Тема 1. Введение в менеджмент
Изучение курса «Менеджмент» следует начать с изложения сущности и содержания понятия «менеджмент». Необходимо рассмотреть содержание понятий менеджмент и управление, менеджмент как самостоятельную область знаний, сочетающую науку, практику и искусство управления. Цели и задачи менеджмента.
На основе построения схемы четко представить основные категории менеджмента: система управления, объект и субъект управления, прямые и обратные связи, внутренняя и внешняя среда системы управления. Дать определение терминов закономерности и принципы менеджмента, перечислить основные закономерности и принципы менеджмента. Уделить внимание современным тенденциям развития менеджмента.
Тема 2. Особенности современной российской экономики и
необходимость совершенствования организации управления в России
Для усвоения данной темы выделить ключевые этапы развития экономики России. Далее рассмотреть вопросы теории и практики управления в России в условиях общественной формы собственности. Основные реформы системы управления экономикой и их результаты.
|
|
Охарактеризовать переход от плановой системы управления к регулируемому рынку. Обратить внимание на формирование рыночного механизма управления в стране. Процесс проведения приватизации и переход к рыночным ценам – основные вехи нового этапа рыночных отношений экономики России.
Обзорно рассмотреть основные результаты рыночной экономики за последнее десятилетие. Затем изучить роль финансового менеджмента и антикризисного менеджмента, основные задачи в обеспечении конкурентоспособности российской экономики.
Тема 3. Опыт менеджмента за рубежом
Необходимо начать изучение данной темы с характеристики основных факторов, определяющих формирование модели менеджмента: тип собственности, форма государственного устройства, зрелость рыночных отношений, национальные особенности и т.д.
Рассмотреть американскую модель менеджмента: исторические предпосылки современного американского менеджмента. Корпорация как основная организационно-правовая форма частного предпринимательства, стратегическое управление в американских корпорациях и его значение в конкурентной борьбе. Партисипативное управление как способ использования человеческого потенциала в организации. Американская практика подбора кадров.
Далее выделить особенности японской модели менеджмента: ориентир на человеческий фактор, групповая сплоченность, традиция подчинения старшему возрасту. Система оплаты труда, корпоративный дух фирмы как средство мотивации, система пожизненного найма, продвижение по старшинству, управление качеством, система организации труда.
|
|
Затем охарактеризовать западноевропейскую модель менеджмента, основные принципы концепции государственного регулирования экономики М. Кейнса и ее отражение в моделях «социального рыночного хозяйства» и «шведской модели социализма». Изложить основные положения социального рыночного хозяйства Л Эрхарда.
Дать комментарии возможности использования основных составляющих зарубежных моделей менеджмента в России.
Тема 4. Функции менеджмента
Начать изучение темы следует с ключевых понятий темы. Обратить внимание на комплексность, взаимосвязанность и целевую направленность каждой функции.
Рассмотреть общие функции как составные части любого процесса управления: планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Планирование как стадия процесса управления, включающая постановку целей. Прогнозирование, стратегическое и текущее планирование. Организация как функция управления, включающая формирование структуры организации, а также создание условий для достижения поставленных целей. Координация как функция управления, обеспечивающая его непрерывность, главная задача координации как достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Мотивация как функция управления, побуждающая эффективно трудиться для выполнения поставленных целей. Основные задачи процесса мотивации. Контроль как функция управления, осуществляющая количественную и качественную оценку работы организации.
Необходимо обратить внимание, что управляющее воздействие достигается посредством реализации комплекса взаимосвязанных функций, а именно: общие (основные), специфические (частные) и вспомогательные. Осуществление основных и специфических функций требует создания соответствующих условий, обеспечивающих нормальную деятельность их исполнителям, так возникает необходимость в выделении вспомогательной функции.
Тема 5. Цели и задачи управления предприятием. Внутренняя и внешняя среда предприятия
Первоначально следует рассмотреть понятие и значение цели, классификацию целей и требования, предъявляемые к ним. Затем подробнее остановиться на определении миссии, как главной цели организации. Обратить внимание на подходы к разработке миссии. Функции целей. Далее определить ключевые цели фирмы по функциональным подсистемам. Иерархический характер системы целей.
Представить дерево цели организации, принципы его построения. Использование ранжирования целей при разработке стратегических планов. В заключении темы рассмотреть управление по целям (алгоритм целеполагания). Рассмотреть значение и компоненты внутренней среды предприятия (миссия, цели деятельности предприятия, структуру, персонал, технологии, корпоративную культуру) и внешней среды. Среда прямого воздействия: поставщики, конкуренты, посредники, потребители, государственные органы (микро-, макроокружение); среда косвенного воздействия (рассмотреть состояние экономики, социо- культурные, политические, экологические и пр.факторы), связи с общественностью, международные факторы.
Тема 6. Процесс принятия управленческих решений
Дать определение понятия «управленческие решения». Показать роль решений в процессе управления. Раскрыть сущность решения и его виды. Сформировать представление классификации управленческих решений. Определить требования, предъявляемые к качеству управленческого решения. Этапы процесса принятия решений: постановка проблемы (оценка ситуации); подготовка информационного материала; выработка вариантов решения (альтернатив); определение оптимального варианта; формализация управленческого решения; организация выполнения принятого решения (определение сроков и специалистов, ответственных за выполнение решения); контроль руководства за выполнением решения. Проведение анализа результатов по принятым решениям и введение изменений в систему управления на основе этих результатов.
|
|
Тема 7. Информационное обеспечение менеджмента
Раскрыть значение информации в процессе управления. Дать классификацию информации. Рассмотреть роль коммуникационных процессов в обеспечении управления информацией.
Перечислить свойства и характеристики информации. Изучить информационные потоки и технологии управления. Следует рассмотреть место и роль технических средств обработки информации, показать их влияние на результат труда. Важнейшим условием формирования автоматизированных систем управления является обеспечение методологического, информационного и технического единства в системе управления.
Регулирование количества и качества информации. Формирование и регулирование структуры информации в менеджменте. Информационные факторы качества управления. Коммуникации и управленческая деятельность. Организационные коммуникации и управление ими. Использование мировых информационных ресурсов в менеджменте.
Тема 8. Стратегический менеджмент
Уделить внимание изучению методологии стратегического управления, рассмотреть объективные причины ее возникновения и использования.
Планирование стратегии включает компоненты: выработку тактики, политики, процедур и правил. Рассмотреть системный и ситуационный подход к управлению. Внутренняя и внешняя среда организации, изменения происходящие в них, воздействуют на разные аспекты текущей деятельности; Анализ сильных и слабых сторон организации, их учет обеспечит получение больших возможностей для достижения целей путем корректирования плана. Анализ альтернатив и выбор стратегии. Бизнес-план как отражение стратегии организации, а также условий и путей ее реализации. Основные разделы бизнес-плана.
|
|
Тема 9. Система мотивации труда
Дать определение и содержание понятия «мотивация». Показать связь мотивации с целенаправленным поведением человека. Рассмотреть первоначальные концепции мотивации. Основные направления эволюции современных теорий мотивации. Общие закономерности данного процесса.
Раскрыть ключевые понятия теории мотивации: первичные и вторичные потребности, побуждения, цель, деятельность, закон результата, мотивы и их классификация, стимулы, вознаграждения. Уделить внимание содержательным и процессуальным теориям мотивации. Рассмотреть принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
Тема 10. Менеджер и его деятельность
Дать понятие и охарактеризовать роль менеджера в современных условиях. Перечислить составляющие деятельности менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру. Профессиональные качества менеджера. Организаторские и коммуникативные качества. Эмоциональный, логический и аналитический интеллект. Типы менеджеров. Личностная характеристика. Следует рассмотреть источники формирования ресурсов организации. Внутрифирменные и внешние источники финансирования, рост прибыли. Цель, функции и методы финансового менеджмента.
Самоменеджмент руководителя. Формула успеха. Адаптация стиля управления к современным условиям.
Тема 11. Контроль и контроллинг
Показать значение контроля как функции управления, осуществляющей количественную и качественную оценку работы организации. Рассмотреть виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Этапы контроля. Характеристики эффективного контроля.
Изложить цели, задачи и функции контроллинга. Рассмотреть контроллинг как инструмент управления предприятием – введение контроллинга в организационную структуру управления; функции, профессиональные и личные качества контроллера. Способ создания системы контроллинга в организации и методы расчета ее эффективности. Основные контроллинговые показатели.
Оптимизация деятельности на предприятии при помощи контроллинга.
Тема 12. Инновационная программа менеджера
Раскрыть сущность, цель и задачи инновационного менеджмента. Рассмотреть нововведения как объект инновационного менеджмента. Сфера инновационной деятельности: рынок новшеств, рынок капитала, рынок чистой конкуренции нововведений. Классификация новаций: по содержанию – технические, организационные, социальные, экономические; по сфере применения; по причинам возникновения; по инновационному потенциалу; по механизму осуществления; по виду эффективности получения результата и др.
Далее представить основные этапы инновационного процесса. Понятие инновационный проект, его реализация. Выявить эффективность инновационного проекта. Формы государственной поддержки инновационной деятельности. Риски в инновационном менеджменте и управление ими. Особенности работы менеджера в кризисной ситуации. Основные этапы инновационного процесса. Инновационный проект, его реализация. Риски в инновационном менеджменте и управление ими.
Особенности работы менеджера в кризисной ситуации.
Тема 13. Управление рисками
Раскрыть характеристику системы управления рисками. Выделить свойства системы управления риском. Принципы управления риском.
Обосновать субъект-объектную характеристику риск-менджмента. Охарактеризовать этапы управления риском. Планирование риска, методика расчета. Перечислить подходы к управлению рисками.
Тема 14. Управление персоналом
Раскрыть понятие «персонал организации», представить основные показатели, характеризующие персонал организации; дать классификацию состава персонала, уделить внимание управленческим работникам.
Рассмотреть управление персоналом как фактор эффективного менеджмента. Отбор и наем персонала, развитие персонала, профессиональный рост и планирование карьеры. Вертикальная, горизонтальная карьера. Аттестация персонала. Основные функции служб по работе с персоналом – отбор и наем персонала, развитие персонала, профессиональный рост и планирование карьеры. Руководитель в системе управления персоналом.
Зарубежный опыт работы с персоналом.
Тема 15. Управление конфликтами
Представить современный взгляд теории социальных систем на конфликт между человеком и организацией. Рассмотреть виды конфликтов: внутренние и внешние; горизонтальные и вертикальные; объективные и субъективные; конструктивные и деструктивные. Раскрыть возможные причины возникновения конфликтов. Конфликт как процесс и его этапы. Особое внимание обратить на стратегии преодоления конфликтов.
Тема 16. Управление экономическими отношениями
предприятия
Следует рассмотреть источники формирования ресурсов организации. Внутрифирменные и внешние источники финансирования. Рост прибыли и факторы, влияющие на ее величину. Методы распределения прибыли. Цель, функции и методы финансового менеджмента. Роль финансовой политики в общем механизме управления. Управление экономическими отношениями предприятия.
Формирование оборотных средств организации и экономическая эффективность их использования.
Тема 17. Психология менеджмента
Уделить внимание понятиям «власть» и «влияние». Природа и виды власти. Стили управления. Авторитарный, демократический, либеральный, ситуативный стили. Коллективное взаимодействие. Модель коллектива, действующего эффективно. Корпоративная культура. Коучинг.
Этика менеджмента, управление этикой. Техника ведения деловых переговоров. Психология и этика деловых отношений.
Тема 18.Особенности международного менеджмента
Определить внешнеэкономические связи как неотъемлемая часть национального бизнеса. Выделить особенности международного менеджмента.
Пояснить государственное регулирование внешнеэкономической деятельности организаций. Раскрыть основы международно-правового регулирования деятельности организаций. Таможенно-тарифное регулирование. Квотирование и лицензирование экономического сотрудничества.
Основы международно-правового регулирования деятельности организаций. Роль международных объединений и союзов предпринимателей, торговых палат, кредитно-справочных фирм, исследовательских и консультационных фирм и организаций, информационных агентств и внешнеторговых клубов и т. п. в международном регулировании предпринимательской деятельности.