1. 0 точности высказывания должен заботиться говорящий. Ясность мысли оценивается слушателями.
2. Слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выражаемому понятию.
3. Следует избегать книжных, мудреных, канцелярских слов, делающих речь запутанной и сумбурной.
4. Псевдонаучный стиль изложения является причиной неуместного комизма речи.
5. Необходимо точно следовать кормам связи слов в фразе. Возможность по-разному объединять слова в словосочетания порождает двусмысленность.
Формами речевого общения являются:
· монолог;
· диалог.
Монолог представляет собой высказывания без ориентации на собеседника. При монологическом общении может теряться до 80% объема исходной информации.
Наиболее эффективной формой общения является диалог. В его основе лежит умение задавать вопросы.
Наиболее эффективны для ведения диалога открытые вопросы, например:
Каково Ваше мнение?
Почему?
Каким образом..,?
Что Вы думаете по повод у…?
Закрытые вопросы предполагают ответы «да» или «нет», они закрывают диалог. Они могут использоваться не для получения информации, а для подтверждения согласия или несогласия с высказанной позицией. Например: «Вы сдали отчет за первый квартал?».
Для обеспечения непрерывности диалога используются зеркальные вопросы. Такой вопрос состоит в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником для того, чтобы заставить его увидеть свое утверждение как бы со стороны:
Я не подпишу этот контракт ни при каких условиях!
Ни при каких?
или
Сейчас я не имею возможности.
Не имеете возможности?
Такие зеркальные вопросы придают диалогу новый смысл. Они более эффективны, чем банальное «Почему?», которое часто вызывает защитные реакции, отговорки и может привести к конфликту.
Умение говорить является важной составляющей частью авторитета менеджера. Впечатление о руководителе в значительной степени складывается по тому, насколько его речь проста и доходчива, выразительна и эмоциональна. Эти требования относятся, разумеется, не только к речи менеджера, но и каждого из нас.
Успешность делового общения зависит не только от умения говорить, но и от важнейшего умения слушать собеседника. Плутарх изрек интересную мысль: «Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо». Еще приведем слова Л.Н. Толстого: «Люди учатся, как говорить, а главная наука — как и когда молчать».
На Западе есть для менеджеров специальные курсы по эффективному слушанию.
Слушание — это не просто молчание в то время, когда говорит партнер по общению. Слушание — процесс сложный, он требует больших психологических усилий, определенных навыков. Важно слушать активно, что означает:
1) сконцентрироваться на собеседнике (обращать внимание на его состояние, жесты и другие невербальные компоненты общения);
2) в процессе слушания выделять главную информацию;
3) задавать уточняющие вопросы типа «Так ли я понял...?», «Что Вы имеете в виду...?», «Пожалуйста, уточним это» и т.д.;
4) в процессе слушания не давать оценку услышанному;
5) не давать советов.