1. Нарисовать схему пищевого драйвового рефлекса.
2. Нарисуйте схему формирования условного рефлекса по И. П. Павлову, Э.А. Асратяну, (рис. 294 1).
3. Нарисуйте схему путей замыкания условного рефлекса и общий план его строения по Ю. Беленкову (рис. 298).
4. Нарисуйте схемы выработки условных рефлексов второго и третьего порядков на базе условного рефлекса первого порядка (рис. 302, 303).
1 Здесь и далее номера рисунков указаны по: Коробков А. В., Чеснокова С. А. Атлас по нормальной физиологии: Пособие для студ. мед. и биол. спец. вузов. /Под ред. Н. А. Агаджаняна. – М.: Высш. шк., 1986. – 351 с., ил.
Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Какие принципы лежат в основе классификаций безусловных рефлексов?
2. Какие рефлексы относятся к драйвовым?
3. Какие рефлексы относятся к консуматорным (исполнительным).
4. Что отличает витальные от ролевых безусловных рефлексов?
5. Приведите примеры рефлексов саморазвития, чем они отличаются от других безусловных рефлексов?
6. Перечислите основные инстинкты человека.
|
|
7. Какие инстинкты человека относятся к базовой диаде, обеспечивающей выживание?
8. Назовите основные характеристики генофильного типа индивидуальности.
9. Перечислите основные черты либертофильного типа индивидуальности. Какой инстинкт у него является доминирующим?
10. Как объяснял механизм образования условных рефлексов И.П. Павлов?
11. Как представлял Э.А. Асратян механизм формирования временной связи?
12. Кто предложил концепцию о нервной модели стимула и в чем ее сущность?
13. В чем заключается теория психонервной деятельности и кто ее автор?
14. Как объяснил механизм замыкания временной связи А.А. Ухтомский?
15. В чем заключается конвергентный механизм образования условного рефлекса и кто его предложил?
16. Что такое рефлекс 3-го порядка, как его выработать?
17. Чем отличается запаздывательный условный рефлекс от следового?
18. Что такое инструментальный условный рефлекс?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
61. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 2 мин |
62. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 3 мин |
II. Основная часть занятия | 80-96 % | ||
63. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
64. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 5 мин |
65. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
66. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 22 мин |
67. | Оценка результатов СРС | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 5 мин |
68. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 15 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
69. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 3 мин |
70. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 2 мин |
|
|