Сценарии ролевой игры «Наем и отбор персонала»

Цель: Ознакомление с концепцией и процедурой отбора и найма персонала в игровой форме.

Задачи:

1. Способствовать совершенствованию коммуникативных способностей студентов.

2. Содействовать формированиию умения проводить самопрезентацию при устройстве на работу.

I. Подготовительный этап.

Включает сообщение теоретических сведений по теме «Управление персоналом» - Отбор и наем персонала. Выявление знаний о профессиональных качествах менеджеров.

В условиях рыночной конкуренции качество персонала является главнейшим фактором, определяющим выживание и экономическое положение современной организации.

Концепция отбора и найма должна быть ориентирована на то, что залогом достижений целей и дальнейшего эволюционизирования предприятия являются своевременное его обеспечение квалифицированным персоналом.

Тщательный отбор работников во многом определяет возможности и эффективность последующего использования потенциала персонала. Повышение надежности отбора связывают с последовательным проведением проверки деловых и личных качеств кандидата.

Найму работника предшествуют четкое представление о функциях, которые он будет исполнять, задачах и должностных обязанностях, правах и взаимодействии в организации исходя из заранее разработанных требований выбирают подходящих людей на конкретную должность. При этом используют специальные методики, позволяющие учитывать систему деловых и личностных характеристик по группам качеств:

1. Общественно-гражданская зрелость (способность подчинять личные интересы общественным, умение прислушиваться к критике, быть самокритичным, активно участвовать в общественной деятельности).

2. Отношение к труду (чувство личной ответственности за порученное дело, чуткое внимательное отношение к людям, трудолюбие).

3. Уровень знаний и опыт работы (наличие квалификации, соответствующий занимаемой должности, знание объективных основ управления производством, знание передовых методов руководства, стаж работы в данной сфере).

4. Организаторские способности (умение организовать систему управления, свой труд, умение проводить совещания, владение передовыми методами руководства).

5. Умение работать с людьми (умение взаимодействовать с подчиненными, с руководителями разных организаций, умение создавать сплоченный коллектив).

6. Умение работать с документами и информацией (умение коротко и ясно формулировать цели, умение составлять деловые письма, приказы, распоряжения, выдавать задания, умение использовать современную технику управления).

7. Умение своевременно принимать и реализовывать решения (умение своевременно принимать решения, способность обеспечить контроль за исполнением решений, умение владеть собой, уверенность в себе).

8. Способность увидеть и поддержать передовое (умение увидеть новое, умение распознавать и поддерживать новаторов, энтузиастов, инициативность, смелость и решительность в поддержании и внедрении нововведений, мужество и способность идти на обоснованный риск).

9. Морально-этические черты характера (честность, добросовестность, порядочность, принципиальность, уравновешенность, выдержанность, вежливость, настойчивость, общительность, обаятельность, скромность, простота, опрятность и аккуратность внешнего вида, хорошее здоровье).

Из данного перечня выбираются те позиции, которые важнее всего для конкретной должности и организации, добавляются специфические качества, которыми должен обладать претендент на конкретную должность.

Важнейшими критериями при отборе на должность: являются полученное образование и практический опыт работы (как критерий уровня квалификации работника). Одной из важных личных характеристик работника является его социальный статус, второй важной личной характеристикой является возраст претендента.

Численность персонала рассчитывается так, чтобы обеспечить долгосрочное выполнение стратегических задач предприятия. Нехватка персонала ставит под угрозу выполнение задач, переизбыток его вызывает излишние расходы и ставит таким образом под угрозу существование самого предприятия.

II. Базовый этап.

Содержит предварительное задание каждому студенту составить на себя саморекламу как на менеджера одного из уровней управления по алгоритму (продолжительность 1,5 мин.):

1) Чем я могу быть полезен (полезна) для фирмы:

а) личные качества;

б) оригинальные профессиональные навыки;

в) коммерческая идея;

2) Мои условия сотрудничества в фирме.

Проведение деловой игры включает выступления студентов с соблюдением процедуры собеседования при приеме на работу. Затем представители студенческой группы активно обсуждают необходимость приема на работу данного специалиста, если соглашаются с требованиями кандидата без каких-либо уточнений, это означает проявление безответственного отношения к данному претенденту на должность, т.к. в будущем несем ответственность за него.

В процессе игры необходимо набрать определенное количество баллов, которые фиксируются в протоколе (ф.и. студента, проведение саморекламы, задаваемые вопросы при проведении собеседования).

Для микрозачета необходимо набрать 500 условных баллов.

Из них: самореклама – 300 баллов

1-ый заданный претенденту вопрос – 100 баллов

2-ой заданный вопрос – 50 баллов

все последующие задаваемые вопросы – 10 баллов.

III. Заключительный этап. Проводится предварительный подсчет набранных студентами баллов, подводятся итоги игры (включающие сообщение о лидерах, наиболее отличившихся студентов, акцентирование внимание на повторяющихся ошибках, которых следует избегать; рекомендации по составлению успешной самопрезентации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: