Интеллектуальное развитие

Благоразумная мусульманская женщина отдает себе отчет в том, что наряду с заботой о своем теле она должна постоянно заботиться и о своем интеллектуальном развитии. Забота о раз­витии интеллекта не менее важна, чем забота о состоянии орга­низма. В старину поэт Зухайр ибн Абу Сальми сказал:

Язык юноши - половина.

Другая половина его - сердце.

Ничего другого нет, кроме

мяса и крови.

Слово «язык» здесь означает «ум», «мышление». Подчер­кивается важность его развития ума- обогащение различными полезными знаниями, совершенствование интеллекта.

Мусульманка призвана стремиться к овладению знаниями, которые принесут ей большую пользу как в культовой практике, так и в мирской жизни. Ей известны слова Всевышнего:

«Скажи: «Господи! Увеличь мне знание»». (20; 114)

И ска­занное благородным посланником: «Поиск знания предписан каждому мусульманину». Она осознает, что наставление, ска­занное в Коране и сунне, относится в равной мере и к мужчине, и к женщине, что с того момента, когда в исламском обще­стве стали культивировать знание, овладение знаниями стало для нее в равной степени, как для мужчины индиви­дуальной обязанностью.

Мусульманка глубоко осознала тот факт, что с первых же дней существования ислама в этом обществе, посвятившем себя Аллаху и делам благочестия, знания ценились очень высоко. Женщины ансаров сказали благородному посланнику, да будет над ним благословение: «Выдели для нас день, когда мы будем учиться у тебя. Мужчины опередили нас в этом». Он согласился с ними, назначил встречу и приходил и наставлял их новыми знаниями.

Мусульманская женщина устремилась к знаниям, не стес­нялась и не стыдилась задавать вопросы о законах.

Во время первого уникального поколения сподвижников женщина, не колеблясь, обращалась с просьбой прямо к проро­ку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, чтобы он разъяснил законоположения, касающиеся ее. Особенно, если засомневалась в правильности точки зрения, вы­сказанной по тому или иному вопросу, или когда не соглашалась с таковой. Она глубоко вникала в суть вопроса, пока не прихо­дила к твердому убеждению. Именно так поступала, любозна­тельная мусульманка. Все это проявилось в поступке жены од­ного из сподвижников Субайа бинт аль-Харис. Она была заму­жем за Саадом ибн Хауля, из племени Бани Амир, который уча­ствовал в боевых действиях в долине Бадр. Он скончался, а Суб­айа осталась беременной и вскоре родила. Однажды она сделала тахару (очищение) и украсила свой внешний вид в ожидании сватающихся. К ней пришел человек из племени Бану Абд ад-Дар Абу-с-Санабиль ибн Бакяак и сказал: «Клянусь Аллахом, те­бе нельзя вступать в брак, пока не пройдет время - четыре меся­ца и десять дней». Субайа вспоминала: «Услышав такое, я при­шла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и спросила, что он думает об этом. Он принял решение: я освободилась от соответствую­щего обязательства тем, что родила после смерти мужа. После этого сказал, что мне можно выйти замуж за того, кто мне по­нравится». Дотошность, которую проявила Субайа в поиске ис­тины, стала ее заслугой. Она принесла большую пользу для всех мусульман. Опираясь на этот хадис, улемы (богословы и право­веды) во главе с четырьмя имамами использовали прецедент и вывели: «Когда муж умирает, оставляя беременную женщину, а та рожает сразу же после его смерти, до того, как его тело было обмыто, срок идды (период времени, в течение которого женщи­на после смерти мужа или развода не имеет права выходить за­муж) истекает. Значит, ей снова можно выйти замуж».

Ислам предписал женщине в той же мере, как и мужчине, овладевать знаниями. Как сказал посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Приобретение знания - обязанность каждого мусульманина», т.е. для каждого человека (как для мужчины, так и для женщи­ны), который произносит шахаду - свидетельство об исповеда­нии веры.

Что женщине необходимо знать и как ей совершенст­вовать эти знания?

Первое, что сознательная мусульманка должна хорошо знать - это Книга Всевышнего Аллаха. Уметь читать вслух и знать толкование, т.е. объяснение, причин появления открове­ний. Далее ей необходимо хорошо знать и понимать то, что от­носится к хадисам, т.е. рассказы о высказываниях и поступках благородного посланника и его сподвижников и сире, т.е. жизнеописании благородного посланника, рассказы о сподвижницы и последовательницах.

Ей необходимо также"знать в части, ее касающейся, фикх, т.е. мусульманского право в самом широком смысле этого тер­мина, чтобы соблюдать правила религиозного культа и правиль­но поступать во взаимоотношениях с людьми во вне религиоз­ной сфере. И разумеется, нужно знать положения об оценке дей­ствий (ахкям ад-дин) как с точки зрения религиозной, так и свет­ской. Напомним их читателю. К первым относятся: фард - обя­занность, уаджиб - необходимое действие, мандуб - рекоменду­емое, мубах - дозволенное, макрух - предосудительное, харам -запрещенное и наказуемое. Ко вторым относятся: сахых - пра­вильное, батыль - неверное, джаиз - дозволенное.

Аллах поручил женщине посвятить себя семье, созданию в доме обстановки радости, спокойствия, радушия. Именно на нее ислам возложил величайшую ответственность - воспитание нового поколения, формирование героических личностей, пес­тование талантов. Поэтому в наше время особо подчеркивают роль и заслуги женщины в успехах мужа, ее детей в их практи­ческой деятельности. Отсюда происходят выражения: «Ищите женщину», «За каждым великим делом стоит женщина», «Та, которая правой рукой качает колыбель, качает левой рукой весь мир» и другие. Все это женщина может обеспечить лишь в том случае, когда обладает развитым интеллектом, блестящим умом, сильными личностными качествами, чистой душой, высокой нравственностью.

Совершенно очевидно, что обучение и воспитание мусульманки отличается по содержанию и методике от обуче­ния и воспитания мужчины. Есть такие дела, для выполнения которых сотворена женщина, и дела, для ведения которых сотво­рен мужчина. Другими словами, каждый добивается успеха в том, для чего он сотворен, как это подчеркнуто в мудром руко­водстве благородного пророка. Когда мусульманка устремляется к овладению знаниями, в том числе и специальными, она долж­на, прежде всего, руководствоваться великим вероуставом ислама о том, как формировать себя в интеллектуальном, духовном и социальном отношении. Это обеспечит направленность обуче­ния для выполнения потом той основной задачи, ради которой она сотворена. В результате она станет сознательной личнос­тью, осуществляющей конструктивную, созидательную дея­тельность в рамках своей семьи и общества. При этом она не станет копией мужчины, соперничая и конкурируя с ним в рабо­те, подменяя его в мужском обществе, как это мы наблюдаем в обществах, которые не практикуют дифференциального подхода в вопросах программ обучения и законов трудоустройства муж­чины и женщины.

В какой бы области человеческих знаний не специализи­ровалась женщина, она всячески стремится к наращиванию сво­их познаний и совершенствованию новых их практических при­менений, к выполнению своих функциональных обязанностей наиболее полно, руководствуясь наставлением благородного по­сланника: «Поистине, Аллах любит, когда человек, выполняя ра­боту, делает это с высоким мастерством».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: