Мудрая личность

Одной из наиболее характерных черт мусульманки, воспи­танной в исламе, является внутренняя сила, характеризующая ее как личность. Она зрело мыслит и придерживается строгих пра­вил поведения. Эти качества ей присущи и до, и после замуже­ства. Они являются результатом глубокого понимания ею своего вероучения, осознания своей миссии в жизни.

Ее внутренняя личностная сила проявляется уже на этапе выбора будущего мужа. Она не иссякает, когда выясняется мне­ние родителей, допускающих произвол и желающих заставить дочь выйти замуж за того, за кого она не хочет. Эта сила не уменьшается и тогда, когда приходит свататься пусть даже очень богатый и влиятельный, занимающий очень высокое положение в обществе. Если в таком человеке она не видит тех качеств, ко­торые должны быть присущи мужу как истинному мусульмани­ну, она не идет на компромисс со своей совестью. Внутренняя сила характера и в этом случае проявляется в полной мере.

После вступления в брак она по-прежнему выступает как самостоятельная личность, проявляет силу характера. Став же­ной, она, конечно же - любимая и желанная, послушная мужу. Но это не мешает ей показывать силу характера, самостоятель­ность, особенно, когда нужно занять четко выраженную пози­цию в вопросе о вероучении и вытекающей из него совокупнос­ти религиозных обязанностей мусульманки. В этом мы имели возможность убедиться на примере Умм Суляйм бинт Мильхан. Вспомните, какую настойчивость проявили она и ее сын Анас в исповедании ислама, тогда как ее муж Малик бен ан-Надар ос­тавался многобожником и выступал против ислама. Это мы ви­дели и на примере Умм Хабиба, дочери Абу Суфйана. Вспомни­те, как стойко она вела себя, сохранив верность своему вероуче­нию, когда ее муж Абдалла ибн Джахш аль-Асади совершил ве­роотступничество и принял веру, которую исповедовали эфиопы. Или пример того, как Барира проявила настойчивость и рас­сталась с мужем, которого не любила, несмотря на ходатайство пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Вспомним о том, как жена Сабита ибн Кайс ибн Шам-маса потребовала развода с мужем, которого не любила. Кстати, посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, «дал добро» на развод. Какова была основная побуди­тельная сила у этих достойнейших женщин твердо стоять на своем? Ответ ясен. Это стремление полностью соблюдать весь комплекс религиозных обязанностей, сохранить чистоту веро­учения, заслужить благорасположение и благоволение Аллаха.

Каждая из этих женщин совершила законное действие в своей супружеской жизни, ибо боялась впасть в грех, живя с че­ловеком, который не признает ее вероучение, или небрежно от­носится к нему. Если бы не соответствующая сила характера и не чувство гордости за то, что она правоверная мусульманка, то она подчинилась бы велению явно заблуждающегося мужа, по­губила бы себя в лабиринтах его заблуждений и ошибок. Или пила бы глотками горечь бедственного положения

Говоря о силе характера мусульманской женщины, надо подчеркнуть, что она не отрицает, не перечеркивает такие ее черты как повиновение мужу, почитание его и уважение. Ее вну­тренняя личностная сила обеспечивает то, что она ведет себя ровно, мудро в слове и деле. Она не позволяет себе легкомыс­лия, скандала, опрометчивости. Этого не происходит даже тог­да, когда испытывает недовольство или гнев, без чего, как изве­стно, супружеская жизнь не бывает. Мусульманская женщина всегда берет себя в руки, не позволяет своему языку распускать­ся. У нее никогда не сорвется неприятное выражение, ранящее чувства мужа. Такое характерно для сильной личности, женщи­не собранной, уравновешенной, умеющей сдерживать себя.

Мусульманской женщине есть с кого брать пример. Выс­шим образцом таких качеств является духовная мать мусульман госпожа Аиша. Выражение клятвы, которое она произносила посланнику, когда она была довольна им, отличалось от формулировки, когда она сердилась на него. Но в том и другом случае это делалось, учтиво, с соблюдением такта, почитания и уваже­ния. Это не прошло мимо внимания посланника Аллаха, да бла­гословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Она так рассказала об этом:

«Поистине, я знаю, когда ты довольна мной и когда сер­дишься на меня. Когда ты довольна мной, говоришь: «Нет. Клянусь Господом Мухаммада». А когда сердишься на меня, говоришь: «Нет. Клянусь Господом Ибрахима». Аиша ответила: «Да. Клянусь Аллахом, о посланник Ал­лаха. Я поменяла только имя»».

Сила характера духовной матери мусульман госпожи Аиши, да будет доволен ею Аллах, наиболее сильно проявилась в дни испытания реакцией на клевету. Этим Аллах хотел испытать Своего посланника, да благословит его Всевышний и ниспош­лет на него Свою благодать, и всю мусульманскую общину, что­бы возвысить одних и унизить других. Тех, кто шел верным пу­тем, Он еще больше укрепил в вере в истинность избранного пу­ти. А участь тех, кто действует несправедливо, стала еще боле

ущербной.

Напомним вкратце эту историю. При возвращении из по­хода против племени Бану Мусталик госпожа Аиша - дочь Правдивейшего, отстала от колонны. Она искала ожерелье в ша­тре, куда спешно вернулась из носилок. А те, кто несли носил­ки, не заметили ее отсутствия. Привязав носилки на спину вер­блюда, они ушли вслед за войском. Покинутую на произвол судьбы случайно нашел и привел молодой мусульманин. Это да­ло пищу злым языкам. Недруги благородного пророка и цинич­ные любители сплетен немедленно распустили клеветнический слух о ее недостойном поведении. Вспоминая эту историю, мы вновь убеждаемся, какую силу характера выказала госпожа Аи­ша, да будет доволен ею Аллах. Тогда проявилась ее глубокая вера в Аллаха, твердая уверенность в том, что Он, и только Он подтвердит ее невиновность. Наиболее ясно и убедительно рас­сказал об этом Ибн Кайим аль-Джаузийя. Поистине, речь идет о

яркой странице глубокой искренней веры, которую показала мать верующих. Она показала также силу характера женщины, которая горда своей верой в Аллаха, уверена в Его справедливо­сти, абсолютной беспристрастности и объективности.

Ибн аль-Кайим рассказал: «Это было трудное испытание. Целый месяц задерживалось ниспослание откровения послан­нику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, в отношение ее. Это была проверка веры в Его мудрость. Она то как раз высоко оценила эту мудрость, бы­ла уверена в ее проявлении, что наиболее полно показала своим поведением. Во всей этой истории искренне верующие еще больше подтвердили свою уверенность в Его справедливости, показали свое доброжелательство и хорошее мнение об Аллахе, Его пророке и семье пророка. А лицемеры - жители Ясриба, ко­торые приняли ислам и начали интриги против него - еще боль­ше будут изощряться во лжи и лицемерии и покажут Его по­сланнику и верующим свои сокровенные мысли.

Та мудрость, что месяц не было откровения, заключалась также в том, что вопрос изучался и делался ясным, а истина рождалась в муках. Сердца верующих были страстно устремле­ны к тому, что ниспошлет в откровении Аллах Своему послан­нику. Сердца эти с вожделением ждали откровения. И вот оно было ниспослано. Оно содержало в себе то, что крайне нужно было посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, его домочадцам, Абу Бакру Правдивейшему, его семье и всем мусульманам. Оно пришло им, как приходит дождь на иссохшую землю. Все очень обрадо­вались и были в высшей степени счастливы.

Поистине, Аллах хотел показать, как высоко Он ставит Своего посланника, его домочадцев, какой почет и уважение Он оказывает им. Он вывел Своего посланника из создавшейся трудной для него ситуации. Еще раз подчеркнем: Он Сам взял на Себя эту задачу - показать истину в вопросе, который так будо­ражил и волновал Его посланника и его семью.

Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, был объектом, кото­рого недруги и циничные любители сплетен стремились оскор­бить и унизить. На жену его возвести обвинение и этим самым запятнать его честь. Ему неприлично было свидетельствовать о ее невиновности. Конечно, он никогда не думал о ней плохо.

Однако он проявил максимум терпеливости, выдержки, глубокой веры в своего Господа, который всегда скажет истину. И такая позиция была вознаграждена. Ему было ниспослано от­кровение, которое раскрыло истину, обрадовало его сердце, воз­высило его честь и достоинство и показало всей мусульманской общине, как его Господь заботится о нем, как защищает его.

Когда ее невиновность подтвердилась, Абу Бакр сказал до­чери, находившейся в его доме: «Встань и иди к посланнику Ал­лаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». Дочь ответила: «Клянусь Аллахом, я сама не явлюсь к нему. Я восхваляю только Аллаха». Услышав это, отец воочию увидел, как глубоко она верит своему Господу и как благодарна Ему. Она не стала делать то, что делали бы другие, окажись на ее месте - искать конкретные факты и доказательства. Она была уверена в любви посланника Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, к ней.

Для нее не было более любимого, чем Он, когда она сказа­ла: «Я восхваляю только Аллаха. Именно Он ниспослал откро­вение, в котором сказано о моей невиновности». Именно Ему она показала спокойствие духа и непоколебимость. Он - самое любимое ею. Он поддержал ее. В течение месяца сердце ее лю­бимого мужа было холодно к ней. Но вот она увидела удовлетво­рение и интерес с его стороны. Она не пошла первой к нему, хо­тя была рада от его удовлетворенности, хотя очень сильно люби­ла его. Это тоже показатель силы характера, высшей степени стойкости и твердости духа.

Да, действительно она показала силу характера. Созна­тельная мусульманская женщина скромна и смиренна с мужем, почитает его, выказывает ему свою любовь, повинуется ему. Но при всем при этом ее индивидуальность не исчезает. Поистине, духовная мать мусульман госпожа Аиша показала идеал лично­стных качеств мусульманской женщины, гордящейся своим ве­роучением, глубоко осознающей сущность поклонения и пре­данности Аллаху.

Мусульманская женщина понимает, что позиция, которую продемонстрировала госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, вовсе не означает проявление гордыни, нежелания делать то, что хочется мужу. Выше уже говорилось о необходимости почита­ния мусульманкой своего мужа, повиновения ему. Все это пред­писано истинной религией - исламом. В позиции духовной ма­тери мусульман, да будет доволен ею Аллах, есть что взять за пример - чувство собственного достоинства, которое привил ислам мусульманке, уважение и почет, которыми он окружил ее, пока она при­держивается установленного Аллахом. Это придало её личности такие качества как сила характера, достоинство и гордость.

Ислам дал мусульманской женщине такие права, окружил ее таким почетом и уважением, что это вызывает зависть у жен­щин Запада, как только они узнают об этих правах. Как уже от­мечалось выше, это признали поборники эмансипации женщин в арабских странах. Многие из них отказались от своих утверж­дений, что мусульманская женщина нуждается в эмансипации. Среди таких поборниц - Науаль ас-Саадауи. В середине августа 1989 года кувейтская газета «Аль-Ватан» обратилась к ней с во­просом: «Можно ли считать европейскую женщину примером и образцом для подражания?» Она ответила: «Отнюдь нет. В од­них вопросах европейская женщина преуспела, а в других - от­стала. Законы о браке в Европе притесняют женщину. Вот поче­му у них возникают движения за освобождение женщины, то же самое и в Америке. Там тоже есть такие движения, иногда зани­мающие весьма радикальные позиции и действующие очень ре­шительно».

Науаль ас-Саадауи далее сказала: «Наша религия - ислам -дала женщине прав больше, чем все другие религии, обеспечи­ла ей достоинство, чувство гордости. Правда, иногда случается, что мужчина взявшись за претворение в жизнь некоторых аспектов этого вероучения, использует их так, чтобы создать в обще­стве господствующее положение мужчины - отца или мужа. Однако, это - не система, а отклонение и нарушение. В какой-то степени он восстанавливает несправедливое отношение к жен­щине. Это можно объяснить лишь полным игнорированием му­дрых наставлений ислама, отходом от его ясного руководства о том, как идти верным путем».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: