Известно, что даже при отсутствии первичного дефекта, вызванного болезненным процессом, психическое развитие ребенка может быть нарушено под влиянием неблагоприятных факторов микросоциального окружения. Неблагоприятная семейная атмосфера, психическая депривация приводят к психопатическому и невротическому развитию, неврозам, задержке психического развития и т.д. Поэтому коррекция семейной ситуации, формирование правильной позиции родителей по отношению к ребенку являются обязательным условием оптимизации воспитательного процесса.
При наличии первичного дефекта даже благополучная семейная обстановка автоматически не гарантирует благоприятной социальной ситуации развития ребенка, особенно в школьном возрасте. Осознание ребенком своей несостоятельности в учебной деятельности (а то, что он не может также легко и быстро выполнять задания, как его одноклассники, ребенок понимает скоро) уже само по себе является психотравмирующим фактором. Если же учитель начинает ругать и стыдить ребенка за плохую успеваемость, а родители наказывать, то такая социальная ситуация развития приводит к формированию вторичного дефекта, появлению отрицательных личностных качеств, психогенной школьной дезадаптации и т. д. Поэтому коррекция этой ситуации в данном случае состоит либо в изменении отношения учителя к ученику (если это возможно), либо в переводе ребенка в другой класс, либо (если нарушения в психическом развитии значительно затрудняют обучение) в соответствующую специальную школу: логопедическую, вспомогательную, для детей с задержками психического развития и т. д.
|
|