Благоразумная мусульманская женщина отдает себе отчет в том, что наряду с заботой о своем теле она должна постоянно заботиться и о своем интеллектуальном развитии. Забота о развитии интеллекта не менее важна, чем забота о состоянии организма. В старину поэт Зухайр ибн Абу Сальми сказал:
Язык юноши - половина.
Другая половина его - сердце.
Ничего другого нет, кроме
мяса и крови.
Слово «язык» здесь означает «ум», «мышление». Подчеркивается важность его развития ума- обогащение различными полезными знаниями, совершенствование интеллекта.
Мусульманка призвана стремиться к овладению знаниями, которые принесут ей большую пользу как в культовой практике, так и в мирской жизни. Ей известны слова Всевышнего:
«Скажи: «Господи! Увеличь мне знание»». (20; 114)
И сказанное благородным посланником: «Поиск знания предписан каждому мусульманину». Она осознает, что наставление, сказанное в Коране и сунне, относится в равной мере и к мужчине, и к женщине, что с того момента, когда в исламском обществе стали культивировать знание, овладение знаниями стало для нее в равной степени, как для мужчины индивидуальной обязанностью.
Мусульманка глубоко осознала тот факт, что с первых же дней существования ислама в этом обществе, посвятившем себя Аллаху и делам благочестия, знания ценились очень высоко. Женщины ансаров сказали благородному посланнику, да будет над ним благословение: «Выдели для нас день, когда мы будем учиться у тебя. Мужчины опередили нас в этом». Он согласился с ними, назначил встречу и приходил и наставлял их новыми знаниями.
Мусульманская женщина устремилась к знаниям, не стеснялась и не стыдилась задавать вопросы о законах.
Во время первого уникального поколения сподвижников женщина, не колеблясь, обращалась с просьбой прямо к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, чтобы он разъяснил законоположения, касающиеся ее. Особенно, если засомневалась в правильности точки зрения, высказанной по тому или иному вопросу, или когда не соглашалась с таковой. Она глубоко вникала в суть вопроса, пока не приходила к твердому убеждению. Именно так поступала, любознательная мусульманка. Все это проявилось в поступке жены одного из сподвижников Субайа бинт аль-Харис. Она была замужем за Саадом ибн Хауля, из племени Бани Амир, который участвовал в боевых действиях в долине Бадр. Он скончался, а Субайа осталась беременной и вскоре родила. Однажды она сделала тахару (очищение) и украсила свой внешний вид в ожидании сватающихся. К ней пришел человек из племени Бану Абд ад-Дар Абу-с-Санабиль ибн Бакяак и сказал: «Клянусь Аллахом, тебе нельзя вступать в брак, пока не пройдет время - четыре месяца и десять дней». Субайа вспоминала: «Услышав такое, я пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и спросила, что он думает об этом. Он принял решение: я освободилась от соответствующего обязательства тем, что родила после смерти мужа. После этого сказал, что мне можно выйти замуж за того, кто мне понравится». Дотошность, которую проявила Субайа в поиске истины, стала ее заслугой. Она принесла большую пользу для всех мусульман. Опираясь на этот хадис, улемы (богословы и правоведы) во главе с четырьмя имамами использовали прецедент и вывели: «Когда муж умирает, оставляя беременную женщину, а та рожает сразу же после его смерти, до того, как его тело было обмыто, срок идды (период времени, в течение которого женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж) истекает. Значит, ей снова можно выйти замуж».
Ислам предписал женщине в той же мере, как и мужчине, овладевать знаниями. Как сказал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Приобретение знания - обязанность каждого мусульманина», т.е. для каждого человека (как для мужчины, так и для женщины), который произносит шахаду - свидетельство об исповедании веры.
Что женщине необходимо знать и как ей совершенствовать эти знания?
Первое, что сознательная мусульманка должна хорошо знать - это Книга Всевышнего Аллаха. Уметь читать вслух и знать толкование, т.е. объяснение, причин появления откровений. Далее ей необходимо хорошо знать и понимать то, что относится к хадисам, т.е. рассказы о высказываниях и поступках благородного посланника и его сподвижников и сире, т.е. жизнеописании благородного посланника, рассказы о сподвижницы и последовательницах.
Ей необходимо также"знать в части, ее касающейся, фикх, т.е. мусульманского право в самом широком смысле этого термина, чтобы соблюдать правила религиозного культа и правильно поступать во взаимоотношениях с людьми во вне религиозной сфере. И разумеется, нужно знать положения об оценке действий (ахкям ад-дин) как с точки зрения религиозной, так и светской. Напомним их читателю. К первым относятся: фард - обязанность, уаджиб - необходимое действие, мандуб - рекомендуемое, мубах - дозволенное, макрух - предосудительное, харам -запрещенное и наказуемое. Ко вторым относятся: сахых - правильное, батыль - неверное, джаиз - дозволенное.
Аллах поручил женщине посвятить себя семье, созданию в доме обстановки радости, спокойствия, радушия. Именно на нее ислам возложил величайшую ответственность - воспитание нового поколения, формирование героических личностей, пестование талантов. Поэтому в наше время особо подчеркивают роль и заслуги женщины в успехах мужа, ее детей в их практической деятельности. Отсюда происходят выражения: «Ищите женщину», «За каждым великим делом стоит женщина», «Та, которая правой рукой качает колыбель, качает левой рукой весь мир» и другие. Все это женщина может обеспечить лишь в том случае, когда обладает развитым интеллектом, блестящим умом, сильными личностными качествами, чистой душой, высокой нравственностью.
Совершенно очевидно, что обучение и воспитание мусульманки отличается по содержанию и методике от обучения и воспитания мужчины. Есть такие дела, для выполнения которых сотворена женщина, и дела, для ведения которых сотворен мужчина. Другими словами, каждый добивается успеха в том, для чего он сотворен, как это подчеркнуто в мудром руководстве благородного пророка. Когда мусульманка устремляется к овладению знаниями, в том числе и специальными, она должна, прежде всего, руководствоваться великим вероуставом ислама о том, как формировать себя в интеллектуальном, духовном и социальном отношении. Это обеспечит направленность обучения для выполнения потом той основной задачи, ради которой она сотворена. В результате она станет сознательной личностью, осуществляющей конструктивную, созидательную деятельность в рамках своей семьи и общества. При этом она не станет копией мужчины, соперничая и конкурируя с ним в работе, подменяя его в мужском обществе, как это мы наблюдаем в обществах, которые не практикуют дифференциального подхода в вопросах программ обучения и законов трудоустройства мужчины и женщины.
В какой бы области человеческих знаний не специализировалась женщина, она всячески стремится к наращиванию своих познаний и совершенствованию новых их практических применений, к выполнению своих функциональных обязанностей наиболее полно, руководствуясь наставлением благородного посланника: «Поистине, Аллах любит, когда человек, выполняя работу, делает это с высоким мастерством».