Состоит в том, что сначала дается общая картина, где много безымянных действующих лиц, из которых потом выделяется ОДИН персонаж, который становится ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ всего произведения (с именем или без него). Вниз по Волге-реке с Нижня Новгорода
снаряжен стружок, как стрела летит.
Как на этом на стружке, на cнаряженном молодых гребцов сорок. два сидят.
Как один-то из них, добрый молодец,
призадумавшись сидит, пригорюнившись.
. ПРИНЦИП ОБРАЗНОГО ИЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА
Заключается в сравнении состояния человека и состояния природы.
Определились три формы параллелизма:
а) положительный (логический).
б) отрицательный
в) формальный.
А). Положительный параллелизм (состояния человека и природы похожи).
Загорала во поле ковыла,
заболело у молодца сердце.
Положительный параллелизм может быть развернутым а) в тексте первая половина о природе; б) вторая - с аналогичной ситуацией в жизни человека.
а)1. Дубровушка зеленая, ладу, ладу!
Дубровушка зеленая, душель моя!
2.Что ты рано зашумела?
3. Дане сама я зашумела.
4. Шумнули мною буйные ветры.
5. Буйные ветры с чистого поля.
6.С синего моря,вдоль по
б) 7. Прекрасная Катеринушка,
8. Да че ты рано замуж идешь?
9. Да не сама я замуж иду.
10. Меня батюшка отдавая.
11. А матушка снаряжая.
12. За воротики провожая.
13. Проводевши слезно плача
дуброве
Б) Отрицательный параллелизм (противопоставление, отрицание действий в природе и в жизни). В подтексте сравнения должна быть фраза: «не то, а другое»…
То не белая береза к земле клонится,
Не то, не шелковая трава приклоняется. [ А… ]
а… - Кланялся Добрынюшка
родной матушке.
То не ветер ветку клонит,
Не то не дубравушка шумит, [ А… ]
а… то мое сердечко стонет,
как осенний лист дрожит.
В) Формальный параллелизм (смыслы сравниваемого не соответствуют).
(чаще всего встречается в частушках-«нескладушках»)
Между небом и землей
поросенок вился
и нечаянно хвостом
к небу прицепился.
Возьму мыльце, пойду мыться,
не от дела похудела.
Все подружки шьют подушки,
милый Саша, воля ваша.