Темы и задания для самостоятельной работы по разделам курса дисциплины

Введение. Предмет и содержание курса

Рекомендуемое время выполнения задания 2 часа.
Формируемые: знания - 3 1; З 2;

общие компетенции - ОК 1 - ОК 5; ОК 8 - ОК 9..

Задание:

1) Составьте глоссарий основных терминов и методологии статистики. Используйте источники информации, рекомендуемые в качестве основной и дополнительной литературы, а также Интернет - ресурсы.

2) Оформите выполненное задание на бумажном носителе.

В процессе выполнения задания раскройте определения основных терминов:

Статистика. Предмет статистики. Объект статистики. Статистическая совокупность. Единица статистической совокупности. Признак. Атрибутивные признаки. Количественные признаки. Дискретно изменяющиеся признаки. Непрерывно изменяющиеся признаки. Однородная статистическая совокупность. Неоднородная статистическая совокупность. Статистическая закономерность. Статистический показатель. Система статистических показателей.Методология статистики. Статистическое исследование.

Перед составлением глоссария обратите внимание на то, что:

Слово «статистика» имеет латинское происхождение (от status – состояние). В средние века оно означало политическое состояние государства. В науку этот термин введен в XVIII в. немецким ученым Готфридом Ахенвалем. Собственно как наука статистика возникла только в XVII в., однако статистический учет существовал уже в глубокой древности: проводились переписи населения в Китае, переписи скота в Египте, велся учет имущества граждан в Древнем Риме, затем – населения, домашнего имущества, земель в средние века.

У истоков статистической науки стояли две школы – немецкая описательная и английская школа политических арифметиков. Представители описательной школы считали, что задачей статистики является описание достопримечательностей государства только в словесной форме, без цифр и вне динамики, т.е. без отражения особенностей развития в те или иные периоды, а только лишь на момент наблюдения. Видными представителями описательной школы были Г. Конринг (1606–1661), Г. Ахенваль (1719–1772), А. Бюшинг (1724–1793) и др. Политические арифметики ставили целью изучать общественные явления с помощью числовых характеристик – меры веса и числа, видели основное назначение статистики в изучении массовых общественных явлений с учетом требований закона больших чисел. Виднейшим представителем и основателем этого направления был В. Петти (1623–1687). История показала, что последнее слово в статистической науке осталось именно за школой политических арифметиков.

В XIX в. получило развитие учение бельгийского статистика А. Кетле, основоположника учения о средних величинах. Математическое направление в статистике развивалось в работах англичан Ф. Гальтона (1822–1911 гг.) и К. Пирсона (1857–1936 гг.), В. Госсета (1876–1937 гг.) более известного под псевдонимом Стьюдента, Р. Фишера (1890–1962 гг.) и др. Прогрессу статистической методологии способствовали – труды российских статистиков – А.А. Чупрова (1874–1926 гг.), В.С. Немчинова (1894–1964 гг.), С.Г. Струмилина (1877–1974 гг.) и др.

Развитие статистической науки, расширение сферы практической статистической работы привели к изменению содержания самого понятия «статистика». В настоящее время термин «статистика» употребляется в следующих значениях:

- комплекс учебных дисциплин, обладающих определённой спецификой и изучающих количественную сторону массовых явлений и процессов жизни;

- отрасль практической деятельности по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых разнообразных процессах и явлениях жизни;

- совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов жизни; (статистические данные являются результатом статистической работы)

- статистические методы, применяемые для изучения социально-экономических явлений.

Статистика как общественная наука представляет собой целостную систему научных дисциплин: теория статистики, экономическая статистика и её отрасли, социально-демографическая статистика и её отрасли. Статистика развивается как единая наука, и развитие каждой отрасли развивает её в целом. Теория статистики – это наука о наиболее общих принципах и методах статистического исследования социально-экономических явлений. Она разрабатывает ряд понятий и систему категорий статистической науки, рассматривает методы сбора, сводки, обобщения и анализа статистических данных. Теория статистики - методологическая основа всех отраслевых статистик. Экономическая статистика разрабатывает и анализирует синтетические показатели – ВНБ, ВВП, ВНП, а также структуру, пропорции, взаимосвязь отраслей и элементов общественного производства, размещение и использование производительных сил и материальных ресурсов. Отрасли экономической статистики – статистика промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.п. Социально – демографическая статистика формирует и анализирует систему показателей различных сторон социальных условий и образа жизни, а её отрасли – статистика. населения, культуры, просвещения, права и т.п.

Статистика является самостоятельной учебной дисциплиной, которая тесно связана с такими дисциплинами, как «Экономика организаций», «Социология», «Экономический анализ», «Финансы организации» и др.

Предметом изучения статистики как науки является количественная сторона массовых процессов и явлений, которые включают совокупность фактов, событий, единиц.Иными словами, предметом изучения статистики выступают размеры и количественные соотношения качественно определённых социально – экономических явлений, закономерности их связи и развития в конкретных условиях места и времени.

Объектом изучения статистики является та область деятельности людей, к которой эти факты и события относятся.

Свой предмет статистика изучает при помощи определенных категорий, т.е. понятий, которые отражают наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира.

Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц. Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом, что устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

Единица совокупности – первичный элемент статистической совокупности, являющийся носителем признаков и основой ведущегося при обследовании счета.

Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы: количественные и атрибутивные. Количественные признаки имеют непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными. Атрибутивные признаки, не имеют непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д. Основную классификацию признаков в статистике можно представить так:

Параметр классификации Вид признака Пример признака
По характеру выражения Описательные (атрибутивные) Цвет волос человека
Количественные (числовые) Рост человека
По способу измерения Первичные (объемные) Вес человека
Вторичные (расчетные) Производительность труда
По характеру вариации Альтернативные Пол человека
Дискретные Возраст человека
Интервальные Возраст группы людей
По отношению ко времени Моментные Количество денег в кармане человека
Периодные Заработная плата человека за месяц

Статистический показатель – понятие, отражающее количественную оценку свойства изучаемого явления. Статистический показатель имеет три обязательных атрибута: количественную определённость, место и время (момент или период времени). Статистические показатели можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели (размеры, объемы, уровни изучаемого явления) и аналитические показатели (относительные и средние величины, показатели вариации и т.д.). Абсолютный показатель - показатель в форме абсолютной величины, отражающий физические свойства, временные или стоимостные характеристики социально-экономических процессов и явлений. Относительный показатель - показатель в форме относительной величины, получаемый как результат деления одного абсолютного показателя на другой и отражающий соотношение между количественными характеристиками изучаемых процессов и явлений. Средний показатель - показатель в форме средней величины, представляющий собой обобщенную количественную характеристику признака в статистической совокупности в конкретных условиях места и времени.

Система статистических показателей – совокупность взаимосвязанных показателей, которые отражают состояние и развитие массовых социально-экономических явлений с разных сторон, а также взаимосвязи, которые объективно существуют между явлениями.

Закономерность - повторяемость, последовательность и порядок изменений в явлениях. Статистическая закономерность - форма проявления причинной связи, выражающаяся в последовательности, регулярности, повторяемости событий с достаточно высокой степенью вероятности, если причины, порождающие события, не изменяются или изменяются незначительно. Статистические закономерности устанавливаются на основе анализа массовых данных.

Для изучения предмета статистики разработаны и применяются специфические приёмы, совокупность которых образует методологию статистики: метод массовых наблюдений; выборочный метод; метод группировки; метод обобщающих показателей; метод динамических рядов; индексный метод; корреляционно – регрессионный метод.

Познавательными задачами статистики как науки являются:

- изучение уровня и структуры массовых социально – экономических явлений;

- изучение взаимосвязей массовых социально – экономических явлений и процессов;

- изучение динамики массовых социально – экономических явлений.

Статистические методы используются комплексно (системно). Это обусловлено сложностью процесса экономико – статистического исследования, состоящего из трёх основных стадий:

1) Статистическое наблюдение заключается в сборе первичного статистического материала, в научно организованной регистрации всех существенных фактов, относящихся к рассматриваемому объекту. Это первый этап всякого статистического исследования.

2) Первичная обработка, сводка и группировка результатов наблюдения дает возможность все собранные в результате массового статистического наблюдения факты подвергать систематизации и классификации. Это второй этап статистического исследования.

3) Метод обобщающих показателей позволяет характеризовать изучаемые явления и процессы при помощи статистических величин – абсолютных, относительных и средних. На этом этапе статистического исследования выявляются взаимосвязи и масштабы явлений, определяются закономерности их развития, даются прогнозные оценки, т.е. выполняется анализ полученных сводных материалов. Это третий этап статистического исследования. Главная задача любого статистического исследования - получение обобщающих показателей и выявление закономерностей социально-экономических явлений и процессов в конкретных условиях места и времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: