Самоуправление в системе общеобразовательной школы: формы и содержание деятельности. Деятельность общественных организаций: исторический опыт и современная практика

Существует несколько подходов к самоуправлению в общеобразоваетльной школе: одна из форм организации жизнедеятельности учащихся (пед.энц.); способ привлечения детей к управлению класса, школы (Крупская Н.К.); деятельность учащихся по реализации функций управления (Приходько Н.И.); метод организации воспитательного коллектива (Коротов В.М.).

Так как школа является на сегодняшний день одним из основных институтов социализации (наряду с семьей, дополнительным образованием, общественными организациями), то умение участвовать в управлении этим учреждением является важным социальным навыком. Многие исследователи считают, что школьное самоуправление – это не «управление самими собой», а управление именно школой, как социальным организмом, как конкретная реализация права человека на участие в управлении делами государства. А оно означает, что граждане могут выбирать своих представителей в органы власти, а также влиять на власть другими способами: например, направлять предложения, участвовать в референдумах.

В свою очередь, у педагогов, родителей и учащихся есть право на участие в управлении образовательным учреждением, закреплённое Законом «Об образовании». Это право они и могут реализовать через систему школьного самоуправления.

Таким образом, школьное самоуправление – не самоорганизация школьного коллектива, не помощь администрации школы в организации дежурств или проведении мероприятий; – это система, позволяющая ученикам, педагогам и родителям принимать участие в управлении школой.

Самоуправление можно условно назвать одной из ветвей школьной власти. Другая ветвь власти – административная власть, которую в школе возглавляет директор. Эти две ветви власти – власть самоуправления и административная власть – не подчиняются друг другу. Директор не может командовать органом самоуправления, точно так же, как в государстве премьер-министр не может командовать парламентом. Самоуправление – это власть. А если это власть, то командовать ею нельзя.

Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы:

1. Ученическое самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные учениками и выражающие их интересы. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса и многие другие.

2. Родительское самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные родителями. Наиболее распространены такие формы родительского самоуправления, как родительские комитеты.

3. Педагогическое самоуправлению относятся органы школьного самоуправления, созданные педагогами. Как правило, наиболее распространённым органом педагогического самоуправления является педсовет.

4. Общешкольное самоуправление. К нему относятся органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы самоуправления должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространённой формой общешкольного самоуправления является Совет школы.

В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой школе – формы самоуправления всех четырех групп.

В структуре самоуправления нет жёсткой соподчиненности. Нельзя говорить, что школьный совет – главнее ученического совета. У каждого из этих органов должны быть свои полномочия и свой круг вопросов, на решение которых они могут влиять. Совет школы не может командовать ученическим советом. Органы школьного самоуправления могут работать вне зависимости друг от друга, а могут и взаимодействовать между собой.

Можно выделить несколько уровней самоуправления в ОУ: уровень классных коллективов, параллелей (среднй, старшей школы) и общешкольный уровень. Самоуправление во многом зависит от выбранной в школе структуры, т.е. от того, что считается первичным коллективом.

Одним из ранних упоминаний о школьном самоуправлении и его организации в Европе относят к ХVI столетию. В Германии работала латинская школа (В. Тротцендорф), где в целях гражданского воспитания использовали специально организованное школьное самоуправление.

Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы (1586), наряду с правами и обязанностями учителя содержатся требования по организации детей.

Большое влияние на развитие школьного самоуправления оказали идеи Я. Коменского (1592-1670). Он считал, что в школе дети не только учатся, но и воспитываются как будущие граждане и предлагал организовать «самоуправление», которое отражало бы общество, его государственное устройство.

А так как в обществе к тому времени уже сложились три ветви власти – законодательная, судебная и исполнительная, то школьное самоуправление в разных вариантах их и копирует.

В России на развитие школьного самоуправление большое влияние оказал К.Д. Ушинский, который считал, что формирование активной и творческой личности предполагает соединение в единый процесс образования, воспитания и трудовой деятельности молодежи в различных ее формах.

Одним из первых обратился к практике детского самоуправления С. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей “Сетлемент”. В основе воспитательной системы лежала идея “детского царства”, где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Мальчики и девочки объединялись по интересам и принципу товарищества. Каждый клуб по интересам имел свое название и разработанные детьми правила регулирования взаимоотношений, которым строго следовали и взрослые, руководители клубов. Решения, принятые на собраниях клубов и на общем собрании, считались обязательными. Все структурные элементы в воспитательной системе «Сетлемента» подчинялись поставленной цели — создать максимально благоприятные условия для самовыражения личности и ее самореализации.

В 1909 году С. Шацкий создал общество «Детский труд и отдых», а в 1911 году в рамках общества открылась детская летняя колония «Бодрая жизнь». С. Шацкий вместе со своими сотрудниками проверял идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношения воспитателей и воспитанников, динамики развития детского сообщества. Колония «Бодрая жизнь» продолжала существовать до 20-х годов XX века, уже в советское время, внедряя в практику работы самоуправление детей и обращаясь к вопросам лидерства в детском сообществе.

После октябрьской революции принимается ряд нормативных документов в области образования способствующих развитию школьного самоуправления («Основные принципы единой трудовой школы» - 1918 г., «Положение о единой трудовой школе» - 1923 г.). В частности в них говорилось, что ученики “...должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны, возможно, раньше чувствовать себя гражданами своей школы”.

В соответствии с этими документами в школах действовали как раздельные органы самоуправления педагогов (педагогические советы, учебно-методические объединения), учащихся (общие и делегатские собрания, учкомы, комиссии и др.), трудового населения и общественности (собрания родителей, их комитеты), так и их совместные органы самоуправления (школьные собрания, конференции).

По “Положению о единой трудовой школе” школьный совет являлся ответственным органом школьного самоуправления.

Очень активно в педагогический поиск включились многие известные российские педагоги и психологи (А. Бакушинский, П. Блонский, Л. Выготский, А. Макаренко, А. Пинкевич, С. Шацкий и др.). По их инициативе в эти годы в Москве были созданы Академия социального воспитания (1919 г.), научно-исследовательские институты методов школьной работы (1922 г.), методов внешкольной работы (1923 г.), научной педагогики при 2-м МГУ (1926 г.), в Ленинграде — Институт научной педагогики (1924 г.).

В педагогической практике 20-х годов в связи с разработкой и апробацией идей трудовой школы и начавшейся «борьбой с беспризорничеством» большое распространение получили опытно-показательные школы и школы-коммуны. Это и Московская опытно-показательная школа имени П. Лепешинского, которой руководил М. Пистрак, и коммуна «Красные зори», руководимая И. Иониным, и «Школа социально-индивидуального воспитания им. Ф. Достоевского для трудновоспитуемых» - легендарная «Республика ШКИД», возглавляемая В. Сорока-Росинским, и мн. другие.

Неоценимый вклад в становление теории и практики самоуправления внес А.С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную Макаренко коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, в которой всё управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами.

Система самоуправления коммуны содержалась в “Конституции страны ФЭД”. В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание коммунаров, которое имело право накладывать на коммунаров взыскание. В период между общими собраниями главным органом управления был совет командиров отрядов. В совет командиров входили так же: начальник коммуны, его помощник, начальник хозяйственной части, врач, секретарь комсомольской организации, начальник завода.

На общем собрании коммунаров избирались: санитарная комиссия, столовая комиссия, хозяйственная комиссия, клубный совет. Полномочия, конкретные обязанности и порядок деятельности каждой комиссии излагались в “конституции”.

В истории российской педагогики советского периода особого внимания заслуживает педагогическая деятельность И. Иванова и поднятая его опытом (Коммуна юных фрунзенцев, Коммуна им. Макаренко) волна коммунарского движения, возникшая в 60-х годах XX века и охватившая более 300 тысяч ребят. Коммунарские клубы (КЮКи и КИМы) представляли собой общественные, самоуправляемые неформальные объединения, в основе жизни которых лежала коллективная творческая деятельность. Эта методика в педагогической литературе известна под разными наименованиями: коммунарская методика, методика коллективных творческих дел, орлятская методика и пр.

В 1992 году был принят Закон Российской Федерации “Об образовании”, в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления, а с 1996 г. ОУ руководствуются законом “О внесении изменений и дополнений в закон РФ “Об образовании”. В соответствии с ними управление ОУ должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определяться уставом учреждения. Немаловажная роль в самоуправлении учреждения отводится ученикам.

В наши дни, когда в образовательных учреждениях создаются управляющие советы, а само учреждение переходит в статус автономии, ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития.

Немаловажную роль в развитии самоуправления на современном этапе играют и общественные молодежные объединения (организации), которые стали важным нововведением 90-х годов. Правовая регламентация этих вопросов содержится в Федеральном законе "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (1995), а также в ст. 7, 9, 18 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998).

В России молодежное объединение – это группа людей в возрасте от 14 до 30 лет, дети могут вступать в общественное объединение с 8 лет. Около 34 млн. россиян связаны с общественным сектором, будучи либо сотрудником, волонтером, либо адресатом помощи. С 1995 г. количество зарегистрированных общественных объединений увеличилось в 7,9 раза. По данным исследователей, детское движение страны включает 2-4% детей и подростков. Несколько сотен активно действующих международных, общероссийских, межрегиональных, региональных и местных детских и молодежных объединений реализуют на территории РФ тысячи программ и проектов различной направленности. В 1997 г. в России создан Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.

И хотя общественные объединения детей и молодежи пока не стали массовым явлением, тем не менее их число растет и ребята приобретают навыки управления таким общественным объединением. Самоуправление в общественной деятельности отлично от школьного самоуправления, так как в системе образования общественные организации в основном выполняют роль «естественных» функций школы как государственного учреждения (борьба за посещаемость, успеваемость, дисциплину, чистоту помещений и территории школы, ритуально-символическая причастность к делам государства, демонстрация лояльности к власти), а не самостоятельную роль, ради которой создана общественная организация. В этом одна из причин смешивания в обыденной жизни понятий «школьное самоуправление» (учкомы, старостаты и т.п.) и «самоуправление в общественной деятельности».

Таким образом, понятие самоуправление, как самостоятельное управление ребятами своей учебной и внеучебной деятельностью продолжает расширять свои границы до общественной деятельности.

Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений. Правовое регулирование отношений в системе образования и правовой статус участников образовательного процесса. Права ребенка и формы его правовой защиты.

Одной из отличительных особенностей современной системы образования РФ является ее государственно-общественный характер управления. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования.

Деятельность образовательного учреждения регламентируется на основе нормативных документов: федерального, регионального, городского и муниципальных уровней.

В нормативных документах закреплен социальный заказа общества к ОУ:

1. Конвенции о правах ребенка – «образование ребенка должно быть направлено на воспитание уважения … к его культурной самобытности, языку и … к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» (ст. 29).

2. Национальной доктрины образования (Постановление Правительства РФ №751 от 4.10.2000 г.) – «система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространения и развитие национальной культуры;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений»

3. Концепции национальной безопасности РФ: - «обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту … духовно-нравственного наследия исторических традиций и норм общественной жизни».

4. Программы «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденной постановлением Правительства РФ от 16.02.2001г. № 122 - «необходимо обеспечение духовно-нравственного единства общества, снижение степени идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов РФ».

5. Концепции модернизации содержания российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001г. №1756-Р«… проблемы изучения истории и трагедий народов России являются составной частью проблемы повышения качества общего образования».

6. Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г №3266-1 в редакции от 22.08.2004 г. №122-фз. - « Под образованием в законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства…», « защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многофункционального государства».

7. Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербуржская школа 2005-2010гг.», одобренная Правительством Санкт-Петербурга, постановление от 22 марта 2005г. №343 - « … образование в недостаточной степени реализует воспитательную функцию в условиях новых социально-экономической реальности».

8. Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 гг. (Программа и толерантность), утвержденной Указом Президента РФ от 15.06.1996 № 909. – «… укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе принципов мультикультурализма ценностей многонационального российского общества», «Соблюдение прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия».

9. Закона РФ «Об образовательных стандартах» (принят Государственной думой в 2004 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: