изучает все предметы и явления в связи с историей их возникновения и происхождения. Один из теоретических обоснователей исторического метода - акад. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Его постулаты:

1. Литературные или исторические памятники нельзя вырывать из контекста истории.

2. Их надо изучать только в связи с биографией автора или эпохой, его породившей.

Иногда наши интересы будут далеки от Библии, но мы будем их касаться по вышеуказанным причинам.

Историческая этнография Древнего Ближнего Востока

Создатели первых земледельческих культур на Ближнем Востоке принадлежали к «европеоидной большой» расе, а в её составе - к «средиземноморской малой» расе. Но расовая принадлежность этих народов мало о чём говорит, т.к. к этим расам принадлежали и все последующие народы Ближнего Востока вплоть до сего дня. Поэтому самым надежным и доступным критерием для исследователя является язык, на котором говорили древнейшие представители этих культур. Это легко понять. И в нынешней ситуации, например, население Кавказа, в основном, принадлежит к одной и той же расе, но говорят все на своих языках, и мы определяем - это грузин, чеченец, кабардинец, дагестанец и т.д.

Кто населял Месопотамию

Первые скопления небольших поселений в жаркой и почти отрезанной пустынями от окружающего мира низменности Месопотамии начали появляться уже в 6 тысячелетии до н.э. Впоследствии эти первые общины земледельцев в низовьях Евфрата были, как полагают, поглощены пришельцами - Шумерами. Затем сюда же из Верхней Месопотамии пришли Восточные Семиты.

5.1??????

Откуда появились шумеры, до сих пор для историков является совершенной загадкой. Их собственное предание заставляет нас думать о каком-то восточном или юго-восточном их происхождении.

1. Древнейшим своим поселением или городом они считали г. Эрэду. Это самый южный из городов Двуречья. Он находится почти на побережье Персидского залива.

2. Местом своего возникновения сами шумеры считали остров Дильмун (Тильмун) (или по современной географии о.Бахрейн в Персидском заливе).

3. Важную роль в их религии играли культы, связанные с горой. На шумерском языке «страна» и «гора» даже произносились одинаково. Поэтому предполагают, что они по происхождению из какой-то гористой местности, тем не менее, где-то на побережье, потому что пришли в Месопотамию водным путем. У них были развиты представления о Мировом океане.

А откуда точно они, никаких данных нет до сих пор.

Что касается языка шумеров, то и он пока продолжает оставаться загадкой не в том, что его не могут дешифровать (он давно дешифрован, клинопись шумерская уже хорошо читается), но происхождение языка неизвестно, он не относится ни к какой языковой группе древних или новых языков.

Шумерская культура прослеживается в Месопотамии с конца 5‑го тысячелетия. И эта шумерская культура (именно культура с развитой письменностью, наукой, счетом и прочими достижениями) и наложила неизгладимый отпечаток на все последующие культуры и народы, которые прямо или косвенно приходили с ней в соприкосновение. И уже многие народы не знали, откуда что взялось, никаких шумеров уже не было, а продолжали пользоваться и образом мыслей, и литературными памятниками, и прочими достижениями шумеров.

О шумерах в Библии ничего не говорится, потому что ко времени написания Библии никаких шумеров не только в природе не было, а и в помине нигде не было, но обычаи шумерские, многие законы, по которым жили шумерские города, вошли даже в состав законодательных сборников, т.н. «Книги Завета», которые находятся в книгах Числа и Левит. Некоторые формулировки вошли в Ветхозаветное законодательство опосредовано, уже через другие народы. Поэтому, о шумерах нам надо будет говорить.

Немного спустя появляются семиты.

5.2??????

По крайней мере, со 2‑й четверти 3‑го тысячелетия до н.э. в Северной и Центральной частях Нижней Месопотамии зарегистрированы Восточно-Семитские собственные имена, следовательно, здесь уже появились носители семитских языков - семиты. И уже в шумерском языке появилось некоторое количество слов, которые заимствованы из семитского языка.

Кто такие семиты, каково их происхождение? Восточные семиты говорили на одном из языков обширной семьи родственных между собой языков, называется эта семья Афразийская или в некоторых исследованиях Семито-Хамитская (По поводу термина «семитский». Термин появился в XIX веке, в науку был введен...... и Шельцером, и никакой специальной нагрузки не несет; был введен для обозначения носителей этих специфических языков, и по наименованию Сима, библейского патриарха, их условно назвали «семитами», поэтому никакого т.н. «семитского вопроса» вообще не существует).

Все языки этой семьи восходят к т.н. «протоафразийскому» языку, еще более древнему, существовавшему не позже 7‑го тысячелетия до н.э. на сравнительно небольшой территории Северной Африки.

Далее протоафразийский язык в эпоху раннего неолита разделился с течением времени на несколько ветвей: на кушитскую, семитскую и египетскую языковые ветви.

Древнейшую историю племен - носителей афразийских языков можно представить следующим образом. Примерно в 8‑7 тысячелетии до н.э. они жили в степях, непосредственно прилегавших к Сахаре. Она тогда еще не полностью превратилась в пустыню, и была степного характера, поэтому можно было там жить и пасти скот.

С постепенным высыханием и оскудением сахарских степей, пустыня стала наступать, жизненная территория стала сокращаться, и эти протоафразийцы (или семито-хамиты) начали расселяться с этой территории. Одни двинулись вглубь Африки, вошли в Центральную Африку и там смешались с темнокожим населением тропиков, передав ему свой язык. От них пошли т.н. чадцы и кушиты.

На Восток ушли племена семитской группы, и в начале 4‑го тысячелетия они прошли через долину Нила в Переднюю Азию.

Вслед за семитами ушли и египтяне и осели в долине Нила.

В связи с этим расселением единый некогда протоафразийский язык и разделился на эти языковые ветви.

В Передней Азии семиты разделились на Северных и Южных семитов. Северо-восточная группа первоначально расселилась в северной части Южного Двуречья, где и пришла в соприкосновение с шумерами. И представители этой группы говорили на семитском языке, который теперь именуется «аккадским» по имени их города Аккада, который они основали. Поэтому в науке эта группа называется «аккадцами».

Дальнейшая судьба этой группы связана с историей Аккада, Вавилонии и Ассирии, потому что они смешивались с местным населением. От ассимиляции с шумерами пошли вавилоняне, а от ассимиляции с...... пошли ассирийцы.

Северо-западная группа семитов расселилась в Передней Азии постепенно, несколькими волнами. Первыми известными представителями этой группы были амореи (или протоарамеи) и ханаанеи.

Немного позднее появляются арамеи, и более поздней волной тех же арамеев были халдеи.

На территории Передней Азии в течение 5‑4 тысячелетий семиты повсюду находили условия, пригодные для своего проживания, для возделывания полей и выпаса стад, и поэтому они, в основном, перешли к полукочевому овцеводству.

В сравнительно более населенных районах семитоязычные племена смешивались с многочисленными древними этносами, а их язык, как более живой, быстро вытеснял языки этих ранних этнических культур, т.е. происходила постепенная семитизация. Это происходило оттого, что мелкие земледельческие общины меньше имели между собой контактов, поэтому и появлялись очень изолированные замысловатые построения языка и речи - говоры. А пастушеские племена, хотя попутно тоже занимались примитивным земледелием, но, все таки, сохраняли некоторую подвижность, поэтому, имели довольно единообразный язык. Поэтому, семитский язык повсюду становился языком взаимного понимания и общения. Чисто местные изолированные говоры вытеснялись общепонятным языком пастушеских племен.

Все это значит, что первоначальных носителей семитских языков нельзя прямолинейно отождествлять с предками народов, которые говорят на семитских языках. И евреи - не древний народ, они относятся к своим предкам - Древнему Израилю также, как мы к каким-то славянским и скифским племенам. Есть древнее происхождение, но напрямую никакого древнего народа нет, он без конца со всеми смешивался, передавали свой язык, сами теряли язык неоднократно и, в конце концов, утратили его, и поэтому напрямую ни один из тех народов, которые говорят сегодня на семитских языках, нельзя напрямую отождествить с теми племенами, которые были носителями этих языков в древности.

Именно эти народы, в основном, будут нас интересовать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: